Снова о пиратстве

Юрий Берг
У меня произошла небольшая дискуссия с моим мюнхенским другом (тоже, как и я, он – Юрий).
Речь шла о том, что, по его утверждению, А.Пугачёвы стырила, а затем безбожно переврала текст песни болгарского автора Эмила Димитрова «Арлекино». В оригинальном болгарском тексте речь шла о деревянной кукле, сгорающей от пламени своего сердца. Новый текст песни, уже на русском, для Пугачёвой написал поэт Борис Баркас. В авторском оригинале строчка припева песни была: «Арлекин, ну, Арлекин». Однако Алла Пугачёва поменяла её на «Арлекино, Арлекино».
Сегодня уже мало кто вспомнит первого исполнителя этой песни, Эмила Димитрова, певшего о несчастной любви деревянного мальчика. Песня стала другой, и мы её знаем в том виде, в котором пела Пугачёва. Но, в нашей дискуссии речь шла не только о «воровстве песни», но и о плагиате вообще. А это тема, далеко не безразличная для многих творческих людей. Потому я и решил (с сохранением стиля и орфографии) познакомить читателя с её содержанием. Убрал только фамилию моего друга.

Юрий Эммануилович
АллаБП спела ее гораздо позже (Золотой Орфей 1975 г.), присвоив авторство и даже жесты и получив баснословные гонорары. Одним словом - Примадонна ! Г.Алкин сделал пародию и тоже "срубил " немало деньжат. А Э.Димитрова, истинного автора, большинство слушателей даже не знает

Yuriy Berg
Юра, я специально полез искать упоминание об этой песне и нигде не нашёл упоминания о том. что авторство принадлежит Ап. А Википедия говорит о том, что автор музыки Димитров Эмил, автор слов Баркас Борис. Что до жестов и всего другого, так это не наказуемо. При всей моей очень небольшой любви к АП, не могу не сказать: "Борис, ты не прав"! А это обложка первого миньона, где была записана песня, и там АП указана как "исполнитель"

Юрий Эммануилович
Ползучее музыкальное воровство начинается с выпячивания исполнителя, "случайно" забывают написать имя автора, не выплатить ему авторские, заставить слушателя все это забыть и, в конце концов, присвоить произведение себе. Так и произошло с "Арлекино". АП убрала запев из оригинала, вставила собственный; броский припев оставила и через новое постсоветское псевдокапиталистическое агенство по интеллектуальной собственности, спустя некоторое время после дебюта, оформила все права на песню. Что при этом напишет Википедия (и напишет ли?) ее ну совсем не интересовало. Другой музыкальный вор, "автор - исполнитель " - И.Крутой, известен своим (хорошее слово) заимствованием зарубежных популярных мелодий и вставлявший огромные куски чужой музыки чуть не в половину "своих" выскогонорарных шлягеров. Например, "Я люблю тебя до слез". Но, самый вопиющий случай - всенародно любимый фильм Ликвидация. Там все хорошо: сюжет, игра актеров и музыка! Только музыка главной темы фильма "слямзена" композитором Энри Лолашвили (московский грузин) из 3 части симфонии номер 3 Брамса. Практически, весь основной музыкальный ряд. Юра, а что пишет по этому поводу Википедия? Я помню, на заборных досках тоже писали..., а там этого не было. Поищи АП (она же М. Кривонос), И.Крутого, Э. Лолашвили и Брамса в YouTube; там много интересных сравнений. И если бы только на этих кончалось воровство ...!!! А если по - правде, Юра: Ты до вчерашнего дня об Эмиле Димитрове и его Арлекино что-нибудь знал? P.S. От Бориса слышу.

