3-й очерк о Сахалине

Жанна Падагова
Путешествие на квадроциклах к японской железной дороге.

Раннее субботнее утро середины июня, семь часов.
Лёгкий завтрак перед походом.
Перекус в дорогу : термос с кофе, яйца, колбаса, сыр, фрукты, печенье, хлеб и вода.
Всё сложено компактно в кейс квадроцикла. Конечно ещё посуда, сковородка, газовая горелка, стульчик, плед и толстовка с кепками.
Мы одеты в специальных костюмах ( непромокаемые и непродуваемые, но дышащие), ноги в высоких кожаных ботинках, перчатки и шлем.
Безопасность в дороге важна.
Квадроцикл фирмы BRP готов в дорогу. Полный бак бензина, ещё немного в доп. баке. Проверено масло, свечи, аккумулятор.
Квадроцикл стоит за воротами гаража и ждёт поворота ключа, чтобы завести двигатель.
Муж докуривает сигарету, одевает шлем, и мы начинаем свой путь. Нужно чуть спуститься вниз к друзьям. Они уже ждут нас.
На двух квадроциклах мы отправляемся в дорогу.
Решили выехать в половине восьмого утра, чтобы проскочить город по объездной дороге, без пробок.
Погода чудесная! Синее небо, щебет птиц и ласковое солнышко.
Утренняя свежесть и лёгкий ветерок делают наш путь комфортным.
Наш путь лежит на Северо-Запад от Южного, к старой японской железной дороге с тоннелями, и к грязевому вулкану.
Немного истории:
Старая японская железная дорога- интереснейшее инженерное сооружение с мостами и тоннелями по серпантину горного массива Заилийского Алатау.
Строительство железных дорог на Юге Сахалина началось после русско-японской войны 1904-1905 года, когда после заключения Портсмутского договора,  южная часть Сахалина до 50-й параллели отошла Японии и часть больших и малых островов Курильской гряды.
Была построена узкоколейная железная дорога Южно-Сахалинск -  Корсаков протяжённостью 42,5 км. В 1911 году отстроена ветка Южно-Сахалинск- Стародубское протяжённостью 53,5км.
А в период  1918 - 1921 годы железнодорожной линией были связаны  Невельск- Холмск - Чехов- Томари.
А вк 1928 году было открыто сквозное движение, связавшее Южно-Сахалинск - Холмск товарный. Протяжённость железной дороги 83 километра. Построено 35 мостов и 15 тоннелей.
На острове много тоннелей. Все они были выполнены по габариту, принятому на японских железных дорогах. Это значит, что только их паровозы и вагоны могли пройти в тоннелях.
Строились дороги военнопленными и японскими инженерами.
В советское время на наших заводах изготавливали малогабаритные поезда и вагоны. Со временем это стало неудобно.
В Южно-Сахалинске, возле вокзала можно бесплатно посетить музей истории Сахалинской железной дороги.
На вокзальной площади на постаменте стоит старый японский паровоз D 51, построенный в 1949 году компанией Nippon Shario.
Почти через сто лет с 2003 года,  16 лет  упорных работ, и  железную дорогу перепрошили и запустили новые современные поезда.
Ширина японской колеи 1067 миллиметров, а стандарт русской коллеи 1520 миллиметров.
Очень неудобно было на пароме "переобувать" поезда.
Старую же японскую дорогу до Холмска эксплуатировать очень трудоёмко из- за погодных условий зимой и оползней.
В 90-е годы её забросили и почти всю разобрали, перепродав металл в Китай на металлолом.
И вот теперь с укором на нас глядят разрушенные временем мосты, станции и постепенно разрушающиеся тоннели.

