Об одиннадцатой заповеди

Оскар Хуторянский
ОДИННАДЦАТАЯ  ЗАПОВЕДЬ

 Не прелюбословь!
       —  Станислав Ежи Лец




ГДЕ И КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ОРАТОРЫ

„Поэтами рождаются, ораторами становятся.“
            —  Марк Туллий Цицерон

С возникновением демократии
В Афинах древних при Солоне   (1)
Возникло “право” - суд для братии,
Где сила заключалась в слове.

Присяжным там мог стать любой -
Будь гражданин и лет за тридцать,
Владеешь ты истца судьбой,
Кто убедить тебя стремится.

В цене - умение убеждать,
Логично строить обвинение
Или защите помогать -
Найти пробои в обвинении.

Без следствия и без защиты.
Там потерпевшего оратор
Лишь убеждением единым,
Склонял жюри, как агитатор.

Был политический оратор,
Склонявший к миру иль к войне.
Народ свободный, где солдатом
Был каждый гражданин и грек.

Ещё ценились краснобаи
В особых случаях торжеств,
Там панегирики слагали
Для женихов и для невест.

Для полководцев и героев,
Для тех у власти, как сейчас…
Философы хвалы не знали
И не пришёл ещё их час.



(1) Солон (между 640 и 635 до н. э. — около 559 до н. э.,) — афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции.  Отец-основатель афинской демократии.



СОФИЗМ - ИСКУССТВО КРАСНОРЕЧИЯ

„О всякой вещи существует два противоположных друг другу рассуждения.“
                —  Протагор

Софизм - искусство красноречия
С единой целью - убедить!
Там есть приемы. Сквозь столетия
Ткалась их паутины нить. 

Предмет не важен, как и тема.
Не важно правда или ложь.
А важно с ловкостью умело
Как довод свой ты повернёшь.

Всегда там в логике пробои,
Но маскирует их софист
И покрывает пеленою
Слов кружевом запутав смысл.

Идея в том, что аргумент
Хоть слабый - сделать самым лучшим
И отстоять его.  Момент
Есть для всего.  Ловите случай.

Терминология - один:
У слов всегда значений много.
Их выбрать - ты и господин,
Для аргумента есть дорога. 

Следи за ударении слов,
От них значение зависит.
Подправь чуть-чуть и ты готов
К тому, что оппонент не мыслит. 

Ищи метафоры вокруг,
Что подтверждают твоё мнение
И аллегорий узкий круг,
Чтоб вызвать у других сомнения.

Включай в дебаты тот вопрос,
Что доказательств не имеет..
Противнику ударом в нос -
Ответ найти он не сумеет. 

Оценку дай его речам
Но выводов своих контракт.
Пусть отрицает их он сам
Тебе сказать лишь их как факт.

Что исказить, что упустить,
Что приукрасить и добавить.
Софисту можно всё простить -
Задачу победить ведь ставит.

Загнать противника в тупик,
Стыда, эмоций зальёт краска
И будь он юный иль старик,
Утонет разум в топи вязкой.

И чем уверенней твой тон,
Чем больше фактов новых, старых...
Тем больше верят, что «мол он
Всё знает и наверно правый».

Искусство древнее - софизм,
Словами замутить сознание
И сквозь забор словесных призм
Вас убедить - его призвание. 


Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.





ПРОТАГОР - ПЕРВЫЙ СОФИСТ

“Человек есть мера всех вещей”
                Протагор (1)

Софист древнейший и мудрейший   (2)
Был Демокрита ученик.           (3)
Он стал философом виднейшим
И был учителем других.

Он жил во времена Перила,       (4)
А то значит - “повезло”!
Афины стали центром мира
А, значит, мудрецов полно.

Перикл был сам не простофиля
И цену знал уму, речам…
При нем Афины стали силой,
Культуры, знаний - просто храм.

Так Протагор дружил с Периклом
Платон об этом нам сказал -
Он в “Диалогах” их со смыслом
И описал, и дань отдал.        (5)

Теперь софисты - демагоги,
Любую мысль свернут в кольцо,
Найдут тропинки от дороги
Чтоб доказать - не так, не то…

Винить не надо Протагора,
Его учение не о том -
Он “человеком” мерил споры,
Как гуманисты все потом.

