От составителя. Русская Классика Советской эпохи

Василий Дмитриевич Фёдоров
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

               
             О, если б и моя строка крепила
             На стройке века               
             Хоть одно стропило!
               
                Василий Фёдоров
               
Весной 2009 года, при составлении новой книги поэта и прозаика Василия Фёдорова «…Неоконченная «Книга Души», в начало содержания поставлена его ироническая поэма в семи песнях «Женитьба Дон–Жуана», которая с декабря 1977 года, с момента выхода первой авторской книги «Женитьба Дон-Жуана», в последующих изданиях неизменно насчитывала в содержании 657 строф-октав:
(1–57 + 2–72 + 3–92 + 4–93 +5–118 + 6–119 + 7–106) и 7 авторских песен.
 
Фёдоровское троекнижие: «Книга Любви», «Книга Веры», «…Неоконченная «Книга Души» вышло в г. Кемерово в конце декабря 2012 года накануне предстоящего 95-летия со дня рождения поэта Василия Фёдорова 23 февраля 2013 года.
30 октября 2013 года ироническая поэма в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана» поэта Василия Фёдорова явилась ключом к разгадке событий 1979 года в исследовательской работе «Провокация в Кемеровском аэропорту».
 
Через 4 года 15 декабря 2017 года, в канун 100-летнего юбилея Поэта и 40-летия со дня выхода первого издания его поэтической книги «Женитьба Дон-Жуана» – 27 декабря 1977 года, была подготовлена ещё одна исследовательская работа по творческому наследию поэта:
«Неподцензурные строфы-октавы поэта Василия Фёдорова в иронической поэме в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана».

Поводом послужили найденные, спустя 40 лет, из «чемоданных» архивных материалов Фёдоровского литературного наследия, с «лёгкой руки» самой Ларисы Фёдоровны Фёдоровой - супруги поэта, неопубликованные в советской печати и прижизненных книгах поэта –  десять строф-октав из иронической поэмы в семи песнях «Женитьба Дон -Жуана», которые не прошли «преграду» литературной цензуры в 1977  году.
Ироническая поэма стала насчитывать 667 фёдоровских строф-октав. Найденные десять оперативно были внесены в поэму на страничке поэта Василия Дмитриевича Фёдорова национального литературного портала «стихи. ру»…

   27 марта 2018 года на 7-х Областных краеведческих чтениях в г. Кемерово исследовательская работа была представлена под названием «История создания и публикация иронической поэмы в семи песнях В.Д. Фёдорова «Женитьба Дон–Жуана»: неподцензурные строфы-октавы». В электронном виде вошла в Сборник материалов 6-х и 7-х Межрегиональных ежегодных историко-краеведческих Чтений 2017-2018 годов (с. 310-313), наряду с другими работами участников.

   Витал лучик надежды, что в архивных «запасниках» литературного наследия поэта Василия Фёдорова откроются и другие его философские поэтические строки, мудрые жизненные мысли, пережив своих лицемерных «цензоров-небожителей»…


ПОИСК ФЁДОРОВСКИХ СТРОФ-ОКТАВ...

          Поэму Фёдорова «Женитьба Дон - Жуана»
          можно всю разобрать на цитаты, афоризмы»

                Эдуард Асадов. 24.04.1984.

    27 апреля 2022 года, спустя 4 года и три с половиной месяца, долгожданный лучик проявил себя на 45-летнюю дату завершения поэтом –  9 апреля 1977 года –  недооценённого сполна молчаливой «групповщиной критикой» и литературно-завистливой «столичной богемой» на исходе 20 века, и как показывают дальнейшие события с началом уже 21 века, к глубокому сожалению, забытого и вычеркнутого из литературного пространства Истории фундаментального классического поэтического труда советской эпохи – иронической поэмы в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана», по сути  Мирового Русского литературного шедевра.

