Аркадий и Борис Стругацкие, провидцы. Часть 1

Юрий Сенин 2
«Грамотный? На кол тебя! Стишки пишешь? На кол! Таблицы знаешь? На кол, слишком много знаешь!»
 Аркадий и Борис Стругацкие. "Трудно быть богом", 1963

«Все правильно. Городишко наш - дыра. Всегда дырой был и сейчас дыра. Только сейчас, — говорю, — это дыра в будущее. Через эту дыру мы такое в ваш мир накачаем, что все переменится. Жизнь будет другая, правильная, у каждого будет все, что надо. Вот вам и дыра. Через эту дыру знания идут. А когда знание будет, мы и богатыми всех сделаем, и к звездам полетим, и куда хочешь заберемся. Вот такая у нас здесь дыра».
Аркадий и Борис Стругацкие. "Пикник на обочине", 1971

"Они вышли на проспект Президента. Здесь было много фонарей, и попадались прохожие, ... Здесь были освещенные витрины, и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр... И над всем этим сквозь дождь сияли золотые и синие заклинания: "Президент - отец народа", " Легион Свободы - верный сын Президента", "Армия - наша грозная сила"."
Аркадий и Борис Стругацкие. "Гадкие лебеди", 1967

(В этой части о книгах: «За миллиард лет до конца света», «Жук в муравейнике», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом», «Гадкие лебеди»)

   Братья Стругацкие были для меня в детстве неким фоном, я что-то читал, скорее всего «Страну багровых туч», даже и фильм был, но даже их коммунистические взгляды первого периода стали мне понятны и оценены много позже. Потом, в 70-х, я прочитал в «Знание-сила» две их важные вещи: «За миллиард лет до конца света» и «Жук в муравейнике». Я тогда жил в Ясенево и был подписан на «Знание-сила», до сих пор номера со Стругацкими любовно храню. Это было утраченное нынче особое удовольствие – получать следующий номер журнала с продолжением читаемой публикации, я был подписан еще на «Иностранку» и «Новый мир». Очень ждал следующего номера со Стругацкими и буквально проглатывал. Я считаю, что Стругацких недооценили как писателей, не как фантастов. Они точно отобразили время 70-х. Для интереса, просто возьмите "За миллиард лет до конца света", желательно в журнале "Знание-сила", там еще и очень характерные иллюстрации. С точки зрения научного предвидения - очень занятная вещь, суть в том, что природа начинает бурно бороться с некоторыми наиболее перспективными идеями, возникающими в головах людей. Вот в сюжете несколько знакомых, одаренных и бурно развивающих свою область молодых и не очень молодых людей, работающих в совершенно разных областях, подошли к этой черте, и природа начала их тормозить, разными способами, кому посылала кванты в виде симпатичных девушек, или, к примеру, у человека начинала сильно болеть голова, как только он начинал заниматься своей темой. Эта идея сейчас, если подумать, очень актуальна, вспомните появление ковида, тормознувшее мировую экономику, или серию гибридных войн и конфликтов, тоже не способствующих развитию, изменение климата, так и не нашедшее адекватной реакции, и, наконец, всё возрастающее как раз сейчас всеобщее увлечение на Западе нетрадиционными связями (что явно может привести к вымиранию), в общем, несмотря на воплощение этой идеи в романе, явно невозможное с физической точки зрения, идея-то очень интересная, просто может быть мы ещё не дожили до её реального исполнения. Но как описаны 70-е годы! Я долго носил в себе это чувство расплавленного города, отсутствие денег и наличие голодного кота, всё это у меня тогда было в избытке, причём я всё это перенёс в Москву, в Ясенево, хотя на самом деле действие повести происходило в Питере.