Его риторика сегодня
Вполне могла иметь успех -
Он для идеи был не “сводня”,
Эпиграф выше - он из тех.


(1) Протагор  (486-411 до н.э) - древнегреческий философ, виднейший представитель софистов.  Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.

(2) Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.

(3) Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Античные авторы утверждают, что Протагор был учеником Демокрита. Однако, это не подтверждается хронологически. Демокрит был значительно младше своего предполагаемого ученика, который странствовал по Греции, останавливался в домах богатых людей и преподавал за высокую плату

(4) Перикл (около 494—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

(5) Протагор подружился с Периклом, который даже доверил ему составить устав для Фурии, одной из греческих колоний в Италии. Платон посвятил другу Перикла одноименный диалог.
«Протагор» — один из диалогов Платона (входит в шестую тетралогию диалогов). Относится к IV веку до н. э., точная дата написания неизвестна. Действие диалога происходит не ранее 433 года до н. э. (то есть, в V веке до н. э.).





ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ

Тот, кто говорит «мы», не имеет в виду себя.
      - Ежи Лец

Лишь только речи научившись,
Ценил наш предок мастерство
Ораторов, что слова силой
Могли отвлечь, увлечь его.

И убеждением, не силой
И обьяснить, и повести
Семью, толпу, свой клан, общину -
Чтоб добровольно все пошли. 

Так красноречия искусство -
Риторика и заодно
Контроль толпы, знать её чувства
И лицедея мастерство.

Есть композиция и стиль,
Запас словарный и эмоций.
И интонация,  и мысль,
И юмор - вот толпа что хочет.

Оратор должен верить в то,
Что говорит. Иль притвориться.
Звук речи раньше, чем письмо
Был для души, как крылья птице.

Оратор может быть святой,
Политик или злобный гений...
Он может увести с собой
Всех под гипнозом своих мнений.

Обычно перед битвой речь
Держал пред войском Юлий Цезарь
И легионы шли на смерть
Им речь утраивала смелость.

Был Демосфен один из них,
И Цицерон в речах великий..
Мы знаем как за Троцким шли
И как на Гитлера молились.

Вникайте в речи в каждый слог,
Судите смысл, а не тирады.
Бывает просто демагог
И шарлатан готовит стадо.





РИТОРИКА

Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
                - Марк Туллий Цицерон

В наш век не надо убеждений -
Кто сильный, тот всегда и прав.
Но было время важных прений -
Риторики, не для забав.

И для судебных разбирательств,
И чтоб принять другой закон -
Оратор знал, как много качеств,
Чтоб смысл был в речи заключён.

Её учил не для забавы
И Диоген,  и Цицерон.
Оратор знал такую славу,
Как олимпиец тех времён.

О них писали, изучали.
Их речи до сих пор живут.
Что об истории мы знали -
Историки из них берут.

Они умели убеждением
Сменить вождя, поднять народ.
Их слово было обличением
И их метафора живёт.

Заворожить толпу умели,
Увлечь и увести с собой...
Таков Бакунин был к примеру
Плевако, Троцкий был такой. 

С мечом ораторам не спорить,
Но память всё ж о них живёт.
О них истории есть в школе,
А кто-то речи их прочтёт.

Есть у риторики законы -
Неплохо каждому их знать,
Чтоб убедить не силой - словом
Не оскорбив, не вспомнив "мать”.




ДЕМАГОГИЯ

„Демагогия возникает тогда, когда, за отсутствием общей меры, принцип равенства вырождается в принцип тождества.“
            —  Антуан де Сент-Экзюпери


Ораторский контроль толпы,
Он "демагогией" зовется.
И есть приемы, вот они,
Чтоб распознать, если придется:

Все то, что говоришь, всегда
Все подаётся в виде "факта",
Как будто это - "дважды-два",
Всё ровным голосом, всё с тактом.

Не делать и простых усилий
То доказать, что говорит,
Пусть оппонент сломает крылья -
Весь смысл - загнать его в тупик.

