ДорогиземныеЧ45

Александр Коро
Та поездка за клюквой была последней во всех смыслах и состоялась она осенью 1992 года. После неё последуют события, которые перевернут многое в моей жизни … Но в данном случае не будем спешить. Всему свой черёд.

Опишу еще один достойный пристального внимания пласт из жизни – это рыбалка. Не походы с удочкой возле дома, а рыбалка с выездом в другую географию. Он охватывает период работы в НПО и даже чуть дальше по времени жизни.
Рыбалка в моей жизни была с детства и сопутствовала по ней всегда, где бы я в каких краях, и в сезонах, не был. Если же находился не командировках, то я ловил рыбу недалеко от дома или в периодических поездках с одногруппниками из МАИ в Осташово.

Весной 1990 года (в самом начале мая и с учётом праздников) под руководством Юры Дешевого компания в составе Ивана Торопова (с гитарой), Игоря Пилюка (с желанием) и меня поехала в место, расположенное между Калязиным и Угличем, с интересным названием – Кулишки. Это есть небольшое поселение с количеством домов, наверное, с десяток. И более там ничего нет.

Путь в те края лежал с Савеловского вокзала на пассажирском поезде и в плацкартном вагоне. Ехать до Кулишек надо было часов 5 с небольшим. Отходил тот поезд без нескольких минут двенадцати ночи. В переводе на русский язык для пассажиров – не выпить и не закусить, а еще и не поспать. Правда, первые две части из этого перевода, мы сумели исполнить – «За первый оборот колеса!» … О третьем подумали то, что как-нибудь … Потом.

Поезд остановился в Кулишках у места, которое было ничем не обозначено … Не было ни знаков или что-то ещё такого, что свидетельствовало о том, что ему здесь надо остановиться. Незнакомому с такой системой, в общем, не сориентироваться, но они здесь и не бывают.
Мы и еще несколько человек вышли из вагонов прямо на земляную дорожку, шедшую вдоль насыпи … Ни щита с названием, ни кассы … Вообще ничего …
Одноколейный рельсовый путь (рельсы 1935 года выпуска, как потом удалось рассмотреть на них год изготовления), лежащий на шпалах, которые, похоже были, из того же времени изготовления, что и рельсы.
Путь приходил из леса и в лес уходил. В остальном никаких железнодорожных признаков.

Поезд ушел в Углич, а мы ушли к Волге. Вернее к одному из многочисленных заливов Углического водохранилища. Пройдя под радостное щебетанье пташек через весенний лес, выходим к берегу.
Вокруг неописуемая утренняя красота. Восход Солнца над березовым лесом, убранным в нежно-зеленый флёр. Природная тишина с весенними криками пернатых. Широкая, тихая, голубого цвета, вода залива, с расходящимися на её глади кругами от рыбы.
Для рыбака любителя вся такая картина вызывает в душе у него такие трепетные чувства, сравнимые разве …

Наверное, для сравнения можно привести такой пример … Те чувства, которые возникают в душе любителя пляжного отдыха в Египте или Турции, или ещё где-то в экзотической стране, при виде им моря, самого пляжа … А ещё открытого бара, где всё включено и, причём прямо с самого … И никого из отдыхающих.

Накачиваем лодки. Юра качает свою одноместную. Для нас же была предназначена большая трехместная лодка со сломанной посередине лопастью одного весла, которую Юра взял у брата своей жены – Володи Калашникова.
Гребём на них к виднеющейся в дали косе. Хорошо, что ветер был не сильный, и волна от него не так высока. Догребли до цели, как смогли … Особенно мы.

На косе втроём поставили одноместную палатку для четверых, набрали дров. Юра, между таким делом, сходил в лес в известное только ему место, набрал там черных, больших муравьев (да проститься). Добычу он разделил по банкам из-под растворимого кофе.
На них предполагалось ловить плотву. По рассказам Юры и Игоря (он был здесь уже второй раз), рыба заходит в этот мелкий залив для продолжения рода. Немного покрутится в середине залива, а затем уходит в прогретую небольшую толщу воды. … Они есть там, где топкие берега, прошлогодняя водяная трава, камыш.

