По конкурсу - Время героев, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2024/01/23/4979 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2024/03/04/4586 - Итоги конкурса .   

Начало статьи - см. http://stihi.ru/2024/02/23/1745

Надеюсь, что первую часть этого разбора, где представлены внеконкурсные произведения, вы уже прочитали. В этой части я покажу вам стихи основных участников, а заодно познакомлю вас с новыми авторами и постараюсь прокомментировать разные способы раскрытия заданной темы и показать отдельные недочеты исполнения.

Конкурсное задание в этот раз было сформулировано не тривиально: требовались стихи, посвященные событиям СВО и героической службе наших защитников Отечества. Почему не тривиально? Во-первых, я давно уже не припомню на нашем сайте запросов на жанр патриотических стихов. Мои мысли, почему так происходит, я изложила в первой части этого разбора. Во-вторых, требовались стихи, написанные по живому - по войне, которая идет СЕЙЧАС и уже лично касается многих. А такие стихи дорогого стоят, да и писать их душевно непросто.

Заявку на участие в конкурсе подали 48 авторов. Все принятые стихи показались мне интересными, но, чтобы не перегружать ваше внимание слишком большим объемом статьи, я опубликую только те (целиком или во фрагменте), где не было значимых ляпов техники, а в содержании я почувствовала неравнодушие автора, его личное отношение к предложенной теме. В пакете было совсем мало стихов, которым я не поверила - стихов, написанных отстраненно, со стандартным набором лозунгов - призывов к миру с полным непониманием того, что, когда в ваш дом вторглись  фашисты и стреляют в ваших детей, то уже нелепо взывать к миру и, как бы вы ни ненавидели любую войну, вам придется идти и защищать свой дом и свою страну - останавливать агрессию, начавшуюся совсем не в 2022, а в 2014 году, причем, инициированную не Россией и даже не Украиной, а сознательно спровоцированную и подкрепляемую финансово и технически странами натовского Запада.   

Красивые, философские стихи с молитвами о «примирении братьев» и о возвращении к миру любой ценой чаще всего пишут те, кто живет в пока еще мирной Европе и пользуется искаженной информацией их СМИ. На нашем сайте тоже есть талантливые поэты, которые до сих пор не публикуют стихов на «гражданскую» тему, и, если быть предельно честной, мне все меньше хочется показывать в статьях Мастерской их действительно талантливые произведения в качестве образца для подражания. Может быть, будет более правильным все внимание в статьях ТМА уделить тем, кто пусть пока еще не гениален в поэзии, но зато совершенен в любви к своей родине. Последнее ценнее.

Итак, приступим к чтению.

*****************************************************

8. ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ С ПОБЕДОЙ! ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА

Кресты нацистские на танках,
Разгул фашистского зверья –
Под марш "Прощание славянки"
На фронт уходят сыновья.

"Славянка" – в древнем слове этом
Самой России светлый лик
И грусть от песни, сердцем спетой,
И благость искренних молитв;

Крест-оберег – им в час разлуки,
В бой провожая, у дверей,
Сынов благословляют руки
С икон сошедших матерей;

Под медь оркестра духового
Прощальный взгляд, прощальный взмах
И то тепло родного крова,
Что греет всех в чужих краях;

Огонь лампады негасимый,
Что к небесам восходит вновь,
И мир спасающие силы:
Надежда, Вера и Любовь;

Над колыбелью тихий вечер,
И свет окна сквозь тьму разлук,
И вновь, при долгожданной встрече,
Объятья нежных женских рук...

Вернитесь, милые, живыми,
Под добрым ангельским крылом –
Святыми силами хранимый,
С Победой ждёт вас отчий дом!

Типичная гражданская лирика. Тема стихов подана через авторские размышления о известном марше «Прощание славянки». Этот марш был написан в 1912 г штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны. По существу он является национальным маршем, символизирующим проводы на войну. В наше время его значение не меняется, о чем и рассказывают эти стихи: «Кресты нацистские на танках, разгул фашистского зверья – под марш «Прощание славянки» на фронт уходят сыновья».


7. ВОИСТИНУ ЖИВОЙ... ГЕННАДИЙ КРЫКСИН

Шальное утро спешно
летит на крыльях чувственных,
едва-едва очнувшись
от сонной тишины.
Навстречу – парень крепкий...,
да на ногах искусственных,
огонь прошедший адовый
 коварнейшей войны…

И утро притихает
и как-то замедляется,
и трепетно вздыхает
нежданным ветерком.
А он идёт спокойно,
дорога покоряется,
до новой службы нынче –
недалеко пешком.

