Из Бесед и суждений Конфуция

Томина Татьяна Анатольевна
***
Вступление от автора пересказа

Мудрость человечества - то клад.
Голоса с Востока нам звучат,
Не века - десятки пролетели.
Что сказал Конфуций*, знать хотели?
Мудрости в мешках не перечесть,
Хоть бы что-то из того учесть.
__________
* Конфуций - древнекитайский мыслитель и философ, основатель конфуцианства (551-479 г.г. до н.э.)
Примечание: В сборнике представлен поэтический пересказ избранного из трактата Конфуция "Беседы и суждения", выполненный по переводам с китайского исключительно в целях просветительства

Глава 1. Не приятно ли учиться...

"1"
Спросил Философ: "Не приятно -
Учёбе посвящать все дни?
И друга встретить не занятно -
Из стран, которые вдали?
И тот ли муж не благороден -
Нет славы, гнев же не угоден?"

"2"
У совершенства есть основы,
Законам всем они подковы:
Там гуманизм, где не лукавство,
А лишь почтительность и братство.

"3"
Гуманности не очутиться,
Где хитры речи, лживы лица.

"4"
Волненья зрим в учениках:
"Был предан людям ли в делах?
С друзьями искренен ли был?
Усвоил ль то, что получил?"

"5"
Чтоб государством управлять:
Вниманья надо не сбавлять,
Быть искренним перед народом,
Не расточительным с расходом,
Любить народ своей страны
И слать туда лишь, где нужны.

"6"
Вот наставленье молодёжи:
"Родителей ты дома чти,
Вне дома - уваженье тоже,
Гуманных рядом поищи,
Будь искренним и осторожным,
Любовью одаряй людей.
Всё выполнил? Есть время всё же -
Ученью посвяти скорей".

"8"
Коль хочешь уваженья - будь солиден.
А для того мне искренним ты виден,
И преданным, конечно, должен быть,
Ошибки править, с худшим не дружить.

"9"
Родителям последний долг -
Тем нравы ты улучшить смог.
И предков почитанье тоже -
Для нрава доброго нам гоже.

"11"
Почтительным я назову того,
Берёт кто у отца уроки,
Три года кто хранит дела его,
Не изменяя жизни в эти сроки.

"13"
Ты исполняй, что справедливо,
И почитай, коль то не срам.
В руководителях те милы,
Кого заслуги ви'дны нам.

"14"
Скажу: "Учиться любит тот,
Кому еда, комфорт - не в счёт,
Кто быстр в делах, а не в речах,
Кто нравы ценит, коль не прав".

"15"
Годится тот, кто в бедности не раб,
В богатстве не заносчив остаётся.
Всё ж ниже тех - в беде весёлый нрав,
Богат, но нравственным он чтётся.

"16"
Безвестностью не беспокойся,
О людях ты незнанья бойся.

***
Глава 2. Кто управляет

"1"
Коль добродетельно ты правишь,
Звезда Полярная ты, друг, -
На месте верном пребываешь,
С почтеньем прочие вокруг.

"3"
Законом ты народом правишь,
И наказания в ходу -
Народ ты этим не исправишь
И стыд в народе не найду.
Есть добродетель и почтенье -
Возникнет стыд и исправленье.

"4"
В пятнадцать - захотел учиться,
А в тридцать стал, кем должен быть,
Жизнь в сорок - без сомнений длится,
Мысль в пятьдесят - наверх стремится,
С шестым десятком - смысл постичь.
Но только мой седьмой десяток
Принёс мне Мир, который сладок.

"6"
Отец и мать о том в тревоге -
Не болен сын ли их в дороге.

"7"
Почтительность к отцу не в том -
Прокорм нести ему лишь в дом,
Ведь кормим лошадей, собак.
"Почтительность" пойми не так.

"10"
Никто не скроется от глаз,
Когда дела его видны,
Стремления понятны в вас
И удовольствия важны.

"11"
"Коль старое ты повторяешь
И новое не отвергаешь,
Способен будешь в управленье" -
Вот Мудреца о власти мненье.

"12"
Разносторонний - благороден,
Для дел он всяческих угоден.

