Конец времени - времени конец. Зимний кукай

Курума Такуми
Давно не заглядывал на свою эл. почту – по техническим причинам (помните «Ералаш»), и вот вижу такое. Приглашение от журнала «Кукай» принять участие в зимнем кукае по теме «Конец времени». На кукай я, конечно, опоздал, да, и участвовать не стал бы. Не люблю тематические конкурсы, особенно на такие темы про «конец» и «время». Не знал, что у времени есть конец (каждый думает в меру своей неиспорченности :)).
Но на итоги кукая заглянул. Любопытно, всё-таки.
Кому интересно отличие кукая от конкурса хайку, предлагаю самим это выяснить.
Итак. Зимний Кукай «Конец времени». https://teletype.in/@helpixel/endoftime-winners
Прислано 529 работ, при ограничении 5 (пять) работ от одного автора.
(это в 26 (двадцать шесть) раз больше чем на последнем конкурсе хайку имени Льва Котюкова от Шевченко в АМПМ).

И… победитель, призеры и персональный выбор редакции журнала «Кукай».
Малость прокомментирую, а также приведу интерпретации от членов кукая.
Поехали.

О теме. Время линейно. Возможно, у времени есть начало (знает только Бог), но конца у времени нет. Вот вспоминаю свою учительницу русского языка: никогда не говори «кончил», говори «закончил», не говори «конец работы», говори «завершение работы, окончание работы» и так далее.
Время можно сжать, растянуть. Можно тянуть время, как резину.
Возможно, когда-нибудь времени не станет, но тогда не станет нашей Вселенной.

Процитирую ту, кто придумал эту тему для кукая.
«Конец времени — это моя тема, во всех смыслах. Я предложила ее коллегам для кукая, я писала диссертацию на тему социального времени, я перманентно нахожусь в эсхатологическом угаре и апокалиптическом ожидании. В конце концов, я люблю большие и абстрактные вещи, особенно, когда эти вещи проглядывают и просвечивают сквозь обыденность.
Трудности со стихами на эту тему, на мой взгляд, порождены именно этим неумением, да и нежеланием русскоязычного сообщества работать с «масштабными» вещами в хайку. Обычно получается или что-то маленькое-миленькое (предельная обыденность, наблюдаемая «здесь и сейчас») или выходят на какие-то абстрактные верлибры, не имеющие отношение к хайку.
Предлагая тему, я опасалась, что редакцию завалят огромным разнообразием работ, вообще никак не связанных со временем и сезоном (что лично для меня вообще не является проблемой, но коллеги в процессе отбора обычно со мною не соглашаются). По факту же мы получили полную растерянность, и, что еще печальней — ощущение какой-то тотальной немоты перед экзистенциальным.
И я согласна, что о том, о чем нельзя сказать, о том следует молчать (© Витгенштейн), но я полагаю, что это, «невозможносказабельное» должно оставлять след между слов. В эмоции, в переживании, в той самой паузе, МА, которая, как «пустота, составляющая суть кувшина» (© Дао де Цзин), одновременно разделяет две строки — и объединяет их.
Конец времени столь безграничен, что я ждала: сломанные часы, последние слова, елку на мусорке, снег, сломанную ветку под тяжестью этого снега, мандарины, которые обрадовали так, как ничего за весь год, разбитая мамина чашка, неожиданный звонок, стираемые файлы, переезд, подобранный котенок, книги, вынесенные из библиотеки на помойку, желания (и нежелания) под куранты, разобранные и сложенные вещи, старые игрушки, новая девушка сына, возвращение на родину и еще много-много всего.
Но конец времени оказался таким, что пока — ничего, кроме старого и любимого, того, что вспоминается мгновенно:

Я напишу
Звучащее как
«Никогда»
© Ореховая Соня

Ни забыть, ни вспомнить
Какое пустое
Поле под снегом
© Алексей Грохотов

Кот ушел
Дед ушел
Семьи не стало
© Муромаса» (цитата завершена)
Муромаса (Инна Хмель) https://teletype.in/@helpixel/muromaca-snow

Соглашусь, получились абстрактные верлибры. Как в кукае (смотрите ниже), так и те, что привела Инна Хмель в примерах выше. А иного и быть не может.

Кхым, закончим с философией и вернемся к нашим баранам.

