Идея

Юстина Аполлонская
Позволю себе высказать идею переформатирования вступительно-выпускных экзаменов.
Конечно, в каждом ВУЗе своя специфика, но чтобы справиться с проблемой подготовки к одному только ЕГЭ, да и с проблемой того, что этот экзамен, к сожалению, не показывает ни уровня знаний, ни уровня умения, можно представить экзамены в таком формате...
Экзамены сдаются по всем основным предметам, но в минимальном обьёме и в три составляющие :
1) Билет по принципу ЕГЭ с, максимум, пятью вопросами и вариантами ответов.
2) Коллоквиум - просто разговор с учителем на тему предмета. Беседа. Насколько человек ориентируется в теме, много ли нужно наводящих вопросов или ученик может свободно сам, даже перевести тему, рассказать что-то, сделать какие-либо выводы, предположения.
3) Подготовленная часть экзамена - практика.
Где нибудь за неделю выдаётся тема и, в зависимости от предмета человек сдаёт практику.
Литература - читает стихотворение наизусть, русский - пишет небольшое сочинение, алгебра или геометрия - решает пару задачек или , если человек силён доказывает какую либо теорему, история - маленький доклад, физика и химия - проводит опыт.
Чтобы не занимать много времени - эту часть экзамена можно растянуть на учебный год, чтобы выпускающийся проводил её перед классом, как выступление - это и свежесть в восприятии для учащихся, и педпрактика, и отдых для учителей, и экзамен, в котором есть целый класс свидетелей того, как он сдан.
И, ну лично мне кажется, что это самая главная часть - ведь мы все учимся не для галочки, а ради того, чтобы эти знания пригодились в жизни.

Собственно, с уверенными учениками коллоквиум можно тоже проводить в классе - дети зададут вопросы, а выпускающийся постарается найти на них верные и интересные ответы.
Навык выступления и навык умения беседовать - очень важны для любого человека. Людям, прошедшим через это легко проходить собеседования, общаться, находить слова для высказывания своей точки зрения.
Ну а первая часть вытянет тех, кто рассказать что-либо может с большим трудом.

Вообще, вопрос - это очень важный инструмент. Ответы можно найти только имея вопрос.

Но, конечно, это тогда, когда ребёнок уже имеет базу. Вот с базой тоже пока задачка не из простых...
Но когда есть вопрос - ответ обязательно будет.