   «Жук в Муравейнике» - особый роман, на мой взгляд, недооценённый, начало там такое:
Стояли звери
Около двери:
В них стреляли,
Они умирали
    (Стишок маленького мальчика)
Роман о взаимодействии цивилизаций, а также о праве на убийства спецслужб. Читателю так и не ясно, был ли в действительности Лев Абалкин "автоматом Странников", но впоследствии Борис Стругацкий все же касается поступка Рудольфа Сикорски, убившего Льва Абалкина. "Авторы не представляют себе мира без секретной службы вообще. Такой мир - утопия, и не надо себя обманывать сказками. ... Отсюда - неизбежность службы безопасности, со всеми её онёрами, к сожалению." Аркадий и Борис Стругацкие. "Жук в муравейнике". 1979. "Знание-сила". N 9,1979. Рисунок Е. Шеффера. (Фото 5). Тема взаимоотношений цивилизаций – центральная тема в творчестве братьев Стругацких, особенно это вылилось в самом известном их романе: «Трудно быть богом», об этом - ниже.
   А в тот период я много читал самиздата, в частности: «Сказку о тройке» и «Гадкие лебеди», но для меня важнее был «Пикник на обочине». Так получилось, что повесть я не читал, а экранизацию Андрея Тарковского «Сталкер» увидел в армии, я как-то об этом уже писал на этой странице. Меня тогда после срочной службы засунули на офицерские курсы в Донецк, тогда еще общесоветский, ну и в город привезли для закрытого показа «Сталкер», а как известно, сарафанное радио очень быстро всем желающим доносит такую информацию, даже если ты за бетонным забором с колючей проволокой сверху, вот мы и рванули с товарищем в самоволку. Наверное, это всё-таки из-за армейского стресса, но в тот раз фильм на меня сильно подействовал, религиозностью своей и мыслями, которые тогда возникали при просмотре, и конечно на гражданке при случае я всегда читал Стругацких. А тогда нас поймали, ну как поймали, там половины казармы после отбоя на месте не было, просто мы последние явились. Полковник наш, который с дуру забрел в казарму после отбоя, очень нервничал и орал, а на следующий день нас на две недели исключили из Комсомола. В общем, весело «Сталкер» посмотрели (полностью об этой истории см. http://stihi.ru/2017/02/23/11517). Хотя и тогда, и сейчас я считаю фильм и книгу – двумя разными произведениями, с разной эстетикой и разным смыслом. В повести «Пикник на обочине» (1971) действие разворачивается в городке Хармонт, одном из шести мест на Земле, где побывали пришельцы, факт их посещения очевиден: эти шесть мест переполнены непонятными, опасными аномалиями, а также артефактами, которые локально меняют законы физики. Зоны посещения огорожены и посещаются учёными, а также сталкерами, расхищающими артефакты для продажи. И тут есть важный вопрос: о чём всё-таки книга? Сталкер Рэд Шухарт говорит в баре: «Все правильно. Городишко наш - дыра. Всегда дырой был и сейчас дыра. Только сейчас, — говорю, — это дыра в будущее. Через эту дыру мы такое в ваш мир накачаем, что все переменится. Жизнь будет другая, правильная, у каждого будет все, что надо. Вот вам и дыра. Через эту дыру знания идут. А когда знание будет, мы и богатыми всех сделаем, и к звездам полетим, и куда хочешь заберемся. Вот такая у нас здесь дыра». И я всё время думал, что это о нас, о всём человечестве, и тут встретил мнение Дмитрия Быкова. Он считает, что речь идёт о «советском проекте», он считает, что история о Рэде Шухарте и его друзьях – «откровенная история о советском проекте, но сбываться это стало только через 30 лет», можете посмотреть его лекцию, она есть на Ютюбе. В пересказе Быкова Рэд Шухарт говорит: «Да, у нас зона, у нас грязно, у нас страшно, но через нашу зону сквозит будущее». В интерпретации Быкова, здесь «содержится отношение Стругацких в советскому проекту, потому что, все остальные проекты обречены, а насчет этого проекта мы ещё ничего не знаем». Я не знаю, как относиться к этим словам, после некоторых размышлений я допускаю такую интерпретацию, более того, я нашел дополнительные аргументы в её пользу, кроме того, имеются ссылки на подобные мысли в других произведениях, но тем не менее, я убежден, что у Стругацких речь о всем человечестве, а уж в картине Тарковского это очевидно и подчёркнуто. 
