«В черных звуках всегда есть бес» -
и это величайшая из всех
истин. Черные звуки – корни,
уходящие и почву,
в знакомую, и в то же время неведомую стихию.
Гёте говоря о Паганини,
дал определение этого беса:
каждый, будь ты философ или повеса,
«все чувствуют, таинственная силу,
но ни один не может объяснить -
откуда
приходит к нам самая суть искусства".
*
Итак, бес — это сила,
не борьба и не мысль.
Не спутайт его с католическим дьяволом—
бездарным
разрушителем, умеющим превращаться
в собаку,
или в говорящую обезьяну,
которую сервантесовский бродяга
водил с собой по лесам; или с бесом сомнения,
в которого Лютер в Нюрнберге,
запустил чернильницей с вакхической страстью.
Любой, кто взбирается
по лестнице совершенства,
борется с бесом:
не с ангелом, не с музой, а с бесом.
Это различие важно отметить:
без него нельзя понять корни
и суть творчества.