После обустройства ознакомились с местом нашего временного проживания. Со стороны залива берег был весь поросший камышом (тот, что с метёлками). Выйдя на окончание косы, перед нами открылась Волга в виде самого водохранилища. Синеющий лес на другом берегу водохранилища по размеру был не толще спички. Всё говорило о большой ширине водной глади.
Потом, уже днём, мы в горловине залива наблюдали, какие пассажирские гиганты ходят по той водной глади Волги.

После «разлива» по кружкам традиционного «С приездом!», уже как люди позавтракали. Впереди ждала рыбалка. За ради неё мы сюда попали. Ловить здесь возможно только с лодки.
Юрка на небольших волнах «болтался» в одноместном комфорте. Мы – Игорь, Иван и я – в огромном «дредноуте». Всё хорошо по пространству для троих, но существенно мешала нашему лёгкому глиссированию уже описанная беда с веслом.

Она вносила определенный дискомфорт в обеспечении процесса рыбной ловли ... Рыбу надо было искать, а найдя – заякориться … Вот с первым у нас получалось не очень … Но судьба была к нам милостива. Слава Богу, долго искать косяк плотвы не пришлось … Правда, мы на таком «дредноуте», не смогли бы её долго искать.
Пробовали ловить рыбу недалеко от стоянки. Нам это удавалось, что радовало.

При ловле тамошней плотвы необходимо иметь специальную снасть. Обязательно на удочке наличие безинерционной катушки. На её шпуле тонкая леска диаметром 0,1 мм или меньше. Вместо крючка привязывается мормышка (форму надо подбирать). На неё насаживается мураш. Поплавок выставляется в полводы. Он вывешивается так, чтобы лежал на поверхности воды, а на волне играл мормышкой. При поклёвке поплавок встает.
Обязательным условием хорошего клёва – ветер, но не ураган, а такой, чтобы была легкая волна. В штиль рыба не клевала. Учитывая то, что днём ветер практически всегда идёт за солнцем, то нужное волнение нас сопровождало.

Ветер дул, Солнце светило, плотва ловилась. Её размер был практически одинаков – с ладонь. Некоторые особи были в нерестовой раскраске и шершавые, некоторые уже отнерестились.
Отдых с получением порций адреналина был изумителен. Эксцессы начались уже на берегу и к вечеру. Те места кожи, которые были открыты, за день подверглись двойному воздействию ультрафиолета – напрямую от самого Солнца и отраженного от воды. Иначе – обгорели, были красными и зудели. Хорошо то, что с нами был Юра. В соответствии с полученным высшим образованием он был врачом терапевтом (слава Богу, что не, как в фильме «Три плюс два», 1963 г., реж. Г. Оганесян). А у врача на такой случай с собой был крем. Панацея сработала к утру.

Поужинав и приняв «За рыбалку!», «За красоту!», «За друзей!» и еще за многое сказанное, улеглись в одноместную палатку. Поместились мы в неё лежа и только на боку. Ни о каких поворотах и думать было нельзя. Палатка могла просто лопнуть под напором наших тел.
И тут Бог оказался к нам милостив. Ночь была очень теплая и тихая. Я и Игорь вылезли из хлипкого жилища и легли возле кострища. Нам такое было не в первой. А еще мешало заснуть то, что в голове все время виднелись блики воды и качающийся на волнах поплавок. Тело в голове, кстати, тоже продолжало «качаться на волнах». Сказывались издержки ловли с лодки. Но, с учетом бессонной ночи в поезде, уснули и выспались … Как могли.

Следующий день прошел так же. Разнообразия особого не было, да и ждать его было неоткуда. Но сам факт тишины и дикой природы нас радовал. Нам было по большому счету не так уж и важно, сколько мы выловили этой плотвы.
Главное мы вместе и можем посидеть у костерка, попеть под гитару и совершить всё сопутствующее этому.