     О Стругацких и их произведениях можно много написать, да всё, наверное, уже сказано и показано, есть прекрасные фильмы, но главное, что я хочу о них сказать здесь, это то, что во многих их произведениях есть мысли, предупреждающие о тоталитаризме. Они сами говорили о двух периодах своего творчества, первый был коммунистическим, и мне кажется они искренне верили в победу коммунизма, похоже, больше, чем Суслов, или, скажем, Андропов. Но он у них был слегка другим: полное материальное благополучие, отсутствие границ и всеобщее объединение трудящихся всех стран и народов, и свобода творчества, включая полное отсутствие цензуры, а вот по последнему пункту у них вскоре начались проблемы и неприятности, иногда доходившие до смешного.
     Понимаете, есть, конечно, вещи Стругацких, которые глубоко у нас под коркой, такие как «Трудно быть богом» или «Пикник на обочине», и я коснусь многих из их знаменитых произведений, ничуть не претендуя на профессиональное освещение их творчества, это просто личный взгляд на вещи. Но начну подробно я с «Гадких лебедей», я прочитал роман в начале 70-х, в самиздате, как мне кажется, те версии, которые мне попадались позже, существенно отличались.
Повесть первоначально должна была выйти в «Молодой гвардий» в 1968 году, но не прошла цензуру. В 1972 году повесть без ведома авторов была опубликована в ФРГ издательством «Посев», а в СССР в сокращении впервые была напечатана в 1986 году в журнале «Изобретатель и рационализатор» (№ 9 и 10). Вариант текста под названием «Время дождя» был напечатан в 1987 году в журнале «Даугава». Параллельно текст повести был включён в роман «Хромая судьба», издание которого вышло в 1989 году. Для меня занятно то, что описанный бар «Жемчужница» в «Хромой судьбе», это не что иное, как бар «Ракушка», в Тропарево (ныне заброшенный), где часто бывали Аркадий и Борис Стругацкие, поскольку Аркадий жил тогда в Тропарево по адресу: Проспект Вернадского, 119, (фото братьев на балконе с видом на храм Архистратига Михаила в Тропарево).  Как раз в этом доме и я живу, и вид у меня абсолютно такой же, так что я подробно напишу именно о «Гадких лебедях».
    Смысл повести в том, что в некий нестоличный городок приезжает его уроженец, известный столичный писатель Виктор Банев. Он пьяница и скандалист, но дело свое знает, в городе живет его бывшая жена Лора, неприятная истеричная особа, и его дочь Ирма. Он видит странную ситуацию в городе: молодежь (14-16 лет) необычайно одаренная и находится под влиянием «мокрецов». Мокрецы живут в лепрозории, местные их ненавидят по большей части из-за того, что от них в городе постоянно сумрак и дождь (как они считают), и ещё, считается, что они сманивают детей и влияют на них. О Баневе мы узнаём из его встречи с вундеркиндами, и это описано поистине мастерски, что бы ни говорили и не писали многочисленные критики, педагоги и философы. Разговор Банева с молодежью я приводить не стану, это долго, но ссылку на аудио приведу в конце. Первое, что меня в книги задело, это ненависть обывателя к книгочеям, а это одна из сюжетных линий книги «Трудно быть богом», значит бились они с этим постоянно. Так вот, в «Гадких лебедях» по сюжету избивают мокреца, а затем он исчезает, при этом Банев сам получил кастетом по загривку. Голем (главврач лепрозория Юл Голем) рассказал, что именно дальше произошло с этим мокрецом:
"- Значит, сейчас его там допрашивают? - приговорил Виктор.
Голем долго молчал. Потом сказал:
- Он умер.
- Забили?
- Нет. Наоборот. - Голем снова промолчал. Они, болваны, не давали ему читать, и он умер от голода." Это о мокреце.