Готов всегда сказать сурово:
"Не я сказал это, а вы",
А также: "Всё же очень ловко
Ответа избежать смогли”.

Для демагога факты это -
Размена мелочь для трамвая,
С апломбом врёт любым куплетом,
А доказать вам предлагает.

На довод, что не отвергаем
Он говорит: “Все это знают”,
Или с улыбкой - "Понимаю,
Но это мнение только ваше”.

У демагога нет морали,
Нет и стыда, в обычном смысле,
Его хоть ”вором” обозвали,
Встряхнется, нос задернет выше.

Он оппонента ярлыками
Обклеит - правдой или ложью,
Как это нам знакомо с вами:
Ведь “Враг Народа”- ярлык тоже.

Теперь, уроки эти зная,
Не дайте на уши повесить
Себе лапшу, распознавая,
Кто демагог, кто интересен.




КОНТРОЛЬ ЭМОЦИЙ ТОЛПЫ


Есть два искусства, которые могут возвести человека на высшую ступень почёта: одно – искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора.
                - Марк Туллий Цицерон

Лишь только речи научившись,
Ценил наш предок мастерство
Ораторов, что Слова силой
Могли отвлечь, увлечь его.

Чтоб убеждением единым
И обьяснить, и повести
Семью, толпу, свой клан, общину -
Чтоб добровольно все пошли. 

Так красноречия искусство -
Риторика и заодно -
Контроль толпы, знать её чувства
И лицедея мастерство.

Есть композиция и мысль,
Запас словарный и эмоций.
И интонация, и стиль,
И юмор - вот толпа что хочет.

Оратор должен верить в то,
Что говорит. Иль притвориться.
Звук речи раньше, чем письмо
Был для души, как крылья птице.

Оратор может быть святой,
Политик или злобный гений...
Он может увести с собой
Всех под гипнозом его мнений.

Обычно перед битвой речь
Держал пред войском Юлий Цезарь
И легионы шли на смерть -
Им речь утраивала смелость.

Был Демосфен один из них,
И Цицерон, где мысли вились...
Мы знаем, как за Троцким шли
И как на Гитлера молились.

Вникайте в речи в каждый слог,
Судите смысл, а не тирады.
Не Черчилль может, демагог
И шарлатан готовит стадо.




ОРАТОР ДЕМОСФЕН

Демосфен - самый совершенный оратор
           - Цицерон

Ораторов любили толпы,
Ловили слово, ритм и слог.
Но не державные особы,
Им для расправы - дай предлог.

Известна участь Цицерона,
Но раньше был и Демосфен.    (1)
Оратор. и оружием слова
Он всем в веках подал пример.

Непобедим был, как оратор!
Для Цицерона - лучше всех.
Он политическим набатом
Свободой лишь считал - успех.

Во времена царя Филиппа,
За Македонского царя
Стояла вся Афин элита -
Чем персы - лучше он. а зря.

Для Демосфена нет свободы,
Коль над Афинами есть царь.
Пусть македонский он отроду,
Не демократия, как встарь.

Оратор с пафосом и силой,
И, с убеждением внутри,
Мог кратко донести до мира
То, что другне не могли.

Менял он стили и приёмы,
В суде - с народом говорил,
В политике - его основы
Возвышенный и гордый стиль.

В аргументации нет пробоев,
Пример там каждый, как и штрих
Для цели служат все без сбоев -
Для убеждения других.

Опасен Демосфен тирану.
Язык в Сибирь, как знаем, вёл,
Но в те века лишь чашу с ядом,
Оратор для себя нашёл.              (2)

Не поумнели мы намного,
Хоть знаем, “уши есть у стен”,
Слова слабей вели к острогу…
Не научил нас Демосфен.


(1) Прославленный оратор древней Греции Демосфен (384-322 гг. до н.э.) трагически погиб в борьбе с единовластием македонцев.

(2) После поражения в восстании против преемника Александра Македонского народ Афин вынес Демосфену и его сторонникам смертный приговор.
Демосфен принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов.
Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма.