Под вечер рядом с нашей стоянкой причалила моторка. В ней оказались работники из местного рыбнадзора.
Они поглядели на наши снасти в виде 4-х стоящих у сосны удочек, и поняли, что мы есть не суть браконьеры … Обыкновенные любители рыбалки и без жадности к рыбе. Группа инспекторов расположилась на стоянку рядом с нами. Ночевали они без установки палатки, лёжа возле костра.

Утром они и мы разъехались по своим интересам. Ловили полдня. На следующий день нам надо было уезжать в Москву, а это значит надо собирать монатки, и плыть к тому месту, откуда мы стартовали. Рыбнадзоровцы видя, что у нас практически маловато улова (мы, правда, его весь им не показывали), одарили нас щуками и окунями приличного размера.
Судя по характерным повреждениям чешуи на боках рыбин, поняли, что эта добыча из сетей. Вдаваться в подробности о происхождении даров не стали.

Собрали вещи. По процессу возвращения к исходному месту отплытия решили так – Юра с Игорем плывут в «юркиной» лодке, а я и Иван – в «дредноуте». Правда, все вещи сложили в него.
Коллеги в одноместной лодке плыли уверенным курсом, хотя, и медленно. Мы же никак не могли отплыть от берега (сказывалось влияние сломанного весла), а отплывши, никак не могли направить лодку к нужному нам берегу.

Наступала ночь. Ребята на месте причаливания развели костер в качестве маяка, а мы никак не могли доплыть. Ещё подул ветер, слава Богу, в нужную нам сторону. Сколько было в этом плавании трагизма, при этом высказано вслух приличного и идиоматического ... Всего не передать в двух словах … Устали мы от того хождения по водам так, что спасу нет … Даже был один момент, когда наступило отчаяние.
Но Бог и в этот раз был милостив к нам – закончилось и это. Этот сюжет из жизни и более ярко, я описал в рассказе «Ян Ван Тороп».

На месте старта-финиша заночевали на днищах перевернутых лодок, накрывшись палаткой. Рано утром в обратном порядке пришли к месту, где должен был остановиться поезд. Только встали с наружной стороны другой рельсы.
По приходу состава, мы заняли целое плацкартное купе. Пассажиров было немного. Думали, что так оно будет до самой Москвы. Наивные!

По мере приближения к Калязину в вагоне стали заниматься все свободные места. В Калязине уже прибыло пассажиров существенно, а до Савёлово едущие уже стояли.
В тех краях этот поезд, да ещё один – рабочий из Савелово до Углича и обратно, единственное, что связывало с цивилизацией деревеньки, расположенные вдоль железнодорожного пути или рядом. На нём люди ездили в магазины, ко врачам, за образованием или по другим своим делам. Проходимых грунтовых дорог в той болотистой местности практически не было … Они возникали только летом … И то, в засуху.
Основной путь сообщения была Волга, но это у тех, у кого была моторка и, конечно же, бензин к ней.

Потом в Кулишки мы ездили каждый год. И всегда разным составом.
По времени поездок скажу так. Ехали в путешествие в тот период, когда в Москве черёмуха распуститься. Почему так? Потому, что приехав на место в Кулишки, замечали, что в лесу только-только распускались черёмуховые почки. Что значит Север на прямом расстоянии около 400 километров.

Я подключил к этой рыбалке Андрея Кондратова. Единственное, что существенно отличало последующие рыбалки от первой это то, что на косе мы уже больше не останавливались. Нашли место под стоянку гораздо ближе. Оно в дальнейшем и стало основным.
У Андрея была куплена двухместная надувная лодка. Я же был обладателем двухместной палатки. Теперь мы приезжали в Кулишки экипированными по полной программе.

Из последующих рыбалок вспоминаются следующие интересные моменты.

Приехали в Кулишки втроём – Игорь Пилюк, Андрей и я. Лодка у нас было одна на троих – «андрюхина» двухместная. Игоря предупреждали перед отъездом о том, что ловить смогут только двое. Но он, как будто знал о будущей возможности, настойчиво рвался ехать вместе с нами. Дорога к месту назначения не была отмечена отклонением от предыдущих поездок.
На место стоянки добирались челночным способом. Пришлось погрести от всей души и по очереди.