Победители Кукая «Конец времени»
Первое место

позёмка
никаких доказательств
нашего существования

© VaiNone
Е.Ерошина: «Перекликается с другим хайку из шорта:
вьюга
вот-вот порвётся
цепочка следов
© Люка Акимова
Оба об одном — снег скрывает всё, будто и не было никого и ничего. Я бы сказала, что «цепочка» решена более тонко, тут не проговаривается факт, что вот-вот исчезнут все доказательства.» https://teletype.in/@helpixel/endoftime-KE

Д.Кудря: «А тут и последний исчез.
Мело, мело по всей земле во все пределы...
Но нет, даже в такой безнадёжности теплится, пусть и в печурке подсознания, надежда» https://teletype.in/@helpixel/endoftime-Petrovich

Нора Марина: «Технически можно зачислить в хайку, сезон и двухчастность, в тему даже минимум присутствия человека.» https://teletype.in/@helpixel/endoftime-Nora

Муромаса (Инна Хмель): ««Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы» © Дао Дэ Цзин.
Редкий случай, когда я согласна с народным голосованием. Тема существования раскрыта. Тема не-существования раскрыта.» https://teletype.in/@helpixel/endoftime-muromaca

КТ: евроверлибр, абстракция – никаких, доказательств, существования.
Не знаю, где находился автор, увидев позёмку – поле? дорога? – а под ноги посмотреть, нет? Так вот они доказательства нашего и вашего существования – ботинки, сапоги, одежда, да, и натоптали вы, уважаемый автор, на снегу порядочно. :)
Только Нора Марина чуток заикнулась о технике сложения, а все остальные в омут головой в интерпретацию верлибра.

Второе место

весь зимний снег
в углу двора
на старом Москвиче

© Вячеслав Канин

Е.Ерошина: «Очень живая картинка, зимующая машина собирает на себя все снегопады, один за одним. Пригреет солнышко, корочка снега подтает, сугроб слегка сползет на нос машины, затем снова снегопад, новая пышная шапка, и так всю зиму. Для этой машины время закончилось давно, еще до зимы.» (КТ: машина сама решила зимовать? Точно все снегопады? Один за одним? Может один за другим? Плтает корочка снега или снег подтает и образуется корочка снега? Видите, сколько вопросов к интерпретатору.)

Д.Кудря: «?»
Нора Марина: «Отчего это так умиляет! Узнаванием?
Может, действительно, конец эпохи? Символ советского достатка превратился в дворовый «подснежник».
За «зимний снег» и «старый москвич» можно выразить автору порицания, но излишества в данном случае играют свою роль, не перегружая, а скорее обогащая.
Нет двухчастности, формального признака традиционного понимания хайку.
Идея хайковая.» (КТ: не соглашусь. Зимний снег это масло масляное, вода мокрая. Написано одним предложением. Идея – да, но не хайку)

Муромаса (Инна Хмель): «?»

КТ: Зимний снег. Ага, осенний, весенний снег я могу представить. А летний? Оксюморон. Не, ну, как аномалия, почему нет. Но аномалия в хайку!
И, это важно – ВЕСЬ зимний снег! Весь снег зимой выпал на старый «Москвич». Хотя в стихе нет кавычек, то это не факт, что это автомобиль. Может быт, это человек, москвич, старик, в смысле старый. И представьте, весь снег на этого москвича, мягко говоря, выпал. Заметим, за ВСЮ зиму. И этот старый москвич в углу двора собрал ВЕСЬ снег в городе. В других углах двора оного не было (снега).

Третье место

снежная пустошь
кроме сумерек
один

© Галина Горбачева

Е.Ерошина: «Отличный выбор слов, отсылающих к известному стихотворению.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.
… © Б.Пастернак» (КТ: н-да, такая интерпретация от Ерошиной.)

Д.Кудря: «Тут нет даже вороны, но ситуация отличается от предыдущей примерно как грусть от тоски. Пастернак выручает. Если не рулит.»
Нора Марина: «?»
Муромаса (Инна Хмель): «?»

