Великий Инквизитор. О Втором Искушении

Николай Ферапонтов
Великий Инквизитор. О Втором Искушении *


Слова свои, как гвозди, забивает
В темнице гулкой мрачный кардинал,
И пленнику пространно объясняет,
Как «во-вторых» Он Духу отказал:

«Ты понял ли, в симпатиях бунтарства,
Что Сам основ надёжных не хранил?
И в разрушенье Собственного царства
Уж никого напрасно не вини!

А между тем Тебе что предлагалось? –
Три силы, чтоб Ты победил скорей,
Пленив их совесть, чтобы не мешалась, –
Для счастья слабосильных бунтарей.

Ты помнишь эти силы: чудо, тайна,
Незаменимый плюс –  авторитет.
Ты всё отверг в тот день необычайный,
Сказав трём силам главным трижды «нет».

Премудрый, страшный Дух, Тебя тревожа,
Возвёл на крышу храма и сказал:
«Чтобы узнать Тебе –  Ты Сын ли Божий,
То верзись вниз на твёрдый камень скал,

Ибо издревле сказано в преданье,
Что ангелы Его подхватят тут,
И чтоб не стал Он, падая, изранен,
На землю Его нежно отнесут.

Тогда узнаешь, Сын Ты есть ли Божий,
В Отца докажешь веру Твоего»,
Но Ты сказал, что сделать так не можешь,
И что в пустыне был не для того.

Ты поступил в тот миг великолепно,
Как Бог. Ты понял – только б к краю стал, 
Чтоб броситься, как будто веря слепо, –
В Него б Ты сразу веру потерял.

Когда б в Твоём Отце Ты усомнился,
То кончилось бы всё не хорошо, –
Без пользы бы о землю Ты разбился,
Которую в наш мир спасать пришёл.

Я повторяю, много ли таких то,
Как Ты, среди трудящихся людей,
Для них суть искушенья тайной скрыта,
Им не под силу состязаться с ней.

Природа человеческая так ли,
Чтобы отвергнуть чудо, создана, –
В моментах страшных жизни не иссякла
Мучительных вопросов глубина.

О, знал Ты несомненно, что Твой подвиг
Достигнет славой глубины времён,
Земли пределов, и в любом народе
В священных книгах будет сохранён.

И ты решил – навек вино в сосуде,
Что, почитая тишь библиотек,
Пребудет с Богом, не нуждаясь в чуде,
Пошедший за Тобою человек.

Но Ты не знал, есть у людей причуда
Не верить в то, чего не видит глаз,
И человек, едва отвергнув чудо,
Отвергнет Бога в тот же самый час.

Но человек без чуда жить не в силах,
И новых он найдёт себе чудес
У колдунов и знахарей унылых,
Хоть сам сто раз безбожник и балбес.

Ты не сошёл с креста, когда кричали
Тебе от всей сердечной глухоты
 «Сойди с креста без скорби и печали
И мы поверим в то, что это Ты!»

Ты не сошел в насмешку силам вражьим
И чудом подчинить не захотел,
Ты для людей свободной веры жаждал,
А не чудесной благостный удел.

Ты не желал невольничьих восторгов
Рабов перед могуществом Твоим,
Но, несмотря на бунтовщицкий норов,
Конечно же, невольники они.

Ты оглядись – прошло веков пятнадцать,
Кого вознёс, – попробуй, рассуди, –
Ты до Себя под шум и блеск оваций,
О чьих слезах печаль в твоей груди?

Клянусь, что создан человек слабее
И ниже, чем о нём Ты полагал!
Он сможет совершить ли, он сумеет,
Что Ты ему исполнить указал?

Ты поступал, его столь уважая
И возлюбив, как брата Своего, –
По существу ж, ему не сострадая,
Ты слишком много требовал с него.

Уважив его меньше, – рассуди же, –
Ты б снизил притязания Свои,
Уменьшил его ношу, сделал ближе
К Твоей всечеловеческой любви.

Он слаб и подл, бунтует повсеместно;
На нашу власть его направлен бунт, –
Гордится этим, не страшась ареста
И наказанья за свою борьбу.

Они низвергнут храмы и обильно
Пролитой кровью свой покрыв венец,
Не выдержат, как племя слабосильных,
И собственного бунта, наконец.