Обустроились. Справа от стоянки тоже был заливчик небольшой. Решили разведать, как там с рыбой, а обнаружили у берега плот. Зацепили его и притаранили к месту нашего причаливания. Игорь сразу запал на плот. Сапоги болотные у него были взяты с собой на всякий случай (мало ли, может быть придется с берега рыбачить).

Он встал на плот, тот под весом ездока погрузился в воду, но ровно так, что стоящий в сапогах Игорь выглядел будто он стоит на устойчивой тверди. Игорю это понравилось. Для управления плавсредством, он срубил трёхметровый шест. Кстати, глубина залива была не более 2-х метров.
Самая глубина 2-3 метра была по руслу небольшой речушки, вытекающей из леса и протекавшей почти посередине залива. Хождение на таком плавсредстве было не очень опасно для жизни, но ловить рыбу с него вряд ли удобно. На наши уговоры взять с собой кан для сиденья, Игорь категорически отказался.

Приступили к рыбалке. Мы поплыли на лодке. Плотоводец же передвигался с помощью шеста, отталкиваясь от дна, и даже иногда шёл быстрее нас в лодке, только в основном всё более в ненужную сторону. Но это детали – главное есть ему занятие.
Учитывая, что присесть Игорю было не на что, то такое прямое телостояние ему быстро надоело. Он выходил в залив уже не очень далеко от места стоянки и скорее для того, чтобы покрасоваться перед рыбаками, которые глядя на эту картину, потихоньку крестились.
Со стороны стояние Игоря на водах выглядело мистически. Мессия и всё тут. Ещё он напоминал памятник Сталину, стоящему на каком-то шлюзе канала имени Москвы.

Одна поездка в благодатное рыболовное место Кулишки была в составе Юра, Андрей, я и В. Калашников. В день приезда была такая буря, о которой не передать спокойными словами. Думали, что не доплывем на лодках из-за огромных волн, которые захлёстывали за борт внутрь. Встали не на косе (туда мы точно не добрались бы), а в лесу на берегу, том, что гораздо ближе. От бури и ветра натерпелись страху.

На стоянке тоже было не спокойней. Сломанные сучья летали с треском везде, и даже падали деревья. К вечеру поглядели на небо и ахнули. Оно было разделено ровно на две части. Справа была уходящая облачность, чёрная, как ночь, с чёткой её границей. Вторая расширяющаяся часть – чистое, синее небо и Солнце!
В следующие дни от урагана не было никаких следов. Стояла тишина, и был штиль, сопровождавшиеся мелким дождём. Плотву помимо того, что надо было искать … А, нашедши, её всё время приходилось дразнить периодическими подёргиваниями лески. Но всё получилось.
В эту поездку Калашников вернулся домой раньше всех. При отъезде он выбросил «дредноут» вместе с мешком для его переноски на месте отплытия. А я потом, когда мы приплыли туда на ночь, подобрал брошенные «ценности».

Была туда же поездка втроём – Юра, Андрей и я. Особо примечательного, кроме хорошего отдыха, ничего не случилось. Но традицию соблюли.
Следующая поездка была в самом минимальном составе. Андрей и я. Самым забавным в ней было то, что воды в заливе практически не было. Вода была по руслу маленькой речушки, а ближе к водохранилищу её зеркало становилось чуть больше.
Ловлю рыбы такая обстановка упрощала – не надо грести в поисках плотвы. Мы ходили по дну залива и носили лодку. Где хотели, там вставали на воду. Рыбы было много, она вся спрессовалась в малой воде. А вот для будущего потомства – это экологическая катастрофа.

Когда никогда поездки в Кулишки закончились с этой, последней поездкой. Забегая вперед, скажу то, что она была совершена в то время, когда я работал с сентября 1994 года уже на госслужбе в центральном аппарате ФМС России.
В этот раз ехали мы вдвоем – я и Андрей.

