Моисей

Оскар Хуторянский
Моисей водил нас по пустыне 40 лет, чтобы привести к единственному месту на Ближнем Востоке, где нет никакой нефти.
                —  Голда Меир


ПРОЛОГ

Мы знаем, что в науке личность
С чертами гения нужна,
Но если вдруг не появилась
Что ж жаль, но все же не беда. 

Другой появится попозже
Откроет и изобретет,
Так будет не бином Ньютона
Ну а кого нибудь ещё.

Религия - другое дело
И без пророков, их идей
Другим богам бы песни пели
Не так  учили бы детей. 

Не появился Моисей бы
В Египте был бы весь народ,
Без Зороастра все бы персы
Иначе видели "вперед".

Без Будды не было буддизма
Без медитации жили бы,
Но всяк религией гордится
Лишь ту, что для себя нашли.

Могло возникнуть христианство
Без Иисуса, без Христа?
Без Магомета - мусульманство?
Была б история не та.



ПРОРОК ЗАИКА

Случалось так, что не оратор
Поднять мог толпы за собой.
Не складной речи провокатор,
А личность, скромной и простой.

Пророком не был Моисей,
Пастух простой чужого стада,
Заика, слов связать не смей,
Стеснительный, где та отвага.

Но Бога перст пал на него,
Послал предстать пред фараоном.
Ах, как до Бога далеко,
А смерть близка и без закона.

Не слышал раньше фараон
Слов «отпусти!» от тех, кто смертен;
А тут заика. Как смешон.
Просил? Приказывал?  Поверьте.

Кому? Живому божеству!
Пусть заикаясь, не робея.
И не во сне, а наяву -
За свой народ душой радея. 

Он чуждым богом угрожал,
Одну напасть слал за другою,
Откуда взялся тот запал
Кто в жизни не стремился к бою?

Потом - задача потрудней -
Поднять народ, что врос корнями,
От их домов, родных дверей,
Тех, кто смирился быть рабами. 

Напомню, он не обладал
Той силой слова убеждения.
Но каждый его лично знал,
Что не кривил душой в решениях. 

Как убедил их бросить всё,
И что нажили, и могилы?
Что быть рабом - не бытиё,
Ему и им придало силы. 

Потом он море раздвигал,
Принёс скрижали. Это после.
Он тем пророка идеал -
Что был сам личность, а не возле.


ИСХОД

Еврейский Бог суров и грозен
И выбрал он себе народ,
Чтобы и в жару, и на морозе
Народ готов был на Исход.

Народ ушёл за Моисеем
Пустыней шёл, по моря дну,
Он уходил от оскорблений -
Искал заветную страну.

Нашёл, но был опять он изгнан,
Пошёл в Исход во все края...
В Испании сначала признан,
Но инквизиция пришла.

Опять Исход, теперь в Европу
В любой стране опять чужой,
Исход, погромы, крематорий
И Бабий Яр - исход другой.

Исход из гетто, из селений
Где за оседлости чертой
Всё же вырастали дети - гении,
Надеясь на исход иной.

Он жил среди других религий,
Других святых, других богов...
Он так и не был ими признан
Всегда гонимый на Исход.

Еврейский бог суров, серьёзен
Не помню я, чтоб он шутил,
Его народ в любом исходе
С слезой, с улыбкой - всё же жил.
 


СКРИЖАЛИ

Суровый иудейский Бог -
Он правил миром чрез законы
Скрижали дал и дал каноны,
Чтоб каждый следовать им мог.

За преступление - наказание,
Награда, если ты святой.
Он море раздвигал рукой,
Давал приказы, указания.

Совсем иначе Олимпийцы
Вели себя. Те без морали
Всем миром греков управляли -
Интриги, дрязги и капризы.

Им была лесть весьма приятна
И жертвы им лишь подавай,
Мы узнаём любимый край -
Цивилизация их понятна.

Там все любимчиков имели,
Детей рождённых вне семьи -
Им место тёплое они
Готовили всем с колыбели.

Прошли века. Что посмотри
Напоминает мир сегодня?
Правительство - большая сводня...
Скрижали - для кого они?





ДУША НАРОДА

То, что зовём - "душа народа"
Сложилось много тысяч лет.
В ней клич звучит былых походов
И вера тех, кого уж нет.

В ней сказки, саги и былины...
Герои древней старины.
Пусть по ребячески наивны
И исторично не верны.

В ней атавизм лесов дремучих,
В ней мудрость старцев и старух.
Там отфильтровано, что лучше,
Для жизни польза и на слух. 

Все праздники и все законы -
Лишь отражение души
Все с разрешения народа
Его достоинств и вины.

Но часто новые указы
"То изменить, а то убрать..."
Религию сменить приказом...
С попыткой душу поломать.

Религия - душа народа
У многих мнение таково -
Но православные народы
С другой душою "до того”?

Другие были иудеи
До Моисея, лишь когда
Те заповеди овладели:
Что можно, что нельзя всегда.