Аркадий и Борис Стругацкие. "Гадкие лебеди". 1967
    Дальше в повести есть очень интересный фрагмент, это беседа Павора (санитарный инспектор) и Банева в баре, привожу в сокращении:
«— Нет, — сказал Павор. — Нет… Человечество валится в пропасть, потому, что человечество обанкротилось…  — Человечество обанкротилось биологически - рождаемость падает,
распространяется рак, слабоумие, неврозы, люди превратились в наркоманов. Они
ежедневно заглатывают сотни тонн алкоголя, никотина, просто наркотиков, они начали с
гашиша и кокаина и кончили ЛСД. Мы просто вырождаемся. Естественную природу мы
уничтожили, а искусственная уничтожит нас. Далее… мы обанкротились идеологически —
мы перебрали уже все философские системы и все их дискредитировали, мы перепробовали
все мыслимые системы морали, но остались такими же аморальными скотами, как
троглодиты. Самое страшное в том, что вся серая человеческая масса в наши дни остается
той же сволочью, какой была всегда. Она постоянно требует и жаждет богов, вождей,
порядка, и каждый раз, когда она получает богов, вождей и порядок, она делается
недовольной, потому что на самом деле ни черта ей не надо, ни богов, ни порядка, а надо ей
хаоса анархии, хлеба и зрелищ. Сейчас она скована железной необходимостью еженедельно
получать конвертик с зарплатой, но эта необходимость ей претит, и она уходит от нее
каждый вечер в алкоголь и наркотики… Да черт с ней, с этой кучей гниющего дерьма, она
смердит и воняет десять тысяч лет и ни на что больше не годится, кроме как смердеть и
вонять. Страшное другое - разложение захватывает нас с вами, людей с большой буквы,
личностей. Мы видим это разложение и воображаем, будто оно нас не касается, но оно все
равно отравляет нас безнадежностью, подтачивает нашу волю, засасывает… А тут еще это
проклятье — демократическое воспитание: эгалитэ, фратерните, все люди — братья, все из
одного теста… Мы постоянно отождествляем себя с чернью и ругаем себя, если случается
нам обнаружить, что мы умнее ее, что у нас иные запросы, иные цели в жизни. Пора это
понять и сделать выводы — спасаться пора.
— Пора выпить, — сказал Виктор. Он уже пожалел, что согласился на серьезный разговор с санитарным инспектором. Было неприятно смотреть на Павора. Павор слишком
разгорячился, у него даже глаза закосили… а говорил он, как все
агенты пропастей, лютую банальщину..
— Это все, что вы мне можете ответить? — осведомился Павор.
— Я могу вам еще посоветовать. Побольше иронии, Павор. Не горячитесь так. Все равно вы ничего не можете. А если бы и могли, то не знали бы — что. Павор иронически усмехнулся.
— Я-то знаю, — сказал он.
— Ну-с?
— Есть только одно средство прекратить разложение…
— Знаем, знаем, — легкомысленно сказал Виктор. — Нарядить всех дураков в золотые
рубашки и пустить маршировать. Вся Европа у нас под ногами. Было.
— Нет, — сказал Павор. — Это только отсрочка. А решение одно: уничтожить массу.
— У вас сегодня прекрасное настроение, — сказал Виктор.
— Уничтожить девяносто процентов населения, — сказал Павор. — Может быть, даже
девяносто пять. Масса выполнила свое назначение — она породила из своих недр цвет
человечества, создавший цивилизацию. Теперь она мертва, как гнилой картофельный
клубень, давший жизнь новому кусту картофеля. А когда покойник начинает гнить, его пора
закапывать.
— Господи, — сказал Виктор. — И все это только потому, что у вас насморк и нет
пропуска в лепрозорий? Или, может быть, семейные неурядицы?
— Не притворяйтесь дураком, — сказал Павор. — Почему вы не хотите задуматься над
вещами, которые вам отлично известны? Из-за чего извращают самые светлые идеи? Из-за
тупости серой массы. Из-за чего войны, хаос, безобразия? Из-за тупости серой массы,
которая выдвигает правительства, ее достойные. Из-за чего Золотой Век так же безнадежно
далек от нас, как и во времена оного? Из-за тупости, косности и невежества серой массы. В
принципе, Гитлер был прав, подсознательно прав, он чувствовал, что на земле слишком много лишнего. Но он был порождением серой массы и все испортил. Глупо было затевать уничтожение по расовому признаку. И кроме того, у него не было настоящих средств уничтожения.