ОРАТОР МАРК ПОРЦИЙ КАТОН СТАРШИЙ

"Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры — в золоте и пурпуре".
                Катон

Его прозвали просто “Цензор"
Он жил, как и другим велел.
Для Цицерона был он ментор!
Вот цензор Рима всем пример

Он полководец и политик,
Оратор, стоик и мудрец,
Плебей, но консульства достигший
И цензор видный наконец.   (1)

Он долго жил. Всегда сражался
Когда пером, когда копьём.
У легионов уважался
Как консул, воин храбр во всём.

В быту был скромным, щепетильным
Он роскошь просто презирал.
Оратор был. И речи сильны,
Сам Цицерон их изучал.

И изучал он древних греков,
Хотя их очень не любил.
Считал распущенность всё это -
Эллады вольности мотив.

Риторики он основатель
Оратором великим слыл,
Их красноречия создатель -
Как Демосфен для греков был

Был критиком он сильных мира,
Триумф прошедших и других.
Как цензор стал великой силой
Снимал сенаторов плохих.       (2)

Узнал он Карфаген не сразу,
Но только тот привстал с колен,
Любую речь кончал он фразой:
"Разрушить надо Карфаген!”     (3)

Его не просто уважали,
Он образцом был для других -
Как будто выкован из стали!
Вся жизнь его - легенда, миф…

Но для рабов он был ужасен,
Они ему как просто скот…
Таков был Рим.  С ним был согласен
Весь римский избранный народ.



(1) Марк Порций Катон  (234—149 до н. э.) — древнеримский политик и писатель, известный как новатор римской литературы и консервативный борец против пороков и роскоши.

(2) Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина).
Исключил семь недостойных сенаторов

(3) Известно постоянно повторяемое им высказывание "Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен!" - "Ceterum censeo Carthaginem esse delendam"



ОРАТОР СЕНЕКА

Сделай первый шаг, и ты увидишь, что все не так страшно.
                Сенека Луций Анней

Чтобы расказать о своем сновидении, нужно проснуться.
               - Сенека Луций Анней

Умён Сенека был, оратор.   (1)
В Сенате "речи выдавал",
А зря. Тиберий - император
Умней себя всех убивал.     (2)

Но пронесло. Был сослан просто.
Потом ещё раз ласку знал -
Нерона тогда был лишь подросток,
Но и тогда он убивал.

Сенека - он в зените славы,
Советник первый.  У кого?
Нерона! Он убил ведь маму…
Сенека оправдал его

Философ связан был с убийством
Навек на нём его клеймо.
С убийством Агрипины, смыслом
Служить не мог он у него.

Просил отставки и оставил
Все деньги, весь свой капитал
Нерону, чтобы лучше правил,
В прошении кротко завещал.

Нерон в награду : "Сделай выбор,
Как умереть ты хочешь сам?"              (3)
Сенека сделал - вены вскрыл он
С женой совместно. Мир всем вам... (4)


(1) Луций Анней Сенека  (4 до н. э.— 65) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма

(2) Популярность Сенеки возбуждает зависть императора Тиберия и он распорядился убить Сенеку. Однако одна из многочисленных наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.

(3) Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством. По приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.

(4) Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним




АФОРИЗМЫ СЕНЕКИ (перефразированные)

Ошибка в том, что видим смерть,
Как то, что в будущем будет,
А смерть идёт за нами вслед -
Всё прошлое взять не забудет.

Несчастлив тот, кто хочет больше,
Вы не завидуйте ему.
И кто в удачу верит только,
А нужно верить только в труд.

Хочу, чтоб боги мне послали
Возможность говорить о том,
Что чувствую и что желаю
И жить в согласии с языком.

Любое счастье, как мираж.
И достижение, как иллюзия.
Покой настанет мой и ваш,
Кто лишь в себя поверит, люди!



ОРАТОР ЦИЦЕРОН

Если у тебя есть сад и библиотека, то у тебя есть все, что тебе нужно.
                Марк Туллий Цицерон

Политик Рима и оратор,
Философ, консул - равных нет.
Казнён вторым триумвиратом, (1)
Но ум живёт две тысячи лет.
 