Девчонки затихают,
мальчишки выправляются,
и глупости уходят
из молодых сердец.
А он идёт размеренно,
чуть даже улыбается…,
боль злую побеждает…
Он и теперь – боец.
 
Седые, повидавшие,
как будто выпрямляются,
и прочь идёт унылость,
хоть всё давно болит…
Герои молодые
беде не покоряются,
ведь знают много больше,
чем время говорит…

Да, терпит Мать Россия
и боли, и предательства,
хмельные надругательства
над Верою святой.
Но он с войны вернулся,
являя доказательства,
принёс с собою вечность,
воистину живой!..

Несложно догадаться,
как бесы разбегаются,
и рушатся их планы –
устроить свой парад.
Ведь он идёт уверенно,
пускай слегка качается,
и ныне он на службе,
он и теперь – солдат!..

Совсем другой литературный прием раскрытия темы - она  показана на примере описания образа человека, вернувшегося на короткий отпуск с войны: «Навстречу – парень крепкий, да на ногах искусственных, огонь прошедший адовый коварнейшей войны…». Автор не морализирует, не кидается лозунгами, он просто описывает то, что видят наблюдающие этого персонажа в мирной обстановке люди, и то, как он невольно меняет их: «Седые, повидавшие, как будто выпрямляются, и прочь идёт унылость, хоть всё давно болит… Герои молодые беде не покоряются, ведь знают много больше, чем время говорит». Отличные стихи!


13. МОНОЛОГ. НАТАЛЬЯ ЧАПЛЫГИНА 
 
За много вёрст отсюда СВО,
В краю, где не бывал давным-давно.
Но держит память матч, футбол, Донецк,
«Шахтёр»* любимый, я совсем малец.

Теперь, хоть не сдаюсь, но - старичок,
А то бы автомат через плечо
И на защиту прежних рубежей
Пошёл сквозь все сомненья февралей.

Я до смешного мало, что могу,
От пенсии лишь крохи отстегнуть,
Да вот отдать буржуйку, что зимой
Мне не давала мёрзнуть в мастерской.

Как много тихих добрых вечеров
Она мне подарила вместо слов.
Строгал поделки, думал о былом,
Где живы мама, Горловка, наш дом

В два этажа, соседи и друзья,
Где жили дружно, как одна семья,
Где горе, радость одного на всех
Делилось, множилось, а песни, смех

Звучали громко, не боясь хулы,
Где не бомбили «москалей» «хохлы».
…Буржуйку я отчистил от золы,
Отдал, и волонтёры унесли.

Пускай спасёт от холода бойцов,
Что защищают память их отцов.

*«Шахтер» - футбольная команда г. Донецк, одна из сильнейших в СССР.

Отлично сконструирован сюжет: персонаж доверительно, в жанре рассказа в стихах, делится с нами наболевшим: («Где жили дружно, как одна семья, где горе, радость одного на всех делилось, множилось...») и сетует, что может так мало сделать, чтобы помочь справедливой борьбе: «Я до смешного мало, что могу, от пенсии лишь крохи отстегнуть, да вот отдать буржуйку, что зимой мне не давала мёрзнуть в мастерской». До глубины души трогают не авторские увещевания (их здесь нет!), а слова персонажа: «Теперь, хоть не сдаюсь, но - старичок, а то бы автомат через плечо и на защиту прежних рубежей пошёл сквозь все сомненья февралей». Прекрасные стихи!


19.   ФЕВРАЛЬ. АЛЕКСАНДР  БЕЛИЦКИЙ

Где-то песня звучит, не волнуя меня, не тревожа,
Позабытый мотив под гитарный плывёт перебор.
День как будто обычный, на все остальные похожий,
Но невидимой силой уже передернут затвор.

Зачерствела душа, как горбушка вчерашнего хлеба,
Вместо солнечных бликов туманами стелется гарь.
На остывшей земле распласталось упавшее небо,
И обратный отсчёт равнодушно ведёт календарь.

На гранитной плите проступают слова укоризны,               
И мелькают, как в хронике, светлые лица ребят,
Тех, которые не торговали собой и Отчизной,
Не купили у Верхнего Ларса СУДЬБЫ САМОКАТ.