— А по какому признаку собираетесь уничтожать вы? — спросил Виктор.
— По признаку незаметности, — ответил Павор. — Если человек сер, незаметен,
значит, его надо уничтожить.
— А кто будет определять, заметный это человек или нет?
— Бросьте, это детали. Я вам излагаю принцип, а кто, что и как это детали».
Вот такие рассуждения! Дальше в повести дети уходят из дома к мокрецам, в лепрозорий. По словам Голема, строить новый мир. Что это за новый мир фактически неизвестно, но в новом мире новые люди не пьют и не ругаются. Горожане, родители и власти города в шоке, возбуждены и собираются у лепрозория. «Вы мне только скажите, Голем, чего они хотят?». «Счастья!» -говорит Голем.
    В конце повести ушедшие дети начинают строить новый мир, мокрецы исчезают, а остальные жители города эвакуируются, начинается такой всеобщий драп. Зурзмансор (идеолог мокрецов и нового мира) прощается с Баневым, сказав напоследок: «Будущее создаётся тобой, но не для тебя. Вы, наверное, это уже поняли». Дождь прекращается, восходит солнце, и под его лучами город испаряется. Голем сообщает Баневу, что мокрецов больше нет, не будет и не было, и предлагает уезжать, но Банев решил остаться: «На кой чёрт я нужен, если я не посмотрю? Это же моя специальность — смотреть». Диана тоже остаётся с Баневым. Тат же приходят Ирма и её друг Бол-Кунац - совсем взрослые и полные счастья. Короче, и было им счастье!
    Получается, что в повести «Гадкие лебеди» (1967, опубликована в 1986) братья Стругацкие открыто провозгласили несбыточность утопических надежд человечества по причине патологической слабости человеческой природы. Если в «Трудно быть богом» жестокий и неприятный мир имеет будущее, то в «Улитке на склоне» будущее выглядит весьма неопределённо, в «Гадких лебедях» его не существует в принципе. Разные герои предлагают собственные проекты нового мирового порядка, но он в любом случае ведёт не к торжеству масс, а к полному лишению этих масс гражданских прав в угоду количественно меньшей элите. Главный герой вынужден постигать мертвящую истину: «Будущее создаётся тобой, но не для тебя».
   Теперь о повести «Трудно быть богом» - наверное, самом популярном произведение Стругацких. Повесть «Трудно быть богом» (1964) выводила психологизм Стругацких на принципиально иной план: посланцы земного Института экспериментальной истории оказались на планете, на которой был феодализм, что конечно противоречило идеям коммунизма. Кроме того, общество этой планеты сваливается к фашизму, не проходя стадию капитализма». Землянин Антон, который предстаёт в образе благородного дона Руматы Эсторского, не имеет, как и все сотрудники Института, права напрямую вмешиваться в ход развития цивилизации на планете — в данном случае в стране Арканаре. Однако Антон по мере сил пытается помешать творящейся вокруг несправедливости. У Антона появилась возлюбленная, Кира, и он всё больше устаёт от жизни среди отупевших от бесправной и безвольной жизни местных жителей, среди которых любого книгочея могут схватить и замучить. Будах, один из тех, жизнь которых спасает Румата, говорит: «— Сущность человека в удивительной способности привыкать ко всему. Нет в природе ничего такого, к чему бы человек не притерпелся. Ни лошадь, ни собака, ни мышь не обладают таким свойством. Вероятно, бог, создавая человека, догадывался, на какие муки его обрекает, и дал ему огромный запас сил и терпения. Затруднительно сказать, хорошо это или плохо. Не будь у человека такого терпения и выносливости, все добрые люди давно бы уже погибли, и на свете остались бы
злые и бездушные. С другой стороны, привычка терпеть и приспосабливаться превращает
людей в бессловесных скотов, кои ничем, кроме анатомии, от животных не отличаются и
даже превосходят их в беззащитности. И каждый новый день порождает новый ужас зла и
насилия». Подумайте, это не о выдуманном феодальном государстве, это о нас с вами. А в повести, когда убивают Киру, Румата срывается, становится неистовым и непоколебимым Арканарским доном, забывает земную этику и выбирает борьбу, пусть и заранее обречённую. Повесть посвящена проблеме вмешательства высшей цивилизации в дела отсталых миров, но Стругацкие показывают не только, что такое вмешательство может нести гибель тем, кому эта цивилизация пытается помочь, они показывают и наш собственный мир.