"13"
"Кто благороден?" - ты спросил.
- "Кто действовал, не говорил".

"14"
Не будет благороден тот,
Кто партию, не дело, чтёт.

"15"
Ты учишься без размышленья -
В таком ученье толку нет.
Но размышленья без ученья -
Опасны и приносят вред.

"16"
Коль лишь, что чуждо, изучаешь,
С ученьем этим пострадаешь.

"17"
Про "Знанье" хочешь ты узнать? -
Ты знаешь то, что знаешь,
И не стесняешься признать -
Не всё ты постигаешь.

"20"
Народ почтительным чтоб был -
Достоинство ты б не забыл.
Чтоб был и предан твой народ -
Будь милостив и предком горд.
Чтобы народ к добру стремился,
Добро возвысь, дурак - б учился.

"21"
Не надо пост лишь службой звать.
И дома службу отыскать.

"22"
Важны оглобли у телег,
А искренность - раз человек.

"23"
Известно, что несут века,
Ведь нравы нам важны пока.

"24"
Чужим коль жертвы - раболепство,
А трусость - коль от долга бегство.

***
Глава 3. Восемь рядов

"3"
Зачем для негуманных своды правил?
И музыка зачем, коль негуманен?

"4"
Будь в церемониях скромней,
А в траурных - лишь скорбь имей.

"8"
Для красоты лица, картины,
Грунтовки всё ж необходимы.

"11"
Кто понял смысл жертвы дать,
Вселенной смог бы управлять.

"12"
Ты жертвы правильно отда'л,
Коль предок "рядышком стоял".

"15"
Служитель Храма упрекал:
"Ты зря вопросы здесь задал".
- "По мне то вежливо, коль всюду
Стесняться я спросить не буду".

"16"
Попасть в мишень - это искусство,
А в центр - просто силы чувство.

"18"
Чрезмерно почитанье правил -
Тебя льстецом народ ославил.

"19"
Правитель должен вежлив быть,
Кто служит - предано служить.

"23"
Для музыки важна настройка,
Гармония и чистый звук.
И будет наслажденье стойко,
Коль непрерывно то, мой друг.

***
Глава 4. Прекрасна та деревня...

"1"
Селитесь, где любовь царит,
Она там ум ваш одари'т.

"2"
Когда не любишь, бедность в тягость
И редко в дом приходит радость.
Людей коль любишь - то спокоен,
И мудрый - будешь благ достоин.

"3"
Лишь в гуманисте то увидеть -
Любить и так же ненавидеть.

"4"
Стремится кто гуманным быть,
Не может зло вам причинить.

"5"
Кто благороден, тот гуманен -
Богатства, что от зла, бежит.
Поступок для него не странен -
В напрасных бедах не скорбит.

"7"
Проступки выдают нам человека,
Гуманен ль он - в них чтут от века.

"8"
Чтоб вечером уйти без сожаленья,
С утра об истине узнай ты мненья.

"9"
В стыде о платье или пище? -
В Ученье Истины ты нищий.

"10"
Муж благородный не вещает,
А справедливость достигает.

"13"
Не будет в управленье затруднений,
Когда уступчивость с традицией в ладу.
Но если не уступчив в управленье,
То в церемониях я смысла не найду.

"14"
Желание о должности напрасно,
Ты бойся, чтоб её не потерять.
Безвестность - это тоже не ужасно,
Так поступай, себя чтоб показать.

"16"
Кто благороден - знает долг,
Кто низок - вечно зрит итог.

"17"
Достойного достичь всегда стремись,
А с недостойным сравнивать учись.

"18"
Почтительным с родителем ты будь
И в спорах с ним об этом не забудь.

"19"
Покуда мать с отцом живут,
Не отлучайся далеко.
Но если всё ж дела зовут,
Сказать, куда ты, - то легко.

"22"
И в древности про цену слова знали -
Поспешных обещаний не давали.

"23"
Совет ошибок избегать -
Про сдержанность не забывать.

"25"
Не думай: "Добродетель одинока",
Найдутся - не избегнет кто урока.

