Добро во вред и зло на пользу

Оскар Хуторянский
Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред.
      —  Микеланджело Буонарроти



ПРОЛОГ

добро конечно надо сеять
а зло желательно сажать. 
       - Владимир Поляков


Решение придёт нетрудно
На выбор меж добром и злом.
Сложнее сделать выбор нужный
Когда решаешь о другом:

Когда в тяжёлой ситуации
Одно из меньших зол найти,
И то, что ниже по градации,
Как выбрать? И кого спасти?

Вот этот выбор нужен чаще,
А делаешь его душой,
Решаешь не что горше-слаще,
И споришь лишь с самим собой.




ТВОРИ ДОБРО


Христос сказал: "твори добро"
Добро сказал он - есть любовь.
Но знаем мы, что, как назло
Любовь слепа, хоть бейся в кровь.

Родители любвеобильны,
Любовь так часто безответна -
Над ними дети их всесильны,
Добро ли это неизвестно.

Добра желая мы друг другу,
Совет даем, того не зная,
Что вдруг медвежию услугу
Даем, и к худшему толкаем.

Так что ж он все ж имел в виду?
Две категории несхожи
И можно ли свести в одну,
Как плюс и минус непохожи.

Бывает так порой, что зло,
Как навредить нам ни старалось,
Добром вернулось нам назло
Хоть в зла костюм и наряжалось.
 
А может нету абсолюта
Что есть добро, а что есть зло?
И все зависит почему-то
Как, для чего оно пришло.




СВАСТИКА - СИМВОЛ ДОБРА

Знак самый, самый ненавистный
(Таким он есть и для меня),
Но сколько в нём былого смысла
До века, кровь проливших зря!

Ведь он древн’ей цивилизаций!
Он - символ блага и добра  (1)
Он был в палеолите найден
Десятки тысяч лет назад.

Движения знак и символ жизни,
Знак Солнца, света и любви…
Но вот нашлись такие злыдни -
Своей эмблемой знак взяли.

Им не помог, но стал концовкой
Он в книгах жизни многих жертв.
В крови невинных - алой, тёплой
Утоплен тот горбатый крест.

Бывает символы, как люди,
Другою жизнью заживут,
Когда использовать их будут
Как пряник, или же как кнут. 


(1) Свастика — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, — «добро, благо» и — «есть, быть») — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся») либо по часовой стрелке, либо против неё




БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Благими намерениями вымощена дорога в ад
        - Самуэль Джонсон

Как часто, делая добро,
Того не замечая сами,
Был результатом нам «во зло»,
Потом жалели со слезами.

Всё потому, что каждый акт
Имеет череду последствий,
И, неучтённый каждый факт,
Источник может быть и бедствий. 

Нам невозможно всё учесть,
Не просчитать все варианты.
Мешает спесь, мешает лесть,
Мешает дефицит таланта.

Все оправдания потом,
«Мол ведь хотели лишь, как лучше»,
Неважно - это блином ком
Или кого столкнули с кручи. 

Возможно ваш дарённый грош
Заплатит за наркотик смертный,
Ну а совет, что ты даёшь,
Кого-то разорит примерно. 




ЛЕКАРСТВО ИЛИ ЯД


Лекарство это или яд -
Зависит только лишь от дозы.
"Не нова притча", говорят,
Но забываем мы угрозу.

Как яд змеи в ничтожной дозе,
И как вакцина от чумы,
Как мысль в стихе не то что в прозе,
Что кратко, мудро ценим  мы.

Когда то Ницше бросил фразу,
Он с философией знаком:
"Вот то что не убьет нас сразу,
Сильнее сделает потом. "

Всё абсолютно на земле
Для человека станет ядом,
Лишь увеличь его в еде -
И райский пир вдруг станет адом.

В большом количестве вода -
Угроза жизни, к смерти путь.
Любая вкусная еда -
Что больше номы - вред. Забудь.

Знать меру - это не легко,
А выполнять - ещё трудней....
Такое наше естество, -
На грани жить всегда милей.

Та "золотая середина",
О ней мечтал ещё Платон,
Она для нас недостижима -
То недобор, то перебор.

Но чаще мы не помним меры
И не желаем знать её.
Ограничения норм и веры
Мы отметаем - "не моё".