     О Стругацких:
     Братья Стругацкие, советские и российские писатели-фантасты 
Аркадий Натанович (1925 - 1991) и Борис Натанович (1933-2012). Стругацкие — русские советские писатели, сценаристы, одни из немногих советских авторов научной и социальной фантастики, оказавшихся востребованными после распада СССР.
    Начало их жизни связано с блокадным Ленинградом, Аркадий с отцом выехали через Ладогу, Борис остался с матерью в Ленинграде, и это на мой взгляд многое определило.
     Борис вспоминает: «Жил я, и родился между прочил, по Карла Маркса,4, был раньше рядом с нынешней гостиницей Ленинград, там я провел Блокаду. Ленинград – это был город-покойник, кроме трупов на улице нельзя было увидеть ничего постоянного, когда я шёл искать маму в райжилотделе, я прошел расстояние километра три, и я встретил один труп и не встретил ни одного живого человека.
    Мы в квартире остались с мамой одни. Мама работала. Мне тогда было восемь с половиной лет, и я оставался один в квартире. Мне было безумно холодно и очень страшно. Дожидаясь маму, я обычно стоял в тамбуре между дверьми и слушал всё, что происходит на лестнице. Но там ничего не происходило, на всех лестнице, насколько я помню, жило две семьи. Все либо уехали, либо умерли, и вот так я, маленький мальчик, царапал поверхность двери, трогал засов, и мучительно просил судьбу, чтобы она послала мне маму. А больше всего на свете я боялся, что она не вернется. Больше всего на свете я боялся остаться один». 
   Аркадий вспоминает: «Я жив, но я прошёл, а вернее прополз, через такой ад в дни жесточайшего голода и холода, мы погрузились в грузовичок, который должен перевезти нас на другую сторону Ладоги. Шофер был новичок, сбился с дороги, и машина провалилась в полынью. Кое как машина снова тронулась, и мы, в хрустящих ото льда одеждах, снова влезли в кузов. Жихарево, первая озёрная станция, начальник, наверное, совершал огромное преступление, выдавал каждому буханку хлеба и по котелку каши. Началась дизентерия, снег вокруг бараков и нужников за одну ночь стал красным. Уже тогда отец едва мог передвигаться, а в Вологде мы с отцом, поддерживая друг друга, добрались до вокзала. Очнулся я в госпитале. Смутно и без боли видел, как с меня стащили носки и ногти на ногах, на другой день мне сообщили о смерти отца».
    Аркадий был старше на восемь лет, и в детстве это важно. Совершенно разными были черты формирования личности братьев, мировоззренчески Аркадий и Борис относились к разным поколениям: в 1941 году старшему из братьев было 16 лет, и его детские годы пришлись на эпоху, когда за всё говорили „спасибо“ товарищу Сталину. Личность Бориса Стругацкого формировалась во время войны, блокады и эвакуации, что возможно определило его скептическое отношение к политическому строю страны. Так что предпочтения братьев Стругацких формировались в совершенно разной среде. Аркадий Стругацкий, окончив Военный институт иностранных языков, получил специальность офицера-переводчика с японского и английского языков и в 1946—1954 годах имел опыт работы с секретными документами и допросов военнопленных и военных преступников. Борис Стругацкий после возвращения в Ленинград жил обычной жизнью интеллигентного школьника и студента, окончив Ленинградский университет (математико-механический факультет.