"26"
Правителю советом надоел -
Ты скоро будешь в отдаленье.
А другу этим надоесть успел -
Ты потеряешь и его влеченье.

***
Глава 5. Гун Е-чан

"3"
Мой благороден ученик -
К тому на Родине привык.

"4"
Кто ты? - ты спрашивал нередко.
- Сосуд для жертв во славу предка.

"5"
Софизмами даёшь совет -
Жди отвращения в ответ.

"6"
О службе у тебя сомненье? -
То одобряю настроенье.

"7"
Когда я вздумаю поплыть,
Ученье чтоб распространить,
На плот возьму не храбреца,
А в ком смекалка без конца.

"8"
Он может войском управлять.
Гуманен ли? - откуда знать.
А тот - для города удобен.
Гуманен ли? - ответ подобен.
Тот рад гостям с любого света.
Гуманен ли? - вновь нет ответа.

"10"
Уснул средь дня - ленив, похоже.
Гнилое для резьбы - не гоже,
Навозны стены - не приличны,
Не штукатурятся обычно.

"11"
Не видел твёрдости ни в ком -
Страстями полон жизни дом.

"12"
Не каждому доступно жить,
Чтоб по себе других судить.

"14"
Есть - новых кто вестей боится,
Пока, что знал, не претворится.

"15"
Он образован, это видно, -
Спросить у низших не обидно.

"16"
Четыре качества для благородства мужа:
И скромность, и почтительность там ну'жна,
Народу пропитанья чтоб хватало
И справедливости к его труду не мало.

"17"
Искусство обращенья с людьми -
Почтительность с собою ты возьми.

"20"
- "Он трижды думает, лишь после исполняет".
- "А может, раза два на то хватает?"

"22"
Высокоумны и небрежны стали дети,
Учить пора - за сдержанность в ответе.

"24"
Не вижу прямоты - бежать к соседу,
Просить, что просят у тебя к обеду.

"25"
Стыжусь лукавства, вкрадчивости, лести
И дружбы с тем, в ком я не видел чести.

"26"
Мои желанья - старых успокоить,
Друзьям не врать и малых обустроить.

"27"
Того нигде не находил -
Кто грех свой видел и судил.

***
Глава 6. Юна можно поставить...

"1"
Годится управлять, кто либерален,
К себе ж при этом будет не лоялен.
Для управленья будет не пригоден,
Когда себе во всем всегда угоден.

"2"
Учиться любит, кто к другим не гневен
И в повторениях ошибочных умерен.

"3"
Помог ты бедным, значит, благороден.
Пода'л богатому - не благороден, вроде.

"4"
Бери, когда дают то, что не надо -
Раздай соседям, будут они рады.

"5"
Уродливым телком пренебрегают,
Но боги жертв и тех не отвергают.

"6"
"Всего три месяца гуманен" - говорите,
Но вы лишь день гуманности творите.

"7"
Решителен - что значит управлять?
Талантлив - трудность в том не знать?

"10"
Лишь чашка риса, ковш воды,
Но весел - благороден ты.

"11"
В ученье сам себя ты ограничил -
Нехватку сил когда преувеличил.

"16"
Зачем идти не через дверь? -
Кратчайший это путь, поверь.

"17"
Природа держит верх - то это грубо,
Искусственно - есть лицемерье в том.
А благородства получаем чудо -
Когда мы их пропорции учтём.

"18"
Счастливой той случайности назваться -
От роду прям, стал крив, живым остаться.

"19"
Ты удовольствие в Учении находишь -
Того, кто лучше знает, перегонишь.

"22"
У умного любовь к воде -
Ум к истине течёт везде.
Гуманный любит вечность гор -
В их постоянстве нам укор.

"24"
Напрасно в этом убеждать -
Мол, кубки и без граней знать.

"28"
Как редко совершенство есть -
И путь прямой, и Правил честь.

"29"
Он щедро раздаёт народу -
Философ умным назовёт.
Гуманности найдём природу
В том, кто устои нам даёт.

***
Глава 7. Я передаю старину...

"1"
Сказал Философ: "Я не сочиняю,
Я старину в трудах передаю.
В ней я любовь и веру обретаю
И потому о старине пою".