И мусульмане стран далёких
Душой когда изменены?
Возможно это, как ни странно,
Поправки сделать для души.



ЕДИНЫЙ БОГ

Мы поделили богов, но как они поделили нас?
        —  Станислав Ежи Лец

Единый Бог явился нам
В далекой пыльной Иудее,
И не ко всем.  Решил Он сам
Открыться только Моисею.

Он убеждал его, что "Есть"
Не только мудрыми словами,
В Завете можем мы прочесть
То, что зовём мы чудесами.

Кого избрал - помог уйти
Из рабства, море вдруг раздвинув.
Потом являлся и другим
Пророкам древним, дав им силу.

Он терпеливо ждал века
И вмешивался неохотно,
Когда Потоп, когда война...
Другим богам дал жить свободно.

Как мог терпеть других богов
До появления Моисея,
Ведь много тысяч лет прошло
С Адама, Евы, древа, Змея?

В него поверили не все,
Но постепенно, как завеса,
Ушли Перун, Юпитер, Зевс
Ушли с Олимпа, неба, леса. 

Единый Бог потом предстал
Для христиан и с сыном-духом
И в этом виде мир познал,
Что троица всему порука.   (1)

Един в трёх лицах этот Бог
С руки святого Феофила.    (2)
Догмат не логика, он строг -
Раз сказано, то так и было.

(1)  Троица - богословский термин, отражающий христианский догмат  о трёх Лицах единого по существу Бога.

(2) Впервые термин «Троица» засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век)



ПЯТИКНИЖИЕ

Есть канонические книги
Для Библий главных двух религий -
Их пять - зовут их Пятикнижие
Евреев Торой знаменитой.

Начало - "Книга Бытия",
Есть “Первой книгой Моисея” -
Как мир родился и Земля,
Как появились все евреи.

Затем “Исход” отдельным томом,
Уход из рабства из Египта,
Как Моисей от фараона
Увёл народ путём неблизким. 

Как сорок лет блуждал в пустыне,
Следы от рабства изгоняя,
Дал всем скрижали, что отныне
Его народу стал моралью. 

Затем “Левит” - богослужение -
Там ритуалы и молитвы,
В служение Богу посвящение
И делать что в обычной жизни.

Четвёртой книгой - “Книга Чисел”.
Но не найдёте там Евклида,
Там больше перепись со смыслом
Название больше там "для вида.”

Там есть колен все исчисление,
И жертвы лидеров и членов…
Нет к математике влечения
Нет интересных многочленов.

“Второзаконие” - пятой книгой -
Законов всех там повторение
С предсмертной речью Моисея,
И мудрое его учение.

Итак, пять книг - есть Пятикнижие!
О нём возможно вы слыхали.
Их прочитать - нужно усилие.
Понять глубокий смысл - едва ли...

Пятикнижие - так называемый Моисеев Закон (Торат Моше ) — пять первых книг канонической еврейской и христианской Библий: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пятикнижие образует первую часть еврейского Танаха — Тору.




ПЕРЕВОД С ПЕРЕВОДА

Тишина — язык Бога, все остальное — плохой перевод.
        —  Джалаледдин Руми


Учили нас всегда искать
Везде, во всём первоисточник.
А если нет?  Не доверять
Тем, кто транслирует неточно. 

Читали Пушкина ли вы
На языке другом, не русском?
Совсем не так он прозвучит
В английском или же французском.

Дантесу было не понять
Что убивал он Вдохновение,
О, если мог он прочитать,
Как мы то - "чудное мгновение"!

Теперь представьте - перевод
Был переписан с перевода
Кому не важен мысли ход,
С своей идеей и подходом.

Где изменён язык и слог,
И главы на местах неточных.
И нет редактора, кто б смог
Прочесть, сравнить первоисточник.

Дословно - «свет он излучавший»
Перевели - «лучи»,  «рога» ...
Простим художнику.  Ваявший
Пророка, он не знал тогда.  (1)

Ошибки были в переводе,
А смысл менялся навсегда -
Так «молодую деву» вроде,
Как «непорочную» тогда.   (2)

Ошибки эти получались,
У тех, кто Библию читал
И переводу доверялись,
А перевод не Бог писал.

Так повторялось сотни раз
И сотни лет с другим творением -
Зовётся Библией сейчас!
Христос читал бы с удивлением.




(1) Пророк Моисей изображён в статуе Микеланджело с рожками вследствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход». Имелось в виду, что от него исходили лучи света, но слово «карнайим» с иврита его можно перевести и как «рога», и как «лучи».

(2) В Старом Завете употреблено слово "almah" ("молодая женщина"), а не "bethulah" ("девственница"). Однако, в третьем веке до нашей эры ученые мужи перевели еврейское слово "almah" на греческий язык как "parthenos". Таким образом, "молодая женщина" на иврите превратилась в "девственницу" по-гречески, и с тех пор она осталась девственницей в переводах по всему миру. Так, благодаря неправильному переводу, появилось понятие "непорочное зачатие”


В России Священное Писание появилось на русском языке на год позже перевода "Капитал" Маркса



ЖЁЛТЫЙ КАРЛИК ИЛИ РА-МОЗЕС

Есть к нам ближайшая звезда,
Мы все обязаны ей светом.
В Египте богом звалась "Ра",
В Рамзеса имени часть эта.