    Вся их литературная работа прошла в неравной борьбе с советской цензурой, причем никакими диссидентами они не были, они были за построение коммунизма, но, как я уже писал, коммунизм-то был несколько иной в их представлениях. Вся история этой борьбы слишком сложна для изложения здесь, в конце поста есть ссылка на фильм «Синяя папка», смотрите, кому интересно, а здесь, по ходу обсуждения их книг, и, если это важно, я непременно буду упоминать об этих трудностях. Что касается «Гадких лебедей», это на удивление поучительная история, ну и уж повесть «Попытка к бегству» - это важный этап в их представлениях о советском обществе: Из советского концлагеря бежит советский человек. Конечно, в попытке напечатать повесть появился фашистский концлагерь и сс-овцы, но рукописи не горят, всё зафиксировано, и мы знаем это.
    Итак, в 1957—1959 годах Аркадий и Борис Стругацкие написали повесть «Страна багровых туч» и несколько рассказов, которые рано обратили на себя внимание критиков. В первой половине 1960-х годов Стругацкие создали единый фантастический мир, в котором разворачивается действие почти десятка повестей. Выстроенный ими образ коммунизма невозможен в принципе, но они в этом мире увидели наш будущий мир, и во многом оказались правы. Поэтому я и назвал их провидцами. 
         В 1958 году, когда Стругацкие ожидали прохождения дебютной повести «Страна багровых туч» в редакции «Детгиза», Роман Ким организовывал выпуск специализированного альманаха фантастики. После 1966—1968 годов изменилось отношение к фантастической литературе (особенно разрабатываемой Стругацкими философской фантастике) на уровне Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ. Это выразилось в издании закрытых постановлений, регулирующих издательскую политику в области фантастики, и развёрнутых в прессе критических кампаниях против конкретных писателей и произведений. Серьёзные конфликты соавторов с партийными властями произошли в 1968 и 1972 годах в связи с публикацией повести «Сказка о Тройке» в альманахе «Ангара» и печатанием повести «Гадкие лебеди» в эмигрантском издании «Грани». После 1968 года три произведения Стругацких («Сказка о Тройке», «Улитка на склоне», «Гадкие лебеди») постепенно переходят в разряд неподцензурной литературы, распространяемой в самиздате
    На Западе Стругацких стали рассматривать как диссидентствующих, оппозиционных писателей, что было следствием публикаций литературоведа Дарко Сувина и журналиста Клауса Менерта. Подчёркивание ими идеологических противоречий советского государства и творчества писателей отодвинуло на второй план собственно литературный анализ, да и реальные их взгляды.
    После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника».
   В 1991—1994 годах вышло первое собрание сочинений Стругацких издательства «Текст». В 1990-е годы вышло множество изданий, в том числе серия «Миры братьев Стругацких». Коллектив исследователей Стругацких (так называемая «Группа „Людены“») в 2001—2003 годах выпустил 11-томное собрание сочинений на основе архивных текстов, и в 2015—2022 годах — полное собрание сочинений Стругацких в 33 томах.
   В 2014 году имя писателей присвоено площади в Санкт-Петербурге неподалёку от дома Бориса Стругацкого.
О смерти Аркадия Стругацкого и Бориса Стругацкого см. в Части 2.
Кроме того, в Части 2: «Улитка на склоне», «Попытка к бегству», «Хищные вещи века», «Первые люди на первом плоту», «Обитаемый остров», «Дьявол среди людей», «Жиды города Питера».
В Приложениях аудиоверсии некоторых книг Стругацких, а уж фильмы, если интересно, вы и сами посмотрите.

Приложения:
1. Синяя папка братьев Стругацких (об их биографии и запретах на печать)
https://www.youtube.com/watch?v=mNWvfJ0iBu8&t=1049s
2. Блокадный Ленинград, смерть отца.
https://www.youtube.com/watch?v=gioLE1ES2tU
3. Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом». Радиоспектакль
https://www.youtube.com/watch?v=Sb38L7dCw-M&t=14832s
4. Аркадий и Борис Стругацкие «Гадкие лебеди». Радиоспектакль
https://www.youtube.com/watch?v=IfMvOTwYImw&t=9591s
5. Стругацкие Аркадий и Борис. Пикник на обочине.. Аудиокнига
https://www.youtube.com/watch?v=IAD-ANTvs9Y&t=4776s
   
Фото:
Стругацкие на балконе в Тропарево, 1980-е

21.2.2024