Вот сюда мы и мчимся на квадроциклах, рассекая туманный утренний воздух.
По Железнодорожной улице дворами проезжаем до перекрёстка с проспектом Победы, едем до  перекрёстка с Сахалинской, затем до корейского Храма по Сахалинской, и уходим вправо к посёлку Дальнее. Он так быстро расстроился! Красивые новые домики, детские площадки, сквер, магазины, фонтан, автобусные остановки.
Мы катим на старую Холмскую дорогу.
Проехали тепличные и совхозные поля. Они уже зеленеют молодой и яркой зеленью будущего урожая капусты, моркови, свеклы и картошки.
Постепенно съзжаем с асфальта. И, вот она, старая Холмская дорога!
За спиной клубится пыль. В ушах эхом отзывается монотонная работа  мотора, и щебет лесных птиц.
Остановились для отдыха в лесу. Нас обволакивает утренняя туманная прохлада и соловьиные трели.
Карту маршрута не взяли, поэтому точно не знаем где нужно свернуть.
Но точно знаем, что первая наша остановка станция Перевал.
Первый раз свернули на право не там, но зато проехали до грязевого вулкана. Поднялись на самый верх и любовались красотами бушующей зелени, обрывами и синевой ясного неба.
На всём  протяжении японской дороги можно любоваться богатой фауной природного заповедника.
Здесь можно встретить яблоневые сады, несколько видов боярышника, черёмуха, шиповник, таволга, жимолость, барбарис и облепиха и другие виды дикоросов.
Отдельно хочу отметить, что вдоль японской дороги можно встретить уникальные яблони Сиверса, которую называют прародительницей всех яблок на планете.
От грязевого вулкана спустились вниз на дорогу и поехали дальше.
Спустя пару километров повернули на второстепеннею дорогу, проехали чуть вверх метров пятьсот. И вот она станция Перевал. Сооружения стоят полуразрушенные. Мы поехали правее и проехали через лавинозащитную галерею. Очень зрелищно! Ещё остались висеть лампы керосиновые для освещения закрытой части галереи. На стенах современники оставили свои рисунки. Спасибо им за творчество. Очень оживили старую бетонную стену.
Проехали через несколько небольших тоннелей. Ехать пришлось со включёнными фарами. Эхо разносится кананадой, а вдалеке трубы солнечный свет. Кровь от увиденного будоражит в венах. Если закрыть глаза, то можно представить что едешь на паровозе.
Жалко, что мы перевелись служить на Сахалин только в 1990 году и не прокатились по этому чуду инженерной мысли.
Виды потрясающие! Дорога идёт по горному серпантину Заилийского Алатау. На выезде из тоннеля открывается восхитительное зрелище неба, солнца, гор, обрывов,  непроходимых зарослей бамбука и лиан, скользящим солнечным лучам в зелени листвы, щебет птиц и соловьиные трели. Соловей соревнуется с мотором квадроцикла.
Мы останавливаемся и глушим мотор, чтобы окунуться в чарующие звуки соловьиных трелей и полюбоваться красотой природы.

Несколько небольших тоннелей внушили нам уважение к строителям. Осмелев немного мы рискнули проехать по самому длинному тоннелю. Длина его составляет 870 метров. Света в конце тоннеля, как в предыдущих не видно. Мужчины,  глядя на нас вопрошают:"Что будем делать? " 
Я, под впечатлением поездки и особым любопытством, подначиваю согласием проехать через тоннель. Очень хотелось проехать к Ведьмину и Чёртову мостам.
Включены фары и четыре ВД.
Квадроциклы медленно въезжают в тоннель. Рельсы сняты, только шпалы, уже подразмытые и подмороженные. Да, именно так. Отъехав метров сто в глубину, под колёсами заблестел лёд, а местами и ледяные проломы, сверху капли воды, просачиваются сквозь трещины в бетоне. Движения воздуха нет в трубе. Я начинаю кашлять от выхлопных газов впереди идущего квадрика. Скользко и страшно, но любопытство гонит вперёд.
Проехали метров пятьсот. В дали показался свет свободы. Но дорога испортилась в конец, и впереди идущий квадроцикл попал в ледяную и скользкую яму. Выехать не получается.
Задом обратно не выехать.
Нужно вытащить квадрик из ямы. Пока мужчины пытаются решить задачу, мы с подругой идём вперёд к выходу. Метров 100 и свобода. Но не тут- то было!
Впереди воды по голень, огромная яма на выезде из тоннеля, и самое ужасное- ледяная глыба с наклоном вниз!
Из ямы вверх по льду не выехать. Разочарование! Чтобы проехать здесь, нужно планировать поездку на конец августа, сентябрь.
Но мы застряли в тоннеле сейчас!
Наши мужчины герои! Им удалось вытолкать квадроцикл и проехать вперёд.
Перед лужей относительно ровное пространство, где можно развернуться.
Оба квадрика развернулись. Совсем не легко было это сделать, но у нас за рулём профи.
Досадно, но пришлось возвратиться назад.
Сначала все на меня ополчились. Ведь стрессовая ситуация случилась и у нашего квадрика сел аккумулятор, пока огромный прожектор освещал застрявшего впереди. Муж заглушил мотор, чтобы я не кашляла. Ситуация...
Слава Богу спустя несколько минут квадрик завёлся и всё обошлось.
Вот они и ругались на меня.
Я же предложила всем посмотреть на ситуацию, как приключение, которое запомнится на долго. И путешествие получилось с адреналином!
Все поддержали меня и рассмеялись.
Поскольку продолжить путешествие по тоннелю не удалось, мы рванули на Холмский перевал по старой дороге.
Мчались по серпантину всегда в верх,  и остановились перед спуском, чтобы подкрепиться.
Внизу солнышко и жарко, а в верху на перевале туман  утопил все обрывы в молочной дымке. Только верхушки гор и небо синее с солнышком не в плену у тумана.
Нам удалось найти местечко без тумана и чуть в стороне от дороги, закрытое огромными валунами.
Мы разбили небольшой лагерь.
Женщины накрыли импровизированный стол, а мужчины приготовили в сковороде яичницу с колбасой и помидорами, под нашим руководством.
Вкусный обед, божественные звуки и аромат леса, завораживающие виды дикой природы!
Пир Духа! Восторг и блаженство.
Шлифанули всё кофейком с корицей,  сыром и печеньем.
Время на поездку потрачено немало и топлива в баках показывает чуть меньше половины. Дозаправились из наших запасников и решили вернуться в Южный, заехать на речку Хомутовку, чтобы насладиться журчанием водопадов, переливающихся на солнце бриллиантами, птичьим щебетом и просто позагорать и поговорить от вечном.