   Этой же участи коснулись сейчас и все его стихи, поэмы, терцины, новеллы, прозаические произведения и, конечно, бессмертные книги… В данный момент «неведомая сила зла» держит «в ежовых рукавицах» всё многолетнее творчество поэта и прозаика Василия Фёдорова, не давая ему «вылететь» на волю, чтобы попасть в Души людей…
 
   По двум-трём стихотворениям из творчества невозможно даже разобраться в многоточиях после строк…  А Поэт нёс в своей Душе исконно Русские традиции, Русские знания, прекрасно разбираясь в земном Бытие...

Осталось много загадок, недосказаний, мысли ёмкого замета, заставляя
поколение «Красивых» в новом 21 веке – думать, понимать, решать...
Ошибочно утверждение, что В.Д. ФЁДОРОВ – поэт... А их-то было премного на Руси. Выходит, что за этим словом скрывается всего-навсего обыденность внешней оболочки творческой Личности. А главным есть – содержание!..

   Да, только изучив в полном объёме его Литературное наследие, Человек начинает понимать в какие глубины мудрости и познания Мироздания Василий Фёдоров Нас всех заставляет «окунуться»…
 
   К примеру, Александр Сергеевич Пушкин со своими сказками...
Но для этого надобно потрудиться головой...
Но никчёмная серость и сытость потребительского мышления – становятся порогом забвения для живительной мысли слова в грядущие времена…

   Вот что сказал о себе Поэт в дневниковых воспоминаниях своей супруги Л.Ф. Фёдоровой, которые вышли отдельной книгой «Они судьбу не выбирали, судьба их выбрала сама» в марте 2022 года. Многим читателям и знатокам поэзии это его откровение совсем ещё не известно:
 
«… Я, наверное, скоро погибну. И если ты останешься на земле, то помни:
я знал о себе то, что откроют позднее критики и литературоведы. Я знал смутно, а сегодня понял окончательно. Я не писатель, а пророк… Я бросил себя на исследование, а мой мозг наблюдает за мною… (с.263)

Дата – 27 апреля 2022 года!
В Марьевском литературно-мемориальном музее поэта Василия Фёдорова сотрудники музея, по моей просьбе «а вдруг!», оперативно отыскали в архивных материалах ещё 12 (!) «новых» строф-октав поэмы... которые в виде фотографий прислали на мой смартфон. Они пролили яркий свет на давнее событие, предшествовавшее этой «находке», но…

Заглянем в Историю конца 80-х годов 20 века:
13 марта 1988 года в Москве вдова поэта Лариса Фёдорова лично передала директору музея В.П. Шаповаловой в фонд Марьевского школьного музея поэта В.Ф. Фёдорова, согласно списка, наряду с другими документами и материалами, и «Седьмую песнь «Дон-Жуана» с авторской подписью.

Фото.

Как документально выглядела Песнь седьмая, находящаяся в запасниках архива музея, было неизвестно. Проявились лишь дополнительные страницы с вычеркнутыми строфами-октавами из иронической поэмы «Женитьба Дон-Жуана».
 Лариса Фёдоровна сама напечатала их на пишущей машинке, сверяя построчную последовательность с последней прижизненной книгой поэта Василия Фёдорова «Поэмы» 1983 года издания.
 
   Спустя 36 лет с момента завершения поэмы, на шести пожелтевших печатных страницах предстали ещё 13 фёдоровских строф-октав поэмы, из которых 12(!) относятся к Седьмой песне поэмы, правда одна из них –  вычеркнутая цензурой, всё же «вернулась» в книгу в декабре 1977 года.
Объём поэмы «подрос» уже до 679 фёдоровских строф-октав, но и на этом их общее количество не остановилось, ведя к авторскому оригиналу…

Дата – 5 мая 2022 года!
Имея в своём «Фёдоровском архиве» ранее собранные материалы из разных источников, а среди них и пять страниц из журнала «Огонёк» №28 за июнь 1976 года (с.20-24) с опубликованной Четвёртой песнью поэмы поэта Василия Фёдорова «Женитьба Дон-Жуана», решил «а вдруг!» провести сверку количества строф-октав в журнале и в книге. И не обманулся надеждой, обнаружив дополнительно ещё 5 строф-октав (!), которые всего через один год в 1977-ом почему-то будут «необдуманно вымараны» литературной цензурой из полноценного содержания авторского оригинала
в первой книге поэмы, наряду с другими. Так сколько же их «запретных»?