Не помню, по какой причине (наверное, из-за тяжелого состояния в стране после развала СССР) поезда до Углича ходили редко. В нужный нам день, как раз поезд не ходил. Но уж коли мы собрались, то назад нам хода нет. Решили так – едем на электричке до Савёлово, а в нем пересаживаемся на рабочий поезд, идущий до Углича. Обратно – таким же «макаром».

Дорога в электрическом поезде до конечной не изобиловала чем-то особенным. Кроме наличия нашего весёлого разговора, сдобренного «За первый оборот колеса» для лёгкости восприятия ситуации, и предвкушения от предстоящей рыбалки.
В Савёлово чувство предвкушения охолонуло. Рабочий поезд, в связи с ремонтом путей до Углича, будет только на следующий день.

То плохой раз пережили, и тут же нам – вот те два. Очень приуныли. Вариантов наших действий было не много. Один из них содержал возврат на электричке домой.
А домой нам не хотелось. Предвкушение от будущей рыбалки получено. Оно крепко засело в наших организмах, и выгонять его оттуда нам не очень-то хотелось.

В рассуждениях о дальнейшей жизни мы заметили фигуру в оранжевом жилете, крепко державшуюся за штакетник возле станционной кассы … И это было неспроста. Похоже, что у него внутри бултыхалось немало крепкого. «Наверное, железный дорожник!» – подумали мы.
Этот самый дорожник еле стоял на ногах и если бы не штакетник, то он сам лежал бы параллельно идущим мимо рельсам.

Мысль сработала мгновенно.
– Уважаемый – обратился я к сотруднику РЖД.
Уважаемый поднял голову и мутными глазами пытался найти того, кто его так уважает. Видать не каждый день к нему так обращались, да ещё сами понимаете, что с почтением.
В ответ на выказанное ему почтение, уважаемый ответил нам своим почтением … Правда, как мог.
– Ммм… это … чего?
– Слушай, мы оперативники … Нам надо добраться в Кулишки … Вот видишь – продолжил я беседу и стал тыкать в мутные глаза обладателя оранжевого жилета красную корочку с золотым тиснение удостоверения госоргана – «ФМС России».

Рждовец слегка протрезвел от красного цвета удостоверения, и уже более твердым голосом дал нам наводку.
– Вон, ребяты, поизд … Вскорости пойдёт в ту сторону … Там путя перекладывают, так он за рабочими … Их забирать будет на праздники … И по домам они (дело было 8-го мая) … Ыкк … Ык.
Мы, подхватив монатки, споро побежали в указанном направлении. За нами рванула бабушка с коробкой в одной руке, в которой торчала помидорная рассада, а в другой руке она держала мальца. Бабушка стояла рядом и смекала наше почтение к уважаемому.

Подбежав к локомотиву, мы увидели возле него его водителя – машиниста! Я достал из кармана уже один раз сработавшее удостоверение.
– Значит так! – многозначительно начал я – Нам надо срочно попасть в Кулишки … Есть информация, что там скрываются …
Докончить фразу мне не довелось. Машинист упал на колени и начал причитать о своей горькой доле, семье и еще о чём-то под самый праздник … Я прервали его диалог прикладным вопросом.
– Скоро ли отправка?
– Сейчас – последовал твёрдый ответ – А Вы, вот сюда пройдите, в вагон.

Машинист открыл дверь в вагон. Мы забрались в него, как люди. Возле вагона заголосила бабка с внуком и тоже о нелегкой судьбе, о переросшей помидорной рассаде ... Внучок подголосовывал бабуле, что рано ушёл из детского сада и так далее ...
Мы решили заступиться за них. Машинист смягчился и разрешил им тоже ехать. Пока он им разрешал, они уже сидели в вагоне.

Вагон был оборудован для отдыха путевых рабочих. Были два стола, покрытых клеенкой для перекуса, плита для готовки еды, вдоль столов стояли лавки. На одном столе стоял алюминиевый чайник литров на 7.
– Еще теплый – сказал машинист, потрогав чайник за бок – Располагайтесь, попейте ...