"2"
Моя судьба - копить лишь знанья,
Учиться, будто жаждою томим,
Иль людям отдавать мои старанья,
Без устали свет донося другим?

"3"
Скорблю, что добродетели в нас мало,
Что учимся, но не хотим понять,
О долге обязательства не стало
И недостатки сложно исправлять.

"7"
Не откажу и тем я в наставленье,
Кто платит мало за своё ученье.

"8"
Я не ретивым не даю уроков -
Для просвещенья их не надо сроков.
Кто не горит к учёбе, с тем всё ясно -
Подсказки для него звучат напрасно.

"9"
Коль кто-то в трауре сидит,
Плохой с ним рядом аппетит.

"11"
Он тигра - голыми руками,
Без лодки вплавь - не жаль тонуть.
Берите в армию их сами,
По мне - в обдуманности путь.

"12"
Мог б - кучером, баранов стричь,
Коль можно до богатств добраться.
А раз богатства не достичь,
Что мило - тем и заниматься.

"13"
В порядок мысли привожу,
Когда я жертвовать хожу.
Перед войной, болезнью тоже
В порядке мысли - будет гоже.

"19"
В работе пищу забываю,
Печаль весельем отгоню -
Я свой портрет так представляю,
Что старость близко, не пою.

"20"
Не от рождения я знание имею,
Но древности любя, я им владею.

"21"
Какие темы не любил философ? -
О чуде, смутах, духах, тьма вопросов.

"27"
Философ ловит рыбу, но не сетью,
И в птиц сидящих не палит, заметьте.

"28"
Вот способ, чтобы знания найти -
Всё слышать, отбирать и с тем идти.
А если наблюдать, запоминать -
Второстепенным то могу назвать.

"29"
Зачем вы подозрительны к нему?
Ко мне пришёл - и я его приму.
Что без греха пришедший, как ручаться?
Что будет впредь греховным - опасаться?

"30"
Любовь к человеку, конечно, придёт,
Когда человек в том желанье найдёт.

"34"
Что я гуманен, свят - не утверждаю,
Но в просвещенье устали не знаю.

"37"
Кто благороден - тот спокоен и свободен,
Кто низок - для скорбей всегда пригоден.

"38"
Философ строг, при этом ласков,
Внушителен, но не свиреп,
Его почтительность без маски,
В спокойствии потоплен гнев.

***
Глава 8. Тай-бо

"2"
Коль правила не чтишь:
В почтительности - трус,
Ты храбрый - то сгоришь,
А прям - то хамства груз.

"4"
Когда высо'ко положенье -
Не будь ты груб в телодвиженье
И искренен пусть будет взгляд,
Речь не вульгарна и впопад.
Всё прочее - отдай чинам,
Ответственным за дом и храм.

"7"
Широк Учёный быть не может -
Он гуманизма груз несёт.
Он этот груз со смертью сложит,
Нести - выносливость даёт.

"8"
Образования пути -
Начни с поэзии идти,
Все церемонии узнай,
Их музыкою обрамляй.

"9"
Народ ты заставишь доро'гой идти,
Но сложно ответить - зачем те пути.

"12"
Закончились три года для учёбы
И мысли о зарплате - дал бы кто бы.

"13"
Стыдись - быть бедным или низким,
Когда закон царит вокруг.
Стыдись - к богатствам быть ты близким,
Коль в беззаконии всё, друг.

"14"
Прислушайся к Философа словам:
"Не надо лезть к чужим для вас делам".

"16"
Мне сочетанье не понятно -
Заносчивость и кривизна.
И мне, конечно, не приятно -
Дурак не искренен когда.

"17"
В учёбе опасайся предмета не узнать,
Бояться также надо, его там потерять.

***
Глава 17. Ян-хо

"1"
Ян-хо ругает Мудреца:
"Зачем бежишь ты от гонца?
Ты можешь пользу принести,
Уходит время - не найти".
Конфуций: "Так тому и быть,
Готов на службу поступить".

"2"
Природа у людей одна,
В привычках разница видна.

"3"
Что неизменно на Земле? -
Верх знанья иль коль глуп вполне.