Рождён патрицием, но бедным.
Отец был “всадником” его. (2)
Пилат был тоже  “всадник”, верно, (3)
Но мы сегодня не о том.

Его фамилия не звучна -
В те древне римские года.
И перевод - “Горох”, не лучшей
Путёвкой в жизнь была тогда.

Владел он греческим и с детства
Поэтов знал, о них писал.
Ходил к ораторам известным
И философию впитал.

Он, как философ, был эклектик, –
Что значит, просто выбирал
Из разных философий место,
И для себя то признавал

Знал диалектику в деталях,
О логике писал трактат.
Учил риторику и право,
И был у Суллы он солдат. (4)

Он адвокатом был отличным
И защищал других дела
С той логикой и знанием личным,
Чем прокурор и чем судья.

Его процессы собирали
Толпу.  И много, много раз…
Его лишь имя  узнавали -
И дело решено в тот час.

(Таким в России был Плевако   (5)
Такой юрист, что небом дан.
Был сын калмычки и поляка,
Великий русский адвокат.)

Лет в тридцать он уже сенатор.
От громких дел, как и сейчас
Он бедных защищал от знатных,
Коррупции был грозный враг.

Открыл он заговор однажды
Республику тогда он спас. (6)
Он, против Цезаря восставший,
“Отцом Отечества” был зван в тот раз. (7)

Потом он стал "Врагом народа",
Когда другая власть пришла.
Все ярлыки - лишь им в угоду,
Народ подхватит без труда.

Перевороты и интриги
Философу при них не жить.
Помпею с верностью служил он,
Пытался с Цезарем дружить.

Но был Антоний его недруг
И много тех, кто был силён.
Его приговорили к смерти…
Бежал, но скоро пойман он.

Казнён на месте был и руки,
В придачу с ними  - голова...
В Рим привезли и на трибуне
Прибили. Так гласит молва.

С мечом оратору не спорить,
Но память, всё ж о нём живёт.
О нём истории учат в школе,
И может кто-то речь о прочтёт...


(1)  Триумвират — В годы падения римской республики власть дважды переходила от сената и магистратов к тройке.

(2) Эквиты (Всадники) — одно из привилегированных сословий в Древнем Риме.

(3)  Понтий Пилат (лат. Pontius Pilatus) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник.  При нём был казнён Иисус Христос.

(4) Луций Корнелий Сулла Счастливый — древнеримский государственный деятель и военачальник. Идейный предшественник римских императоров.

(5) Фёдор Никифорович Плевако (1842—1909), — адвокат, юрист, судебный оратор, действительный статский советник.

(6) Заговор Катилины — попытка части римского нобилитета захватить власть.

(7) Отец отечества — древнеримский почётный титул, жалуемый Сенатом за выдающиеся заслуги перед Республикой или империей.
Впервые этот титул был пожалован Марку Туллию Цицерону за заслуги в подавлении заговора Катилин.  Вторым обладателем титула стал в 45 г. до н. э. Гай Юлий Цезарь.





ЧИТАЙТЕ ЦИЦЕРОНА

Каждое поколение воображает себя умнее предыдущего и мудрее следующего.
               -  Джордж Оруэлл

Зачем читать нам Цицерона?
Зачем нам знать, что он сказал?
А ведь он ярость, смех, и стоны
Одним лишь словом вызывал.

Он мог возвысить полководца
До чести выше, чем триумф.
Он был в сенате вроде солнца -
Свет излучал пресветлый ум.

Он жил в эпоху, что важнее
Не знал наш мир с тех давних пор,
Когда все говорить умели
И каждый на язык остёр.

Но Цицерон неповторимый
По слогу и по мастерству,
По знаниям точным, а не лживым
И честный слову и перу.

Он знал в деталях досконально
Всё то, о чём он говорил.
Не повторялся, не банально
Он речь играл, он речь творил.

Он обличал в лицо тирана,
На речь его толпой все шли...
Ветрам открытый был и ранам,
Он знал прекрасно, что грозит.

Рекомендую. Прочитайте.
Там слово каждое горит...
Потом сравните с попугаем -
Тем, кто с экрана говорит.