Yuriy Berg
Юра, мой дорогой и далёкий друг, пишет тебе слегка недалёкий, но тоже дорогой друг Юра))). Тема, поднятая тобой, интересная и для меня больная – у меня тоже крали не только книжки с выставок, но и тексты произведений. К счастью, однажды мне даже удалось отстоять своё авторство, не доводя дело до суда.
Теперь по существу: ко всем перечисленным тобой авторам не имею никаких чувств, кроме любопытства, а на счёт тов. Брамса слышал, что выражение «одобрямс» пошло от его фамилии (шЮтка).
Что же нам говорит юрЫдическая наука и практика на сей счёт? А вот что (далее – цЫтата):
«Чем отличается плагиат от заимствования? Плагиат – умышленное копирование части или целого произведения без привнесения в него нового. В случае литературного (музыкального в т.ч.- Ю.Б.) заимствования писатель (музыкант – Ю.Б.) преднамеренно использует какие-либо элементы чужого произведения, внося их в контекст своей книги (музыки – Ю.Б.). Здесь работа автора-предшественника помогает раскрыть новую мысль».
Забегая вперёд: относительно Брамса и его симфоний (Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах"):
«Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно» (Цитата).
Так что музыкальная тема, позаимствованная Энри Лолашвили у Брамса, возможно, не является плагиатом, а заимствованием.
Теперь к не очень горячо любимой мной АП: не знаю, оформляла ли она авторские права на песню «Арлекино» (думаю, что нет), потому что на всех пластинках с записью этой песни в её исполнении, стоят имена настоящих авторов музыки и текста (см. прилагаемые фото).
Получал ли авторские отчисления болгарский автор песни – не знаю, для этого, во всяком случае, существовал Комитет по авторским правам и современное Авторское Общество – РАО, которое следит за репертуарной программой исполнителей (даже ресторанных!) и авторам произведений «капало» каждый вечер по копеечке, в результате чего за год получались многотысячные суммы денег. Думаю, что твоё утверждение о том, что АП пиратски оформила авторские права на песню «Арлекино» - всего лишь кем-то запущенная утка.
Возвращаясь к музыке: мир знает множество фактов воровства если не мелодий, то хотя бы их части. За это наказывали (примеров много, приводить не стану), даже оччччень знаменитые авторы в этом были замечены (М.Джексон, например).
Плохо ли это? Плохо, но кроме сознательного воровства существует ещё и бессознательное – это когда «в голове крутится мотив». Этих мотивов уже столько написано, что наверняка половина всех новых мелодий – это хорошо забытые старые.
Последнее (опять цитата!): «В отличие от наглого присвоения авторства, заимствование предполагает использование сырых, непродуманных идей других авторов в своей работе. Тут нужен личный вклад, который был бы весомее изначальных наработок, которыми воспользовался автор. Именно благодаря заимствованию сформировались все знаменитые музыкальные стили, жанры кино и прочие течения в искусстве».
Так что, даже если я и не слыхал ничего о Эмиле Димитрове (а это так!), то это не потому, что «у него украли авторство», а потому, что никто и никогда, покупая пластинку, не изучает внимательно «рубашку» с подробными указаниями авторства.
Обнимаю тебя, дружище!

Юрий Эммануилович
Я умышленно, не предусматривая дискуссий на эту тему, называю воровство воровством, в какие бы одежды его не пытались закутать. Фирма Мелодия активно существовала только в советское время, принося отменный доход в бюджет страны. В постсоветское время ее за гроши сразу разорвали на части эстрадные бизнесмены, включая клан АБ. Номинальное существование фирмы недавно завершилось продажей 100 % акций за смешные 300 млн. руб. Все музыкальные безобразия, которых я вскользь коснулся, начались после предательских известных событий, а не до.

Yuriy Berg
Юра, я иногда сам себе становлюсь невыносимым, но дотошность - моё второе имя. Я ещё раз пишу о том, что не люблю АП (в силу её личностных качеств, а не как исполнителя песен). И всё же! Истина дороже: скинь мне ссылку на публикацию, в которой документально подтверждается факт плагиата АП. Если факты будут, то я первый брошу в АП не увесистый камень, а хороший булыжник.

P.S. Чем закончилась дискуссия: я набрал телефон моего друга и минут десять потратил на выяснение позиций. Оказалось, что всё, что он до этого писал по поводу «воровства» - его личное мнение, нигде никаким документом не подтверждённое. Просто человек плохо относится к перепевкам, каверам и прочим «безобразиям». Я принял его мнение во внимание. Таким образом, обсуждать далее было нечего.
А явление, всё-таки, существует и требует к себе пристального внимания!