Литература - это хлеб, который никогда не черствее

Творческий Участок Абсурдософия
«Литература – это хлеб, который никогда не черствеет» (Борис Кутенков о книге Юрия Тубольцева «Абсурдософия»)

Рецензия Бориса Кутенкова - поэта, литературного критика, культуртрегера, обозревателя, редактора «Учительской газеты» и портала «Textura», литературного критика «Pechorin.net» - на книгу Юрия Тубольцева «Абсурдософия».

Юрий Тубольцев работает в традиции философского афоризма, представленного достойным рядом предшественников – от Монтеня до Александра Чанцева, – и достаточно небанален в этом. Среди них, как это свойственно столь субъектно-ориентированному, а потому неровному жанру, попадаются как те, которые явно хочется развернуть во что-то полноценное, так и самодостаточные. Скажем, когда читаешь: «Литература – это хлеб, который никогда не черствеет», сразу задаёшься вопросом, что же автор подразумевает под «литературой» в данном случае: абстрактную вечность – или отражение в самом себе, незыблемость восприятия определённых книг на всех уровнях жизни? Но, как понимаешь позднее, в однострочиях Юрия Тубольцева вырисовывается некая сквозная тема – я бы свёл её к одной мысли Ольги Балла о том, что любой вещи нужно оставлять право на недосказанность, или – более кратко – у Тубольцева: «Истина в неясности». К этой теме – в разных вариациях – автор возвращается не единожды. Сама эта установка на «неясность», разумеется, не может кое-где не вести к откровенной непонятности: «Критик поэта превращает в прозаика, ибо интерпретированный поэт – до пошлости прозаично» – в таких случаях уже ломаешь голову над тем, что хотел сказать Юрий, возражает ли он в принципе против критики поэзии или констатирует иное наблюдение, но какое?

Есть и довольно очевидные философемы («Миром движет дух конфликта» или «Не суди по личности по наличности» – в последнем случае автор явно ухватился за нехитрую игру слов). Вообще, мне кажется, именно игра словами – наиболее уязвимое место в эссеистике автора. Говоря: «когда философ выносит суждение – он грузчик», Тубольцев явно ведом семантикой слова «выносит», но, собственно, если разбираться в представленном суждении, то заметно, что за ним не стоит ничего, кроме омонимической двойственности прочтения. Уровню философского суждения Юрия Тубольцева совершенно не обязательна сцепка слов, работа с их этимологией и фонетикой, достаточно самой философской подкладки, не аранжированной дополнительным игровым началом. Самодостаточность игры слов, которая не ведёт к новому качеству мысли, иногда приводит к откровенной необязательности: «Новый год – это время салатов и салютов». Соответствует ли это в целом уровню рецензируемой книги или могло уйти из неё безболезненно? Мой ответ – последнее.

Есть некоторые противоречия – скорее всего, контекстуально разрешимые внутри собственной философской системы автора (но «Что бы ты ни думал, всё проще, чем ты думаешь» и «…даже каждом поверхностном суждении можно нащупать глубину» плохо складываются у меня целостный образ мысли говорящего). Когда противоречия внутри одного утверждения – это интереснее: Тубольцев часто форсирует их («человек – это неповторимость в штампованном и штампованное в неповторимом» – не думаю, что в таких случаях мы имеем дело с намеренным затуманиванием смысла или с противоречием толстовской максиме «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Скорее – со стремлением представить жизнь в разрезе противоречивости, уйти от прямолинейности, что и составляет суть небанального суждения и лежит в основе литературы. Возможно, именно это он и понимает под «абсурдофилософией»).

«Постижение – это всегда достижение равновесия между понятным и непонятным» – как мне кажется, за эту мысль о «равновесии» автору стоило бы зацепиться, ибо действительно заметны перекосы либо в туманность, либо в очевидность. В целом же мне представляется, что Юрий Тубольцев – очень интересный автор: его «абсурдофилософия» призывает к тому, чтобы подключиться к его противоречивой мысли, а это, как ни крути, важно в «розановско-олешевском» жанре.

Ещё посоветовал бы придумать для будущей книги какие-то интересные композиционные решения: как всякое однообразие, множество однострочных истин, идущих подряд, способны утомить. Такими решениями могли бы стать вкрапления более пространной эссеистики или биографические вставки от первого лица.

Борис Кутенков - поэт, литературный критик, культуртрегер, обозреватель, редактор отдела науки и культуры «Учительской газеты», редактор отдела критики и публицистики журнала «Формаслов».

(с) Борис Кутенков, 2020 г., pechorin.net


ссылка на публикацию (пробелы убрать) pechorin. net/ articles/ view/ litieratura- eto-khlieb- kotoryi- nikoghda-nie- chierstvieiet- boris-kutienkov-o- knighie-iuriia- tubol-tsieva- absurdosofiia