ОРАТОР САВОНАРОЛА


Бывали личности в истории,
Что пламенем своих речей
Толпой  овладевали вскоре -
Любой приказ - умри, убей.

И были те, чьи мысли черны
Так откликалися в толпе -
Гипнозом связана, покорна,
На все готовая, везде.

Вот был Като - сенатор римский,
Толстовец, прямо от сохи.
Ругал излишества, напитки
И Карфаген... с его руки.

Примеров много: Гитлер, Троцкий,
Трибуны Рима, Робеспьер...
Мне помнится Сованорола -
Монах, диктатор - вот пример.

Был ренессанс во всей Италии
С Флоренцией в центре всех искусств.
Открытий время, время знаний
Медичи время, время чувств.

Созвездие гениев Флоренции
Не видели Афины, Рим...
Колумба время и Америки,
Но проповедник вдруг возник.

Он призывал всех к скромной жизни
Без драгоценностей, искусств,
От дьявола провозгласил он
Всё, кроме Библии, вокруг.

Толпу заворожил речами -
«От Бога видно говорит»,
И сливки общества бросали
В костер картины и стихи.   

В костёр шли шахматы и ленты,
Одежда, зеркала, парфюм,
И мандолины, лиры, флейты
Источники порочных дум.

Горели гобелены, книги
Боккаччо, Данте - знаем все.
Так метров двадцать навалили,
Сжигали гениев в огне.

Горят и книги и картины!
Огонь сожрёт всё, лишь подбрось.
В толпе, где ненависть едина -
Желая Богу бросить кость.
 
Сожгли бесценные творения
Их бы в музей, а он в костёр...
И стал диктатором Флоренции
Республики былой позор.

Прозрели жители не сразу,
Но и ему был свой костёр -
Где он сожжён был по приказу,
Что с Рима жителям пришёл.

Они расплату получили -
Для Троцкого был ледоруб,
Для Робеспьера - гильотина,
А Гитлера не найден труп.


Джироламо Савонарола (итал. Girolamo Savonarola, печатался под именем Hieronymo da Ferrara; 1452—1498) — итальянский монах и реформатор 1494—1498 годов.





ОРАТОР МАРАТ

ОСНОВОПОЛОЖНИК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДИКТАТУРЫ

Граждане, друзья отечества, вы на пороге гибели… Приготовьтесь мстить за свои права, защищать свою свободу, искоренять ваших непримиримых врагов.
              - Жан-Поль Марат, из речи 21 июня 1791 года  (1)
       
Был сын врача, а его брат
В Санкт-Петербурге сделал дом.
В Лицее он преподавал
Французский Пушкину потом.

Но это так, для справки вам,
А наш герой бродил по свету.
Везде немного врачевал…
Не признавал авторитетов.

Был снобом. Громко презирал
Вольтера, Ньютона и прочих…
Своих друзей он предавал,
Но это было правда после.

Был откровенным он в речах,
Всё обличал “врагов народа”,
Пыл с гильотиной внушал страх -
Его ораторства итогом.

Писал о рабстве, о цепях,
Богатых, бедных и голодных…
Он конституцию создал
Для революции пригодной.

Он требовал - давай делёж,
А нет, возьмём чужое силой.
Был за монархию и, всё ж,
Дал короля под гильотину.

Убитый девушкой простой       (2)
За то, что ввёл террор в обычай,
Был врач и журналист, герой.
Он “Друг Народа” носил имя.

За это он и был убит.
Та девушка пошла отважно
На смерть, чтоб смерти прекратить...
Что для неё так было важно.


(1) Жан-Поль Марат (1743-1793) — политический деятель эпохи Великой французской революции, врач, радикальный журналист, один из лидеров якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал с сентября 1789. Вместе с М. Робеспьером руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793, отнявшего власть у жирондистов. Один из наиболее ярых сторонников якобинского террора, заложивший основы революционной диктатуры.

(2)  Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон  более известная как Шарлотта Корде — французская дворянка, убийца Жана Поля Марата, казнённая якобинцами.