Решили и поехали...
Пока мы обедали и отдыхали, туман рассеялся.
К нашему счастью, мы спускались вниз по перевалу, наслаждаясь всей дикой красотой этого волшебного места.
От серпантина кружится голова. Ещё и солнце припекает с верху.

В Южной части острова Сахалин несколько перевалов.
Из них самые впечатляющие это Холмский перевал и Ловецкий перевал в  портовый город Невельск.
Холмск и Невельск портовые города.
Из Холмска паромы через Татарский пролив соединяют остров с материком.
По сравнению с Корсаковом эти города уютные, хоть возвышаются над морем. 
Порт и набережная служат  украшением городов.
Вдоль побережья от Холмска в Невельск идёт автомобильная и железная дорога.
Холмск промышленный город. К Северу вдоль моря, идёт железная дорога и автомобильная. По железной дороге перевозят уголь, который добывают на Солнцевском угольном разрезе.
Чтобы сделать добычу более экологичной, проводят модернизацию производства.
Это положительно скажется на здоровье жителей.
На западной сторое острова Татарский пролив.
Татарский пролив  -между материком Евразия и островом Сахалин, соединяет Японское и Охотское моря через пролив Невельского, Амурский лиман и  Сахалинский залив.
Протяжённость пролива 713 км, а ширина в разных частях меняется. Самое широкое расстояние до материка на Юге - 328км.
У пролива Невельского на  Севере Сахалина ширина 40 км.
В самом узком месте  на Севере, у посёлка Погиби, расстояние через пролив до материка 7,5 км.
Зимой по льду с материка на Сахалин перебегают волчьи стаи.
Олени на Сахалине не пуганы.  Поэтому волка отстреливают.

В 30-х годах на Севере Сахалина была обнаружена нефть.
В 1939 году начало проведения изысканий по добыче нефти и строительству трубопровода  Оха - Комсомольск-на-Амуре  на материк, протяжённостью 388 км.
Срок строительства 1940-1942 годы. Строительство трубопровода велось в тяжелейших условиях. Более 10 тысяч человек ударным и  тяжелейшим  трудом комсомольцев, инженеров строителей и заключённых Нижне - Амурского лагеря совершили невозможное.
Нефть перерабатывали в Комсомольске- на -Амуре.
По морскому дну в проливе Невельского, в районе посёлка Погиби, проложили трубу длиной около 9- ти километров.
Первая нефть 06 ноября 1942 года пошла по трубопроводу.
Свыше 1,3 миллионов тонн нефти было перекачено с Сахалина на материк. Всего Сахалин переправил на материк для фронта 3 миллиона тонны нефти.
Это по истине трудовой подвиг народа!
Нефть с Сахалина приблизила Победу над Фашистской Германией.
На Курской дуге наши танки шли в бой, заправленные топливом с Сахалина.
В 2021 году городу Охе присвоено почётное звание "Город трудовой доблести".