Он ушел в дверь, ведущую в кабину локомотива. Через минуту состав тронулся и ехал он медленно. Вздохнув с облегчением от продолжения дороги, мы решили накрыть стол. Достали белоголовицу и то, что наши жены спроворили нам для рыбалки.
Бабка от водки отказалась, внуку не предложили. Выпили «За первый оборот этого колеса». Закусили, выпили по второй. Для снятия стресса – закусили. Делать было больше нечего. Тут у меня сработала внутри пружина. Я в кабине летящего самолета Ил-76 был, в капитанской рубке парохода, идущего по реке Енисей был, а в кабине ждлокомотива – нет.
Самый случай и время. Когда такое еще будет возможно?

Смело открываю дверь, в которую исчез машинист, и вхожу сразу прямо в кабину. Машинистов было двое. Один сидел за штурвалом, а второй просто сидел на стуле. Тот, который нас посадил, опять было попытался что-то причитать, мол, не погуби и праздник … Я успокоил его, что всё хорошо и хочется поглядеть, как они рулят.
Они поведали, что едут за ремонтной бригадой, а потом уедут на этом же локомотиве к себе домой. Я рассказал им, что нам надо по делу, а тему раскрыть не могу – служебная тайна. Нарядились рыбаками, чтоб не спугнуть. Ребята вообще выпали в осадок. Потом я им предложил выпить с нами. Реакция на это предложение ошеломила – они вообще чуть не выпрыгнули из локомотива наружу.
Я понял, что малость переборщил. Пришлось выразить от лица госоргана – ФМС России им благодарность. Это смягчило ситуацию.

Где-то возле Калязина вышла осчастливленная бабушка с внуком и рассадой. Поезд пошёл ещё медленнее, но скоро должна появиться наша местность.
Мы попросили остановить состав возле тропинки, что ведет к берегу залива, выгрузили монатки. Ребята уехали, вздохнув свободно, а мы пошли по своим рыбацким делам.

Обратный путь домой был не менее интересен. Наловившись плотвы и, как обычно, к концу пребывания, мы перебазировались к месту ночлега для утреннего похода к поезду. Костёр, чтоб приготовить ужин, разгораться не хотел никак. Лодка лежала вверх дном готовая к ночлегу, сверху в качестве покрывала лежала палатка. Температура воздуха падала. Вслед за ней нас обволок туман.
На открытых бортах лодки прямо на наших глазах стал образовываться лёд. Поняли, что горячего ужина нам не видать, как своих ушей. А посему, решили забраться под палатку и уже там, в сухомятку поесть.

Утро встретило нас щебетаньем птиц и ярким Солнцем. Палатка парила, просыхая на прямых солнечных лучах. Собрав монатки и протерев от воды лодку, попрощавшись с заливом, пошли к поезду. Поезда в Москву в назначенное время отправления со стороны Углича не было.
Значит – расписание не восстановлено. Но тут появился поезд, шедший из Савёлово в Углич. Мы, недолго думая, сели на него. Колея одна и если есть поезд в Москву, то он точно мимо не пройдет. Тем более в Угличе никто из нас ни разу не был … А когда нам ещё удастся там побывать?
Оказалось, что от Кулишек до Углича ехать по времени было дольше, чем до Калязина. Да и ладно.

На вокзале в Угличе заранее купили билеты до Савёлово, сдали рюкзаки в камеру хранения, позавтракали в буфете и пошли гулять по городу. Посетили в составе готовой экскурсией кремль и место, где было совершено убийство малого царевича Дмитрия. Всё нам понравилось.
Потом пошли и купили в магазине местной водки завода «Вереск», что находится в Кашино, и еще что-то из закуски. Время было около 15 часов, а поезд отходил около 17 часов. Забрав рюкзаки из камеры хранения, создали из них стол, за которым стали коротать время в ожидании отправления состава.