И отравляем тело, душу
Тем перебором вин и чувств.
То страсти, то бокал осушим...
А мера - это для медуз.




Я - ЗЛО, ТВОРЯЩЕЕ ДОБРО

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.»
              - Фауст, Иоганн Вольфганг Гете


"Я зло, творящее добро"
Сказал у Гете Мефистофель.
И что считаете вы злом -
Добром окажется напротив.

Как знать, что ждёт нас впереди?
Как угадать, где будет лучше....
Гадалки, также как врачи,
Гадают на кофейной гуще.

Не потому ль заманчив нам
Тот выход, что и прост, и близок -
Не знаем, кем тот шанс нам дан
И нет гарантии от ошибок.

Желаем шанс не пропустить -
Где повезёт, где потеряем...
И очень часто в "быть - не быть"
Игру с нечистым мы играем.




ПОНЯТИЕ ДОБРА И ЗЛА В СИНТОИЗМЕ

Понятие добра и зла
Различны у народов разных -
Кому в скрижалях пример дан,
В Коране, в Библии прекрасно.

Но есть религия Востока,     (1)
Где относительность царит,
Где для себя один возможно
Добро от зла сам отличит.

Добро и Зло - не абсолютны,   (2)
И Зло приходит, как болезнь.
Когда ты слаб и мысли скудны
Иль недостойны мысли есть.

Добро - слияние с природой
С открытым сердцем и душой.
Не навредит себе и строго
Следит, чтоб путь не стал иной.

Способность в мире жить с другими,
Преклонный возраст уважать,
Не замарать семью и имя
Добром лишь нужно принимать.   (3)

Творение зла само обманно,
Когда несчастлив человек,
Когда всё видит он туманно,
Тогда петляет его след.

Вражда, война, даже убийство
Не значат непременно Зло.
Не делать так, чтоб было стыдно!
Не поступать другим назло.

Зло - эгоизм и нетерпимость,
Как гвоздь торчать среди людей.
Добро - с природой душа слилась,
“Один - для всех” - умри, убей.   (4)

Религия эта - синтоизм,
Японцев древняя основа.
Там в камни дух её проник
И поклоняются им снова.


(1) Синтоизм, синто ( «путь богов») — традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованияхдревних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.

(2) Понятия синто о добре и зле существенно отличаются от европейских (христианских), прежде всего, своей относительностью и конкретностью. Так, вражда между антагонистичными по своей природной сути либо хранящими личные обиды ками считается естественной и не делает кого-то из противников безусловно «хорошим», другого — безусловно «плохим».

(3) Если человек действует с искренним, открытым сердцем, воспринимает мир таким, каков он есть, если его поведение уважительно и безупречно, то он, вероятнее всего, совершает добро, по крайней мере, по отношению к себе и своей социальной группе. Добродетелью признаётся сочувствие к окружающим, уважение к старшим по возрасту и положению, способность «жить среди людей» — поддерживать искренние и дружелюбные отношения со всеми, кто окружает человека и составляет его общество.

(4) Зло, в представлении синто — это своеобразная болезнь мира или человека. Творение зла (то есть нанесение вреда) для человека неестественно, человек творит зло, когда обманут или подвергся самообману, когда он не может или не умеет чувствовать себя счастливым, живя среди людей, когда жизнь его плоха и неправильна.

Порицается злоба, эгоизм, соперничество ради соперничества, нетерпимость. Злом считается всё, что нарушает социальный порядок, разрушает гармонию мира.






ЭПИЛОГ

Добро и зло так неразлучны
И познаются лишь в сравнении,
Нам не узнать что хуже-лучше
Пока не встретятся два мнения.

Контрасты в творчестве и жизни -
Союз бумаги и чернил,
И добродетель лучше видно
Там где подлец уж наследил.

Зачем заветы нам скажите
Когда все ангелы вокруг?
Я мест таких что-то не видел,
Но был, где черти все вокруг.

Добро всесильно и бессильно
Взывает к совести оно,
А зло питается обильно
И совесть спит при нем давно. 

"Я зло, творящее добро"
Сказал у Гёте Мефистофель,
А кто-то причиняет зло
Добром с симметрией напротив.