Навеяна тема:
Сэйлан Татарская, « Квадрат Малевича»,
http://stihi.ru/2019/07/31/6733
Рубанет.
Он любит чёрное и рад,
что ровно зачернил квадрат,
где с сажей, копотью и тьмою
создал тандем, триумвират.
В небытие – ни сил, ни чувств –
конец и мрачный, личный вкус:
полярный полюс дуализма
в разнообразии искусств.
Претило солнышко ему,
вот и затеял кутерьму:
в печаль и траур втиснул радость,
устроил радуге тюрьму.
Но есть творцов святая рать
любовь и радость пробуждать.
29 февраля 2024 г.
Иллюстрация: Эрик Булатов "Карина и зрители"
Отрывок из статьи Юрия Трущелёва, «Код человечности».
… «И только супрематизм, появившийся чуть больше ста лет назад, дерзнул прервать эстафету нравственного кода человечности. «Чёрный квадрат» Малевича («художник он был заурядный») – это даже не противоположный полюс. Применяя слово «полюс» мы как бы соглашаемся с неизбежным дуализмом: север/ юг, минус/плюс, добро/зло. А чёрный квадрат – это бездна, небытие, мертвечина. В небытие нет ничего: ни отрицательного, ни положительного. Оно – конец всего. …
Так в чём же феномен «Чёрного квадрата»? В том, на мой обывательский, взгляд, что он стал знаменем сил, которым невыгодно, чтобы искусство, как говорил А. С. Пушкин, пробуждало «чувства добрые». За это – за отсутствие чувств (добрых или нет, без разницы) они готовы оплачивать подобные «шедевры» любыми деньгами. Нет, конечно, не первого встречного озолотить, а избранных. Они превратила искусство в свою песочницу, и сами назначают «гениев» и «шедевры». И всё это – именно ради беспредметности. Ради тупика, чтобы нравственный код человечности больше не передавался от поколения к поколению». …
(Журнал «Крым» 2 (62) 2024 г., стр. 132)
Супрематизм — это отказ от изображения оболочек предметов в пользу простейших форм, основы мироздания. Здесь цвет и форма становятся доминантными: они теряют связь с природными формами и начинают играть самостоятельную роль. Сам термин происходит от латинского «превосходный», «наивысший».
Особенности стиля супрематизм
Для картин в стиле супрематизма характерен свой стиль, который невозможно спутать с другим направлением в изобразительном искусстве. В его основе: геометризм чёткое изображение фигур или объектов, многоступенчатых композиций, исключение натуральных форм, отсутствие художественной.