"4"
"Концерт для масс хорош, но всё ж -
Нож для быка для кур негож".
Ему напомнили: "Не прав -
Народа то смягчает нрав.
Ты это раньше сам сказал".
"Я пошутил" - Мудрец признал.

"6"
"Что гуманизм такое?" - спросили Мудреца.
Пять принципов открою, будь с ними до конца:
Почтительный когда ты - никто не станет гнать,
Ты коль великодушен - всех будешь привлекать,
Когда со всеми честен - доверятся тебе,
Когда сметлив, умен ты - успехи есть в судьбе,
Ты если добр - то это позволит управлять.
Такие есть ответы на то, что хочешь знать.

"7"
Раз ученик просил: "Не посещайте злого,
Учитель, ты сказал, не делать чтоб такого".
"Ты не вяжи меня как тыкву в огороде" -
Мудрец в ответ - "Я не горянка*, вроде.
Я также говорил - что крепко, не сточить,
А белому таким и в чёрной краске быть.
Не надо б для меня устраивать сетей
И пользу принесу тогда я для людей".
__________
* горянка – сорт тыквы

"8"
Коль ты учиться не желаешь,
То шесть опасностей найдёшь:
Пусть ты гуманен - глупым станешь,
В любви ко знанью - будет ложь.
Пусть честен - навредишь ты людям,
Пусть прям - то горячишься зря,
А храбры - вспыльчивыми будем
И сумасброд, коль твёрд, друзья.

"10"
Кто умных книг не открывал,
Лицом к стене всю жизнь стоял.

"11"
Не надо чтить в них лишь подарки,
Пусть церемонии и ярки.
Не прав, коль в музыке ты тож
Лишь колокол и дробь найдёшь.

"12"
Кто строг снаружи, слаб в себе,
Пролез как вор в дыру в стене.

"13"
Смиренник, если лицемерен,
То в добродетелях умерен.

"14"
Ты добродетельным не станешь,
Коль слухи с россказнями славишь.

"15"
Кто низок, государству враг -
Идя наверх, он держит флаг.
Когда достигнет он вершины,
Чтоб не упасть, стреляет в спины.

"16"
И недостатки раньше - лучше.
Там сумасбродство - в мелочах,
А ныне - полное распутство.
Там строгий был суров в делах,
А ныне - гнев и злобы льются.
Там прямота лишь в простаке,
А ныне - ложь и в дураке.

"17"
С гуманным не дождёшься встречи,
Коль лик притворен, хитры речи.

"18"
Что фиолетово - не мило,
То затмевает красный цвет.
Что сладострастно - то постыло,
Ведь губит музыки букет.
А кто в речах всех потопил -
Вред государству причинил.

"19"
"Молчал бы" - Мудреца мечты.
- "Как мудрость передастся?"
- "Молчанье неба видишь ты,
Но твари ведь родятся".

"20"
В приёме гостю отказали,
Он только за порог -
На арфе громко заиграли.
Понятен был урок.

"21"
- "Как долог траур трёхгодичный!
Хватило б года одного".
- "Родителям тот срок привычный,
Чтоб нянчить сына своего".

"22"
Весь день еда. Не тяжко это -
Быть у стола в неволе?
Хотите моего совета? -
Играйте в шашки, что ли.

"23"
Что мужество без чувства долга?
Мятеж - для тех, кто высоко.
А нижняя досталась полка -
Разбойник, тоже нелегко.

"24"
Муж благородный ненавидит,
Когда злословят о других,
Границ коль храбрые не видят
И в смелых разум если тих.
Цзы-гун* к тому добавил малость:
"В шпионстве - разум никакой
И непокорность - то не храбрость,
И кляузник - он не прямой".
__________
* Цзы-гун - один из ближайших учеников Конфуция, китайский философ, дипломат, политик и предприниматель (520-456 г.г. до н. э)

"25"
Я с ними ладить не умею -
Как слуги женщины ведут:
Приблизишь - сядут вам на шею,
А отдалишь - роптать начнут.

"26"
Коль ненавидим в сорок лет -
Не будет толку, в том твой след.