Как я уловила Клода Моне и о его отличии от других

Елизавета Судьина
Я слушала Массне Вертер, и он дал мне ощущение легкости и беззаботности. В музыке сцены с  Ночной луной он напомнил мне Дебюсси, и я стала читать об их сходстве. В статье были картины импрессионистов и Море Моне. Музыка Массне еще была отзвуком во мне, и она совпала с палитрами Моне! Но именно Массне меня привел и перевел к этому! Потому что в росдействительности и художественности более грубого реализма такой полетности практически нет. И раньше я смотрела на Моне мало и как бы только глазами, как на пейзаж, потому что эти в учебниках штампы "импрессионизм" - как бы о внешнем изображают - всегда нас учили.
Но конечно это неверно, особенно в случае с Моне! Потому что надо смотреть - из души, духом, и в движении, из чувств, подобно музыке, такому созвучному состоянию.

Живопись статична, но у Моне цвета как бы переливаются, и это сближает его с музыкой изменчивой во времени, в отличие от художников-реалистов с четкими объектами.

И подтверждение этому я нашла в цитатах самого Моне!:

О ДВИЖЕНИИ пейзажа:
Для меня пейзаж не существует сам по себе, ведь его внешний вид МЕНЯЕТСЯ каждую минуту. Но окружающая атмосфера делает его живым – свет и воздух, которые всегда различаются. Для меня ЛИШЬ окружающая атмосфера придает предметам их истинную ценность.

Об уходе от Объекта:
Когда вы рисуете, постарайтесь ЗАБЫТЬ о том, какие объекты вы видите перед собой: дерево, дом, поле… Просто думайте о том, что вот здесь есть маленький прямоугольник голубого цвета, здесь – продолговатая розовая фигура, там – желтая полоса, и рисуйте так, как это выглядит для вас, конкретный цвет и форму, пока не получите свой собственный наивный отпечаток сцены, которую видите перед собой.

О своем ОТЛИЧИИ от других худодников и СТРЕМЛЕНИИ к недостижимости, подобно музыке:
"Я желаю недостижимого. Другие художники пишут мост, дом, лодку, и на этом ВСЕ. Они закончили. Я же хочу написать воздух, окружающий мост, дом, лодку, красоту воздуха, в котором существуют эти объекты, а это невозможно.

Об уходе от штампов видимости, от реального внещнего зрения, дискретро деленного на объекты! Это стремление к синтезу Света во всех смыслах:
"Рисуйте то, что видите, а не то, что должны видеть. Не отдельные объекты, будто бы помещенные в пробирки, но объекты, окутанные солнечным светом и атмосферой, с голубым куполом небес, отражающимся в тенях." автоматически анализирую сочетание красок".

Увидеть невидимое послание Вселенной за видимым. Это трансендентно:
"Все, что я делал, я делал для того, чтобы увидеть то, что вселенная хочет мне показать, и позволить своей кисти засвидетельствовать это".

О духовном:
"Трагично, что мы живем в мире, где физическое мужество так распространено, а мужество моральное столь редко".

О СВЕТЕ как сюжете (обратите внимание - не дом, не баба, не пейзаж и не объект):
"Критик спрашивает меня: «Каков же сюжет этой картины?» «Сюжет этой картины, дорогой мой друг, - это свет».

Об умении видеть Прекрасное тысячекратно и устремленности к нему:
"Каждый день я обнаруживаю все больше и больше прекрасных вещей. Этого достаточно, чтобы свести с ума. Я испытываю такое сильное желание делать всё сразу, что моя голова просто разрывается".

О легкости и безгрузности, спонтанной искренности, как в музуке Массне:
"Импрессионизм – это лишь непосредственные ощущения. Все великие художники были импрессионистами, в той или иной степени. Это по большей части вопрос инстинктов, и все гораздо проще, чем считает Сарджент".

О погоне за ДВИЖЕНИЕМ ЦВЕТА, что сближает с музыкой как искусством в движении:
"Я нахожусь в постоянной погоне за малейшим проблеском цвета. Это моя собственная вина. Я пытаюсь ПОСТИЧЬ нечто НЕУЛОВИМОЕ. Это ужасно – то, как убегает свет. Цвет, любой цвет, длится лишь секунду, в лучшем случае – три или четыре минуты.

* Представьте чистую воду и колышущуюся посреди нее траву. Смотреть на это потрясающе, а попытки нарисовать это достаточно, чтобы свести вас с ума".

Он смог Уловить и передать неуловимое, поэтому его картины - как сама жизнь, отдельная, над-жизнь, послание Вселенной, что я назвала откровением в стихах, посвященных ему!



(Еще музассоциации у меня вызывал Брейгиль и Джон Мартин - писала пьесы и стихи к их картинам. Но во всех этих картинах было передано движение сюжета - то падение Икара, то огонь, то море после потопа. 
Еще есть например Манфред у Мартина - горы тоже с движением и явлением духа из бездны и тоже сильные, необычные градации цвета)
Но у Клода Моне - именно цветовое самодвижение при покое сюжета.


Цитаты Моне отсюда: https://vakin.livejournal.com/1280342.html
О движении как черте импрессионизма: adme media "Эстетический ликбез: 8 простых характеристик, после которых вы сразу уясните, что такое импрессионизм".

На фото Моне "Скалы в Пурвиле, утро"