Вскрылся примечательный факт цензурной не состыковки и этому есть объяснение. Главный редактор авторитетного журнала «Огонёк» А.В. Софронов лично принимал решение для публикации, не найдя ничего запретного и крамольного в строфах-октавах Четвёртой песни поэмы.

Как видим, больше всех от литературной цензуры «пострадала» именно Седьмая заключительная песнь поэмы, к которой поэт Василий Фёдоров относился с особым трепетом и заботой. Именно в ней изложена главная
итоговая мысль всей поэмы, её значимость не только в жизни и творчестве поэта, а всего мирового литературного сообщества.
 
   Вот что говорил Василий Фёдоров своей супруге Ларисе Фёдоровой в декабре 1977 года:

«… Всё время был водораздел между поэзией Европы и нашей. Были «Дон Жуан» Байрона и «Дон Жуан» Пушкина. Считалось, что мы должны учиться у них. Я взял и смахнул эти водоразделы, соединив поэзию в одно русло!»
   
   16 строф-октав из 122-х – это 8-я часть Седьмой песни…
   Из всего полного авторского оригинала поэмы удалено – 27 строф-октав:
4-я песнь – 5, 5-я песнь – 3, 6-я песнь – 3, 7-я песнь – 16.

    Работа по составлению нового исследовательского труда продолжалась,
но не все собранные материалы удалось скрупулёзно систематизировать и обобщить, одновременно продолжая поиск и других, где упоминается поэма.
   
   В начале июля 2022 года в Нижнем Новгороде «пилотный вариант» в двух форматах (А3 и А4) оперативно был напечатан на 60 страницах для наглядного просмотра и внесения дополнительных корректив…

   В сентябре работа вновь продолжилась в Сибири, но в октябре по необъяснимым причинам застопорилась. Витала подсказка (не самой ли Душой поэта), что поиск строф-октав поэмы ещё не закончен, возможна ошибка аналитики имеющего объёма информации, с добрым напутствием: «Жди таинства открытий…». Притягивающей силой влёк к себе Музей поэта в Марьевке: «а вдруг!» увижу «нечто» в архиве своими глазами…

   Дата – 11 ноября 2022 года!
   В этот день в Музее поэта В.Д. Фёдорова у его сотрудников попросил ознакомиться с «известным подарком» Л.Ф. Фёдоровой от 13 марта 1988 года, указанным под №3 «Седьмая песнь «Дон-Жуана с авторской подписью» в её печатном листе «В фонд музея в Марьевке март 88 г.».

   Из фонда музея принесли и показали давнюю архивную папку №49
«Стихи и поэма Дон-Жуана (с правками В.Д. Фёдорова)», которая долгое время пребывала «в забвении» без полноценного исследования...
 
   В ней находились как «запретные» строфы-октавы, так и напечатанная на пишущей машинке копия Седьмой песни поэмы на 32-х листах с датой и автографом поэта Василия Фёдорова на последнем листе.

   В результате просмотра дополнительно выявлено ещё 17 (!) строф-октав поэмы: Песнь пятая – 4, Песнь шестая – 11 (!), Песнь седьмая – 2.
 
   Общим итогом пятилетки-поиска стали – 44 (!) строфы-октавы:
4 песнь – 5, 5 песнь – 7, 6 песнь – 14, 7 песнь – 18.
 
   Юбилейная книга поэта Василия Фёдорова с иронической поэмой в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана» в 1977 году насчитывала 657 строф-октав,   
в последующих изданиях оставаясь по объёму неизменной.

   Сейчас, в канун 105-летия со дня рождения поэта и прозаика Василия Дмитриевича Фёдорова, его бессмертное творение – ироническая поэма в семи песнях «Женитьба Дон-Жуана» вернулась в прежнее, с авторским автографом, «черноморское очертание» с 701-ой (!) строфами-октавами.