Иначе был бы просто "Мозес"
Иль Моисей, привычней если.
Но, отвлеклись. Вернёмся к Солнцу -
О нём стихи, молитвы, песни.
 
Без Солнца не было бы суток,
И год без Солнца не бывает;
Но астрономия (без шуток)
Как “жёлтый карлик” - его знает. (1)

Я слово “жёлтый” понимаю -
Фотометрии тут вина,
Но “карликом” назвать, считаю, -
Обида тут нанесена!

Оно массивнее Земли
В три сотни тысяч раз, и что же?
Оно то “карлик”!  Кто же мы?
За Землю ведь обидно, тоже.   (2)

А Солнце, всё ещё, подросток -
Пять миллиардов лет ему.
Но, знаете, такие звёзды
Подольше всех других живут.

Есть звёзды большие, чем Солнце,
Но жизнь их очень коротка.
Да будет свет у нас в оконце -
"Гори, гори моя звезда!"


(1) Жёлтый карлик — класс небольших звёзд, имеющих массу от 0,8 до 1,2 массы Солнца и температуру поверхности 5000—6000 K.  Соответственно своему названию, по результатам фотометрии они имеют жёлтый цвет.
(2) Фактически, Солнце насчитывает 99.8% всей массы во всей Солнечной Системе; и большая часть несолнечной массы — это Юпитер и Сатурн.




ТРИ МОИСЕЯ ИУДАИЗМА


Известен первый Моисей -  (1)
С него пошли Исход и Пасха,
И помнит каждый иудей -
Общался с Богом не напрасно.

Принёс скрижали он в народ,
Привёл к земле обетованной.
С него иудаизм берёт
Своё начало, как ни странно. 

Он не философ был. Пророк.
Пророки редко объясняют -
Им повелительный налог
Дать объяснение мешает.

Маймонид  был потом вторым,  (2)
Вторым еврейским Моисеем.
Он мудрецом недаром слыл -
Философ главный для евреев.

Иудаизм обосновал
Он с философской точки зрения.
Он с Аристотеля начал,
А кончил своим личным мнением. 

Он Тору всю переписал
И с философской точки зрения
Рациональность ей придал,
Добавив к ней науки мнение.

Поскольку истина одна
И лишь пути все к ней различны,
В иудаизме он - глава,
Кто путь искал к ней очень личный.

А третьим Моисеем был -   
Еврей немецкий Мендельсон -  (3)
Не тот, что марши сочинил,        (4)
“Сократ немецкий”, дед его.

В “эстетике” его есть вклад,
От логики им отделённый.
Спинозы, Лейбница заряд
Им в философию внесённый.

А в Академию не прошёл,
Хоть был “Сократом” он немецким!   
И Фридрих сам предлог нашёл -
Что путь “отрезан в раннем детстве”.  (5)

Ему обязан Гёте, Шиллер.
На Канта очень повлиял.
Такие Моисеи были
В иудаизме, кто не знал



(1) Моисей (14 - 13 век до н. э.) - в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.

(2) Моисей Маймонид (1135 - 1204) - - еврейский мыслитель, врач - лейб-медик египетского султана Саладина, философ и теолог. Один из наиболее авторитетных раввинов средневековья.  В русской литературе известен также как Моисей Египетский

(3) Мозес Мендельсон (в русских изданиях традиционно: Моисей Мендельсон; (1729 —  1786)) — еврейско-немецкий философ, экзегет и переводчик библейских текстов, критик, основоположник и духовный вождь движения «Хаскала» («еврейского просвещения»). Получил прозвище «немецкий Сократ».

(4)  Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди  (1809 - 1847)  — немецкий композитор, пианист, дирижёр, внук Моисея Мендельсона.  Автор известного “Свадебног Марша”.

(5) Фридрих Великий имел в виду традиционное в иудаизме обрезание.



ЭПИЛОГ

Сегодня слышал анекдот.
Звучал он так:
Что тёмной ночью
Проник в одну квартиру вор
И что украсть искал на ощупь.

Вдруг слышит голос, как с небес:
"Иисус все знает и тебя он видит",
Вор замер. Тишина. " Попутал бес
И померещилось".  Нет бог нас не обидит.

Но голос вдруг опять возник в тиши:
"Иисус тебя, придурок, ясно видит”!
Под светом фонаря вдруг попугай возник...
Вор зашипел: "Ты кто? Желаешь быть убитым?"

А попугай сказал: - "Я Моисей"
 - "Кто имя дал такое, нет глупее?”
- "Наверно тот, кто просто, без идей,
Дал волкодаву имя Моисея”