И, обливаясь глупыми слезами,
Они поймут, проклявши свой удел,
Что Тот, Создавший их бунтовщиками,
Над ними посмеяться лишь хотел.

От сказанного ими богохульства
Отчаянье их горькое смутит,
Природа ж человеческого чувства
Сама за богохульство отомстит.

Итак, смотри: смятение, несчастье,–
Людей простых теперешний удел
И это после той ужасной страсти,
Что Ты за их свободу  претерпел!

Пророк Твой, помню, толковал виденья, –
Из каждого колена у него
Участников  на первом  воскресенье 
Двенадцать тысяч было лишь всего.

Немного, в общем, на такой дороге,
Уже для человечества святой,
Они теперь не люди, а как боги,
Коль крест жестокий претерпели Твой.

Они десятки лет в нагой пустыне
Терпели, лишь акридами кормясь,
И можешь Ты гордиться ими ныне, –
Во имя Твоё жертва удалась.

Но вспоминая этих, всё ж немногих
Ты вспомни миллионы, у кого
Нет сил на то, что вытерпели боги,
Чтобы дойти до царства Твоего.

Чем виноваты этих слабых души, –
Твоих  даров  в них страх превыше сил.
Не избраны они! Да, Ты, неужто,
Лишь к избранным Тобою приходил?

Но если так, то тут такая тайна,
Что нам её и пастве не понять.
А если так, мы вправе не случайно
На собственную тайну уповать.

Мы тайну заявили и учили,
Что не свобода полная сердец
Или любовь, что им приятны были,
А тайна всё решает, наконец.

И тайне все должны повиноваться,
Их совесть оставляя в стороне…
Уж в этом мы сумели постараться,
И подвиг Твой исправили вполне.

АВТОРИТЕТ Твой выглядит, как надо,
На ЧУДЕ с ТАЙНОЙ твёрдо он стоит.
И люди рады, вновь пойдя, как стадо,
Что страшный дар не им принадлежит.

Скажи, мы в чём и где не правы были,
Людей бессилие смиренно осознав,
С любовью мы их ношу облегчили,
Все их грехи на плечи наши взяв?

Зачем Ты к нам явился с чудесами?
Со всей проникновенностью Своей
Коришь меня здесь кроткими глазами,
И мне любви не хочется Твоей.

Так как я сам люблю тебя не очень, –
И что мне это от Тебя скрывать, –
С кем говорю, я знаю, между прочим,
Ты ж знаешь всё, что я хочу сказать.

В Твоих глазах об этом я читаю,
И нашу тайну скрою ль от Тебя?
Её услышать хочешь – оглашаю
Из уст моих, о днях Твоих Скорбя!

Так слушай же: мы с НИМ, а не с Тобою, –
Восьмой сей тайне уж отсчитан век,
И от НЕГО мы взяли то с любовью,
Что Ты с негодованием отверг.

Последний дар, который предлагал ОН, –
Власть над земными царствами дарил, –
Мы взяли от НЕГО, чтоб не пропала.         
Теперь у нас меч кесаря и Рим!

Своё мы объявили воцаренье, –
Земное царство – верный наш догмат.
Закончить дело полным завершеньем
Мы не успели. Кто в том виноват?

О, дело это только лишь в начале,
И много будет горького во мгле,
Но мы достигнем, как и обещали,
Чтоб человек стал счастлив на земле.

А между тем ещё тогда Ты мог бы
Меч кесаря рукой Своей поднять,
И власть Твоя была бы высшей пробы…
Зачем же дар решил ты не принять?».


* - по мотивам романа Ф. М. Достоевского
«Братья Карамазовы».

17.02.2024


Великий Инквизитор

Содержание

1.  Арест Спасителя
http://stihi.ru/2024/02/03/2836

2.  О трёх искушениях
http://stihi.ru/2024/02/11/3364

3.  О первом искушении
http://stihi.ru/2024/02/16/3152

4.  О втором искушении
http://stihi.ru/2024/02/20/3095

5.  О третьем искушении
http://stihi.ru/2024/02/22/3208

6.  Поцелуй в сердце.  Заключение
http://stihi.ru/2024/03/07/4868