ОРАТОР ТРОЦКИЙ

Ораторское искусство (…) изобретено для того, чтобы волновать толпу и управлять неупорядоченной общиной, применяется, подобно лекарствам, только в нездоровых государственных организмах…
            -   Мишель Монтень

Бывают в жизни совпадения,
Октябрьский путч, что Зимний взял
Случился в день его рождения
Он тридцать восемь отмечал.

Прошел он путь провинциала
И первого ученика,
Революционного тирана
И Робеспьера Октября.

Был арестован царским строем,
А Временным освобожден,
Он Петрограда был героем
И истинным его вождем.

Его талант и красноречие
Были замечены вождём,
Не рафинированное мнение,
Без апелляции приём

Суждения резки, беспощадны
С упором на патриотизм.
Толпе не мысли нужны складны,
А к штурму, к действию мотив.

Он изучал и тон и жесты
Ораторов былых времён.
Развитие темы, интересы
Толпы, идущей за вождём.   

Его вся внутренняя вера
И убеждения порыв
Ядром вливались в слово смело,
Чужие мнения разбив. 

Он покорял и грамотеев,
Солдат, пришедших от сохи
И буржуа, что захотели
Служить на благо всей земли. 

Он псевдоним себе случайно,
Взял от начальника тюрьмы
Подложный паспорт, сделав тайно,
Бронштейн стал Троцким, знаем мы.

Он не считал себя евреем
И наций он не признавал,
Он пролетариям лишь верил
И ради них он все предал.

Непримиримый и жестокий
И идеолог всех побед
Держал заложников возможных
Для специалистов прежних дней.

Нашла коса его на камень,
Талант и речь не помогли,
За кадрами стоял сам Сталин -
Интриг кремлевских исполин.

Как близость к солнцу ослепляет,
Так близость к власти взор темнит.
Пусть слава, власть пока ласкают,
И всемогущие пьянит.

Но приближение к тирану
И жизни срок идёт другой.
Любовь их временна и странна,
Под подозрением любой.

Был слеп на оба глаза Троцкий!
Прозрел он поздно, но тогда
Столкнулись вместе - хитрость горца
И иудейского ума.

Была у Троцкого идея -
Чтоб коммунизм по всей земле,
А Сталин уж тогда лелеял;
"В отдельно избранной стране".

Был изгнан и лишен гражданства,
Но был опасен пока жив.
И точно пред войны началом
Приговорен был и убит.

Реабилитирован недавно,
А сколько их всех полегло
Троцкистов рядовых, не главно
Истории нашей решето.   



ДЕБАТЫ

Я мечтаю, чтобы русские солдаты омыли свои ноги тёплой водой Индийского океана и навсегда перешли на летнюю форму одежды.
                - В.В.Жириновский

Не выиграть дебаты никогда
Где логикe прямого аргумента
Идет на встречу рьяная толпа
С эмоцией нагретого момента. 

Логически доказанная правда
Бесспорна так же, как и дважды-два.
Но наступить эмоцией как танком
Она отступит, словно не права.

Где логика царит, там нету места
Плевкам, проклятиям, крикам, кулакам,
Но мозг с эмоцией становится вдруг тестом
Политикам известен этот дар.

И ложь из рупора отраву выливает
На размягченные мозги.
А логика бессильно отступает -
Ум проиграл эмоциям толпы.




ИСКУССТВО СПОРА

Я не проиграл спор ни одному ученому, но я не выиграл ни у одного дурака.
                —  Мухаммад аш-Шафии

Когда я говорю сам с собой, последнее слово не всегда остается за мной.
              - Ежи Лец


Потеряно искусство спора,
А ведь ему так много лет -
Со дня Адама и Гоморры
Как спор вести? Даю ответ.

Все люди спорят постоянно.
Спор, видимо, у нас в крови.
Но бессистемно, хоть рьяно,
А есть законы спор вести.

Пункт первый: Лучше избежать
Любого спора, если можно.
Чтобы друзей не потерять,
Но понимаю, это сложно.

Определите цель и суть,
Что доказать, узнать в то время -
Найти ли к истине свой путь?
Решение лучшее к проблеме?