В поезд набилось очень много народа, но мы сидели. Аналитическая смётка подсказала нам при посадке, что надо садиться в первое от дверей купе. Смётка не подвела. По дороге до Савёлово набилось столько пассажиров, что ни гласа не воздыхания.
В Савёлово нам надо было пересаживаться на электричку до Москвы. Хорошо, что и здесь смётка сработала, мы оказались первыми у билетных касс чуть ли не за 10 минут до отправления электрички. Дальше по стандартной схеме – бегом в электричку и не стонать.
К сожалению, эта поездка в Кулишки оказалась именно последней.

Помимо поездок в Кулишки и до них, раз в год на майские праздники, я и Андрей Кондратов совершали поездки в Новинки на озера, образовавшиеся на месте бывших торфяных карьеров. Они расположены между Нахабино и Павловской слободой (сейчас там огромный фешенебельный квартал для состоятельных кротов).
Эти были поездки недалеко от дома. Рыбалка там не очень удачливая. Думали ловить карася, а он про это совсем не думал. Но сам факт путешествия нас привлекал туда и не более того.

Для получения большего удовлетворения от дороги и рыбной ловли, я предложил как-то Андрею съездить в Осташово под Волоколамск, на Рузское водохранилище. Всю неделю по дороге на работу и обратно Андрей собирал откуда-то выползших на асфальт крылатых насекомых, похожих на муравьев (они появляются в конце июля).
В отделе мы взяли отгул на пятницу. Доехали на электричке до Волоколамска. Штурмом взяли автобус, идущий до Осташово. От площади, где останавливался автобус, мы пошли пешком.

Миновали развалины дачи Романовых (именно тех) и конюшенный двор. Затем по мосту через водохранилище. Закончился посёлок, мы пошли вдоль по берегу. Из прошлых поездок в эти края мне помнилось, что был лесок, а за ним можно было организовать нашу стоянку. Лесок закончился, и открылась такая картина – перед нами расстилался будущий садовый кооператив (или как называют сейчас – СНТ).

Для того чтобы понять о том какая картина представилась пред нашими глазами, то вспомните кадры из х/фильма «Москва слезам не верит» (1979 г., реж. В. Меньшов). Именно те, когда три подруги приехали к жениху на дачу. Все виды были один в один.
Мы прошли по будущей центральной улице и углубились в лес. Лес не широкой полосой протянулся по берегу до небольшого заливчика. Возле него мы и решили остановиться.

На тот момент у нас еще не было ни палатки, ни лодки. Обустройство заняло ровно столько времени, сколько занимает операция по снятию рюкзаков и укладки на землю снастей.
Погода в Москве стояла прекрасная, днём и ночью было тепло. Поэтому мы решили ночевать под открытым небом. А с собой даже не взяли необходимых приспособлений для укрытия от ненастья. А зря. Мало того, даже мы не взяли с собой крепкого алкоголя для сугрева. Правда, вино было.

Начали ловить рыбу, рыба не ловилась никак. Она играла на поверхности воды залива и водохранилища, но не ловилась. Нам надоело это безклевье, и мы решили разжечь костер, посидеть и насладиться текущим моментом.
Выпили винца, поужинали да легли на сон. Ничто нам не предвещало беды, и мы расслабились.

Беда пришла оттуда, откуда не ждали – с неба. Проснулись от раскатов грома и сверканья молний. Дождь не заставил себя ждать. Снесли всё имущество под раскидистую ель. Дождя там не было, но и дождь еще не набрал силу. Когда им необходимая сила была набрана, вода лилась, как под елью, так и вне её. Естественно, что промокли насквозь.

Дождик закончился под утро. Выглянуло Солнце и стало очень жарко … Оно прогрело и высушило своими лучами всё окружающее. Наши тела в мокрой одежде тоже входили во все обогреваемое.
Сняли всю одежду, наладили веревку и развесили свою амуницию для просушки. Комары не соблазнялись нашими белыми телесами в силу того, что сами отсырели. Одежда просохла, мы оделись, разожгли костер и позавтракали.