В 1950 году прошлого века, русскими инженерами строителями с помощью  заключённых ГУЛАГА возле посёлка Погиби велись подготовительные работы для строительства железной дороги и тоннеля под проливом для соединения с материком у мыса Лазарева.
Но после смерти Сталина все работы были остановлены.

У южного входа в  Татарский пролив, в 50-ти километрах от Сахалина, расположен относительно высокий и крупный остров Монерон.
О путешествии на Монерон я уже писала раньше.
Другие более мелкие острова в проливе расположены не далеко от берега.
Название проливу дал французский мореплаватель Лаперуз.
Лаперуз шёл на своих кораблях по проливу и увидел на берегу каких- то людей. В те времена всех неизвестных людей он считал татарами.
Вот так и назвал пролив Татарским.
А именем Лаперуза назван пролив между Югом Сахалина и Хоккайдо.
Очень бурный, наверное как и характер мореплавателя.

Расстояние от Холмска на Юг до Невельска 65,3 км.
По дороге от Холмска в Невельск, вдоль побережья Татарского пролива расположились маленькие рыбацкие посёлки. Узкой полоской они тянутся вдоль дороги. Сама полоса от моря до гор очень узкая. В пролив впадают мелкие речушки и горные ручьи. Горы покрыты непроходимым ковром дикого винограда и бамбука, боярышника, лилейников.
Недалеко от берега в проливе стоит нефтяная платформа.
Песчаные отмели пролива летом прогревается до 22-24 градусов. 
От Южного далековато, но с ночёвкой приезжаем искупаться и позагорать в  Яблочное, Холмского округа, и на песчаные отмели Невельска.
На городском пляже в Невельске, вдоль извилистой дороги, возвышаются покрытые зелёном ковре горы.
Свет преломляется на морской глади и море бликует бирюзово-изумрудными цветами на солнце.
Как хочется взять в руки холст и краски и запечатлеть эту красоту.
Вдоль дороги, ближе к Невельску с высокого горного хребта вниз, с высоты больше ста метров, с грохотом и миллионами брызг падает красивейший водопад "Волосы красавицы". Он ручьём вытекает в пролив.
Чуть левее скала вертикального подъёма, с лианами дикого винограда, шиповника и бамбука, высотой примерно метров 30.  Это идеальная площадка для фото и восхитительного вида водопада и пролива!
Всякий раз, проезжая мимо, мы поднимаемся на четвереньках, цепляясь за лианы и кустики боярышника, чтобы полюбоваться божественной красотой дикой природы.

Невельск небольшой и уютный приморский город- порт.
После сильного и разрушительного землетрясения, магнитудой 6,8 баллов, произошедшего  в первых числах августа 2007 года, город сильно пострадал.
Но спустя несколько лет, ценой огромных усилий, отстроили новый и современный город, с красивой набережной и детскими площадками.
Южнее Невельска со дна пролива поднялась плита, вода ушла от берега примерно на 700метров.
Там на бетонных волнорезах, морские тюлени устраивают весной лежбище.
По кромке тектонической плиты, которая поднялась из- под воды на несколько десятков метров, туристы, затаив дыхание подходят максимально близко к лежбещу. Вооружившись биноклем, удаётся рассмотреть этих великанов. Туристов на моторных лодках подвозят ещё ближе для более ярких эмоций.
В пролив в начале мая заходят касатки. Они любят охотиться на великанов.

Севернее Холмска, вдоль побережья, расположились несколько посёлков с пляжами. С пляжа в пос. Яблочном ( японцы выращивали яблоки пока течение не ушло), севернее Холмска, очень зрелищно наблюдать за паромом, идущим в Ванино.
Но самое восхитительное зрелище наблюдать Закат.
На Закате утихает ветер и волны. От воды медленно поднимается серебристый туман, дюны песка горят золотым огнём,  злаковые растения, как пшеничное море, золотом переливаются в лучах оранжевого Заката!
Горы как золотые Дворцы Богов, величественно возвышаются над всей этой красотой.
От тишины и божественной красоты момента  замирает сердце.

Я не устаю восхищаться божественной красотой природы и бухт сказочного острова Сахалин!

  29.02.2024. Ж. К.