Запомните, спор - диалог!
Здесь очерёдность очень важна.
Сказать и слушать, как итог
Процесса спора. Знает каждый.

Не должен спор оставить “жёлчь”,
Осадок на душе тяжёлый.
Проблеме может он помочь,
И информацию дать новой.

Здесь, в идеале, кто-то есть,
Кто поменяет убеждения.
И благодарной будет речь
Так спор приходит к завершению.

Бессмыслен для спора спор,
Энергии затраты, силы.
Ведёт к конфликтам только он,
Его и помнят “до могилы”.

Просты законы, а они
Придуманы ещё Сократом.
Как спорщик - был неповторим,
Фундаментален, словно - атом.

Мы спорим дома, на работе,
В кругу друзей, врагов среди…
Хоть все из нас, в конечном счёте,
Оставят мнения свои.

Не учат нас искусству спора,
А, как нам важно дать понять,
Свой взгляд к предмету разговора,
Но как нам спорить - надо знать.




ЭРИСТИКА ПО ШОПЕНГАУЭРу

"Не спорить с первым встречным...  ...из ста людей едва ли один достоин того, чтобы с ним начать спор..."
                Артур Шопенгауэр

Двусмысленности плодят множество смыслов.
        - Ежи Лец

Есть от философа совет,
Добиться как победы в спорах
Не знаю, нужен вам иль нет -
Здесь есть примеры разговора.   (1)

                1

Есть оскорбления прямые,
Что вам бросаются в лицо.
А это значит, что противник
Не знает, что сказать ещё.

Нет доказательств, аргументов.
Здесь на эмоции расчёт!
Вы избегайте оппонентов,
Кто к этой низости прийдёт.

                2

На личность может переход,
Где ваша жизнь под микроскопом.
Опять, по сути, где подход?
Предмет дебатов, без подвохов..

Признайтесь, правда, не святой,
Как и другие все на свете.
Вернитесь к теме, не другой,
О том, что спорите предмете.

                3

Возможно резок диалог,
Вас упрекнут в неуважении.
Приём известен, но итог -
Вернитесь к теме обсуждения.

                4

Вас могут выбить из седла
Не к месту чуждым аргументом.
Проигнорируют слова
И сменят тему для момента.

Не позволяйте улизнуть,
И возвращайтесь к теме снова.
Пусть оппонент поймёт, что суть
Для вас знакома и не нова.

                5

На ваш весомый аргумент
Противник свой на суд представит.
Не упустите тот момент,
Важнейшее из этих правил.

Его дослушай до конца,
Найди возможные пробои,
Возможно прав он и тогда,
Принять частично их без боли.

Но, если есть ошибка там -
Важнее часа не бывает,
Чтоб опровергнуть. Помни сам -
Сарказм твой довод ослабляет.

                #

Просты уроки, но в пылу
Дебатов, нервы все на взводе,
Там важно применять свой ум
И чувств не доверять природе.


(1) Эристика  — искусство спора, диспута и полемики.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр подробно рассматривал искусство эристики и многие приемы внес в свою книгу, которая называется «Искусство побеждать в спорах».




СВОЁ МНЕНИЕ

„Человек чего-то стоит только тогда, когда он имеет свою собственную точку зрения“
          —  Вольтер

Размышляют очень немногие, но у каждого есть своё мнение.
                     - Артур Шопенгауэр

Мыслить так трудно, - поэтому большинство людей судит.
         -  Михаил Жванецкий


Откуда мнения берутся,
Если о них не размышлять?
По телевизору даются?
Тогда “своими” как назвать?

Чтоб размышлять, нужна основа,
Чтоб было “от чего плясать”,
По совести или от бога -
Сравнить, принять иль отказать.

Источник нужен информации,
Экран, пивная, стадион.
А то как знать какая нация
Готовит нам Вечерний Звон?

У большинства, то есть народа,
Нет подготовки, школы нет
И потому дана свобода
Кричать “Мы за!” на всё в ответ.

И это мнение тем твёрже,
Чем меньше логики за ним.
И тот, кто мыслить сам не может, -
Зовёт то мнением своим.