КТ: сенкью Ерошиной за цитату стихотворения Пастернака. Не нужно искать в интернете и чтой-то вспоминать, к тому же то, что не знал вовсе. Ну, акромя, «Иронии судьбы». :)
Ребята, вас всех, подчеркну, ВСЕХ купил Пастернак межстрочным переносом. Один это не человек. ЭТО ЗИМНИЙ ДЕНЬ! А в доме никого не будет КРОМЕ СУМЕРЕК! Слышу звон, да, не знаю, где он!

Исключаю то, что уже было прокомментировано.

Нора Марина: персональный выбор

позёмка
никаких доказательств
нашего существования

© VaiNone

метелица
тихий треск
в ночном эфире

© Саша Стенвалль

Нора Марина: «Белый шум зимы.
Метель за окном почти неслышна.
Тихий шум, своеобразный синтез, звуки считываются как тишина.
Всегда выигрышная позиция у «звучащих» хайку.» (Не-не, всегда проигрышная позиция, потому что кто-то слышит, а кто-то нет. И «белый шум» это несколько другое. Вы не понимаете, это другое!)

КТ: в принципе всё сказал выше, но добавлю. Две части имеются, но это не спасает. Ночной, эфир, тихий, треск – всё это большой минус для этого тристишия. Не факт, что метель, причём несильная, приведёт к тому, что в эфире будет треск, даже тихий. Может во время солнечных бурь? Но тогда треск не будет тихим.

замер
пятнадцать лет строгого режима
медленный снег

© Алексей Фан

Нора Марина: «Амбивалентный выбор.
Технически сложное составление строк.
(я бы вторую на третью поменяла)
Каждый подумал о своем.
Но по факту это тот самый, конец. Времени свободы. Даже неважно по какой статье, снег будет в тюремном окне пятнадцать зим медленным.»

КТ: «На пятнадцать суток!» (с) «Операция Ы или Другие приключения Шурика». Ой, пятнадцать лет! Строгого! Режима! Узнаю Алексея, только он мог об этом написать. (Знаком с ним лично.) Либеральные взгляды, намекает на… ну, Вы поняли! :) (а тёзка-то сдох!) Там на северах снег не то чтобы медленный, он основательный как, … как… медведь… белый!
зАмер и замЕр – два варианта прочтения. Глагол или существительное? Каждый решает в меру своей неиспорченности.
Это сэнрю.

Дмитрий Кудря: персональный выбор

огни райцентра
делим с молчащей вороной
ель на площади

© Саша Стенвалль

Дмитрий Кудря: «Не могу доказать, что вне контекста увидел бы тут предновогоднюю праздничную ель в небольшом городе, но здесь-и-теперь воспринял эту сцену именно так. Очевидным показалось и одиночество лигера — внешнее и внутреннее. Молчание вороны красноречиво дополняет терминальность важной фазы его жизненного пути.»

КТ:
Блииииин, я ждал это тристишие!!!
Я представляю, как обалдела ворона от такой наглости, когда увидела на дереве ель конкурента в виде человека. Тут не то, чтобы замолчишь, можно и в обморок упасть. Представьте. Сидит ворона на ветке ели (как она туда пробралась сквозь колючие иголки, гадать не будем), но как туда залез автор, то бишь, человек(!), удивит не только ворону. Вот потому молчит ворона в полной прострации, словно говоря: чел а ты ваще не аху…? А тут некстати полиционер: нарушаете гражданин, зачем на ель сидите, взгромоздясь?
И глас вопиющей вороны: Граждане, это цирк! Это ж, хулиганство! Получите пятнадцать суток! (С)
Малозначимый вопрос – почему горит райцентр?


рождественская ярмарка
вспоминают детство
старик со старухой

© Нелли Сливинская

Дмитрий Кудря: «Завершение одной истории, одного времени, может переживаться как предвкушение ещё не открывшейся, но чаемой другой»

КТ: Рождественская ярмарка это обычное явление какого века? Двадцать первого? Кто-то может сказать, где сейчас проходят рождественские ярмарки? Про старика со старухой. Это прям колобок какой-то по сусекам наскребленный или поскрещ… тьфу! Ну, вы поняли!
«вспоминают детство» - мнение автора.