Пора ловить рыбу … Но у неба есть свои планы … Ливень хлынул пуще ночного. Всё просохшее стало всем промокшим. Бог милостив, и дождь был короткий, правда, свое дело он сделал по полной программе. И опять дали Солнце!
Мы повторили процедуру с сушкой исподнего и не только. Ждать пришлось не очень долго. Пора ловить рыбу. Рыба играла во всю, мало того в заливе начала бить щука, да в таком количестве, что мы стояли завороженные от проявлений её жора. Снастей на щуку у нас не было.

Перед трудностями отступать не наша тема. Мы всё-таки решили попробовать наловить щук. Андрюша начал ловить живца – плотву на муравья. И ему это очень удавалось.
Наловив плотвы, мы начали сооружать такую снасть. У меня и Андрея была в запасе резина для сборки донок … Куски метров по пять. У меня нашлись груза. Запас лески и крючков у обоих были всегда.
Привязали груза к резине, а другой конец резины связали с леской. Наделав три таких конструкции стали забрасывать груза на тот берег залива. Затем я пошел на тот берег.
Находил там груз и привязывал резинку к дереву. Закрепив всё, я вернулся к Андрею. Затем мы вытягивали лески от воздушной донки, делали петлю, а к ней крепился поводок с крючком. Насадив плотву, отпускаем конструкцию на сжимающейся резинке. Резинка втягивала хорошо!

Первую снасть не успели выставить в нужное место, как щука кинулась на живца. Заглотив его в лёт, она начала таскать леску, которую с одной стороны держала резинка, а с другой Андрей. Он начал вытягивать леску со щукой, но та дернула так, что поводок оборвался.
Первый блин оказался комом … Точнее упущенной щукой. Опыт окрылил нас, так как снасть сработала. Зарядили вторую «резинку». Мы видели место, где бьет щука, и, передвигаясь по берегу, подвели плотву в то место. Щука не заставила себя ждать. Торопиться не стали – пусть заглотит, как надо. Эту мы вытащили и в садок. Таким макаром мы выловили еще одну.
Конечно, были потери, как с первой рыбиной. Но мы до рыбы никогда не были жадные. По хорошей щуке на каждого у нас уже было.

Вечер прошел в приподнятом настроении. Удачливые рыболовы отметили свои успехи распитием совсем не рыболовным напитком – шампанским. Ночь выдалась спокойной, но под утро пал туман. В нем и проснулись.
День был диаметрально противоположный предыдущему. Небо и туман были серые, сливались, и стоял такой штиль, что подумалось о том, словно мы перенеслись на другую планету. Среди рыбьего царства тоже стоял полный штиль. Ни кружочка на глади воды.

Мы смотали снасти, собрали вещи и в обратном порядке вернулись в Осташово. И вовремя. Опять пошёл дождь, но мелкий и нудный. Нам он уже был не страшен. Магазинных крыш для укрытия от дождя на площади в ожидании автобуса было много.

Потом еще были выезды в Осташово. К моему одногруппнику Славе Гордовскому в деревню Жуковка. Ехали туда уже на «Запорожце» Александра Волковского. Хорошо, что втроем. Я и Андрей, раздетыми напрочь, а точнее – голыми, вытаскивали застревавшую машину из луж.
Когда доехали до деревни, то Слава удивился такому факту. Неделю никто не может проехать после проливных дождей – а мы смогли. Обратно ехали по раскисшему полю, медленно проваливаясь, но выехали! А всё благодаря такой вездеходной машине. Если бы встали, то был бы нам с машиной капец.

Была поездка в Осташово схожая с той, когда с Андреем были вдвоём, но по составу втроем. Ловили с лодки, взятой напрокат в Доме рыбака. Правда, неудобства с дождём не было, в силу отсутствия дождя.
Рыбы ловили немного, но ловили для получения удовольствия от процесса! Нам всегда улова хватало!

Иные забавные эпизоды из жизни на рыбалке были освещены в рассказах «Тройная уха», «Кум», «Ян Ван Тороп», «Байконур».