всё пропало)
от сугроба с метками
мокрое место

© Надежда Самсонова

Дмитрий Кудря: «Но вернёмся к соплеменникам.
Кому-то не хватило праздника, а кому-то и праздник — уже только повод окунуться в прошлое»

Муромаса (Инна Хмель): ««Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное» © Дао Дэ Цзин.
А здесь меня, как заядлую собачницу, привлекла необычайная живость и точность наблюдения. И двойственная коннотация и в первой строке, и в третьей. Его можно читать и так, и этак, и, нечастый случай для русскоязычных хайку – полное отсутствие антропоцентричности. Так и видишь метания пса. Действительно, все пропало, прямо-таки конец света и времени, нужно срочно все исправлять своими лужами. Чудесная работа, каждый раз улыбалась, когда читала.»

КТ: Шеф, всё пропало, гипс снимают, клиент…
Это очень забавно, что все собаки выбрали один сугроб для того, чтобы поднять заднюю лапу и сделать белый снег жёлтым. Как результат такой жизнедеятельности от сугроба ничего не осталось, точнее мокрое место.
А антропоцентричность есть. В словах «всё пропало» и в скобочке - )

Муромаса: персональный выбор

царская, колхозная, дачная
замело дорогу
к деревеньке

© Алексей Фан

Муромаса (Инна Хмель): ««Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение» © Дао Дэ Цзин.
С самого начала эта работа была моим фаворитом. Шесть слов и предлог – и такой громадный кусок реальности, пару столетий истории в переборе имен крохотной умирающей деревушки. Ты стоишь где-то в центре мира, падает снег, имена и столетия меняются, а крохотная деревенька все так же пре-бывает. Вот она, ось мира – конец там же, где начало.»

КТ: Хайку не ребус и не загадка. Отгадывать, что означают прилагательные в первой строке, совершенно не интересно.

всё пропало)
от сугроба с метками
мокрое место

© Надежда Самсонова

позёмка
никаких доказательств
нашего существования

© VaiNone

Катерина Ерошина: персональный выбор

Полная тишь
Подоткнул края земли
Снегопад

© Арутюн Микаелян

Е.Ерошина: «Офигенное хайку, причем его «делает» фактически одно слово — один образ. Даже первая строка несколько избыточна, но она работает на уровне звуков — нечто такое округлое, мягко шипящее.
Вот, бывает, попадаешь в гостиницу хорошего уровня, а там пуховое пышное одеяло в хрустящем белоснежном пододеяльнике. Укладываешься спать, подтыкаешь края со всех сторон и умиротворенно медленно проваливаешься в такую же пуховую подушку и в тихий сладостный сон.
Тут в хайку кажется, что вся земля укутана в такое одеяло, и ничто не может потревожить ее. Конец времени? Да, однозначно. Его нет, оно там, где-то за пределами этой уютной белизны.
Если не выдумывать никаких пуховых одеял (ох, как сладко под ним спится, особенно если не забыть открыть форточку), так вот, если забыть про одеяла, то нам остается только снег и тишина. Знаете, вот этот момент, когда забредаешь в лес, пробираешься по колено в снегу, останавливаешься — и на какой-то момент будто глохнешь — так тихо вокруг. Снег глушит все звуки. Вот мягко упала охапка снега с еловой ветки, простучал коротко дятел, и снова — тишина.»

КТ: Здесь важно знать, что Микаелян любимчик Ерошиной. И сразу много текста хвалительного характера. Типичный евроверлибр, много красивостей. Олицетворение снегопада. Авторское мнение – «полная тишь»

остов календаря
синью снежинок покрыл
ночной дежурный

© cosel_noster

Е.Ерошина: «Полная противоположность хайку Арутюна. Оно колючее, неуютное, все исчерканное синей шариковой ручкой. Остов календаря — четкий маркер конца года, когда все листочки настольного перекидного календаря поотрывали, осталась только основа — картонный домик. Дежурному нельзя спать и нечем заняться. Медитативно он водит ручкой по картону, раз за разом прочерчивая одну и ту же линию, погружаясь в некий транс на грани сна.
В хайку ничего лишнего и при этом считывается много деталей. Например, в нем ловится тонкая связь между снегопадом, покрывающим землю где-то там, снаружи, и плотным слоем снежинок, «выпавших» из-под руки дежурного. Остов — очень сильное слово, оно задает состояние опустошенности. Интересно работает «синь снежинок» — абсурдное сочетание, где вы видели синие снежинки — а вот же они. Это останавливает, вынуждает вчитаться, проникнуться.
Я бы сказала, что это пример остраннения, тут и календарь выглядит скелетом Левиафана на берегу, и снежинки совсем не те пуховые звездочки, что кружат под фонарем.»

КТ: кто кого покрыл, потрудитесь выражать свои мысли яснее!

Хайку от Е.Ерошиной (это она сама так их называет):

Шорт-лист:
у конца времён
пара окурков и чьи-то следы
на снегу
© Катерина Ерошина

Е.Ерошина: «Тут конец времён, страшное место. Колючая проволока, вышки, часовой остановился покурить и пошел дальше.
Предельно нечеловеческие вещи со временем становятся привычными, обрастают житейскими деталями, становятся не то чтобы приемлемыми, но частью общей картины. Они не перестают быть душераздирающе ужасными, но невозможно же все время орать (рыдать, рвать волосы на голове и так далее). Человеку свойственно это — обволакивать обыденностью жуткие новости, как ракушка обволакивает перламутром такую болезненную песчинку. И продолжать жить.»

КТ: В первой строке название темы кукая! Написано одним предложением. И приводят в восторг слова «чьи-то».

Лонг-лист:
вот так и я.
елочный шарик
в февральском сугробе
© Катерина Ерошина

Е.Ерошина: «Хайку было написано в ветке хонкадори:

Вот все, чем богат я!
Легкая, словно жизнь моя,
Тыква-горлянка.
© Басё (пер. В. Маркова)

У меня получилось грустно. У елочных шариков короткое время — вывесили на елку, полюбовались, и снова в коробку, в вату, в ничто. А кто-то и разобьется. В феврале елочные шарики уже никому не нужны. Вот так и я… как сказано в другом хайку ниже, «чувствую себя совершенно лишним».

КТ: Говорил раньше и повторю ещё раз, Ерошина не умеет слагать хайку. Рассуждать по теории хайку может, даже интерпретировать может, слагать хайку – увы, нет.
«вот так и я» - До Басё ей далеко. И оставьте в покое Басё, точнее переводы хайку Басё, сделанные Верой Марковой. Не надо хонкадорить.

Мимо пролетели:

снегопад
времени нет.
но скоро идти на ужин
© Катерина Ерошина

Е.Ерошина: «Любимый мой прием, спустить пафос на житейский уровень. Да, был момент ощущения «нигде», но жизнь каждый раз умеет пнуть задумчивого меланхолика и напомнить, что время идти в столовую. Написано на берегу озера Плисса, в санатории, так что прямо из жизни, всё как любят ревнители «натуральных» хайку. На берегу в метель, между белым озером и белой стеной снегопада и вправду начинаешь ощущать себя вне времени. Но по тропинке уже бредут отдыхающие, громко обсуждая недавние процедуры.»

КТ: Сама себя не похвалишь, никто не похвалит.
Это «натуральное» хайку? Это верлибр в три строки. Три предложения. «времени нет»? – это «натуральные» слова?
«но скоро идти на ужин» - эта строка вообще шедевр! Предлагаю Читателям самим порассуждать, что в этой строке относится к хайку.

Второй в пролёте:

…я перезвоню
пробитая колея
закончилась у наших ворот
© Катерина Ерошина

Е.Ерошина: «Не всем, видимо, приходится, как мне каждую неделю, торить снег по дорожкам между безлюдными дачными участками. По одной улице кто-то проехал, по другой трактор прошел, а на нашей улице ровный слой нетронутого снега. Закончилось всё — и связь, и проторенная дорога, и время. Но есть надежда — это все-таки наши ворота. А за ними дом.»

КТ: начало просто шедевральное. За одно местоимение «я» в тристишии – сразу фтопку.

Я намеренно привёл тристишия Ерошиной, которые она послала на кукай. Чтобы было видно кто в жюри кукая как пишет хайку.
Состав жюри, он же редакция журнала «КУКАЙ»:

Дмитрий Кудря aka Петрович
Инна Хмель aka Муромаса
Нора Марина
Катерина Ерошина

В целом впечатление такое: лучше чем на конкурсе хайку у Шевченко, я о количестве конкурсных произведений и числе участников. По трёхстишиям – очень слабые, максимум сэнрю неплохие, остальные – верлибры в три строки.