Повторится едва ль день рожденья надёжного друга,
И появится он в моём доме, как прежде, едва ль.
И застыл календарь в бесконечном и замкнутом круге:
Всё февраль и февраль. Всё февраль и февраль. Всё февраль…

У меня ощущение, что стихи написаны как текст песни, 5-и стопным анапестом -  практически сдвоенной строкой,(001 001 / 001 001 001 0), где в середине строки  слышится пауза при чтении, но там то совсем нет никакой промежуточной рифмы, то она очень слабая, и это - не особо удачное решение. Еще меня резануло выражение «судьбы самокат» - более чем странная метафора. В остальном - хорошо, гражданская лирика на заданную тему. Почему именно это стихотворение по сумме баллов стало победителем, спросите у тех, кто ставил высшие баллы. В сегодняшнем конкурсе очень многое в отборе лучших по исполнению стихов нашими членами жюри меня искренне удивило. Что случается, к сожалению, у нас в ТМА постоянно.


21. ЛИК МАТРОНЫ СВЯТОЙ. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ

В Храм священный поспеши,
защити язык и веру,
вынь занозу из души,
беса выдвори за двери,
дай решительный отпор
всем, кто ныне губит души,
кто иуда, лжец и вор,
хрупкий мир не дай разрушить.

Не останься в стороне,
осквернить не дай икону
никакому cатане, 
никакому пентагону.
Бес зигует у ворот,
в окна лезут бесов рати…
Богу молится народ,
брат стеной стоит за брата.

«Leopard» сожжён дотла
самым грозным «Солнцепёком»,
в поле копоть, дым, зола, –
крест берёзовый под боком.
«Немцев»  чёрные кресты
пали, чтоб им было пусто…
Зреют светлые мечты.
Миро точит густо-густо
в Храме рано поутру
древо писаной иконы,
сердцу любо, по нутру,
как росе в лугах исконных.

Это, батенька, не сны,
если странный мир не вечен,
если молохом войны
дьявол сам себя увечит,
если землю жжёт огнём,
мутит воду год от года,
значит – с каждым новым днём
крепнет русский дух в народе.

А над лаврой золотой
крест сиять, как прежде, будет!
Лик Матроны - лик святой
скоро все увидят люди.

Удачное соединение религиозной и гражданской лирики. Много удачных поэтических находок: «вынь занозу из души, беса выдвори за двери», «миро точит густо-густо в храме рано поутру древо писаной иконы», «если странный мир не вечен, если молохом войны дьявол сам себя увечит, если землю жжёт огнём, мутит воду год от года». Отличная работа!


22. НОВЫЙ Z-ГОД. ЕЛЕНА БОБКОВА-КАБЛУКОВА

Год листает страницы давно обезумевших дней
То тихонько, а то будто гонит шальных лошадей
К переправе начала начал, позабыв обо всём,
Где одних ждёт погибель, а кто-то быть может спасён.

На глазах в лету канули мощи былой города,
И по миру на пару со злобой гуляет вражда.
Тем же часом возводит волшебные замки зима,
Яркий праздник спешит в омрачённые горем дома.

Но какой Новый год, если зябнут в окопах сыны?
В фейерверке огней неизвестность страшнее чумы.
Бог нам в помощь, но к боли душевной привыкнуть нельзя,
В колесе круговерти не знает покоя земля.

Поскорее бы светлое "завтра" на чистом листе,
Где бы в сказке знакомой пришли мы к заветной мечте:
Дед Мороз, раздающий дары из большого мешка,
Ёлка с красной звездой на макушке, шары... Но пока

На бессонных часах - исчисление времени Z,
И сулит равновесие маятник бедствию вслед.
Если каждый сегодня бы вспомнил про общий исток,
Может, чудо тогда и взошло бы на мирный порог!

Стихи, которые, скорее всего, были написаны к Новому году, но их жанр сам собою преобразился в жанр отличной гражданской лирики, потому что затрагивает глубокие и насущные общественные проблемы: «Яркий праздник спешит в омрачённые горем дома», «Но какой Новый год, если зябнут в окопах сыны?» Автор не только горестно размышляет, но и предлагает свой взгляд на вещи: «Если каждый сегодня бы вспомнил про общий исток, может, чудо тогда и взошло бы на мирный порог!» Мне понравились эти стихи.


44. К НАТО. АЛЕКСАНДР  КУЗНЕЧЕНКОВ

Белгород, 15.02.24.Удар террористов ВСУ по центру города. Есть погибшие и раненые

Воздух гарью пропах... чад.
Опалённый войной край
Орудийный сечет град
И пугает стальной лай.

Сатанинский идёт пир
На обломках войны той,
И как будто ослеп мир,
Сея споры чумы злой.

Здесь не ходят во весь рост,
От свинцовых цикад ад.
Да и птицы не вьют гнёзд.
И плодами иссяк сад.

Сколь интриг не играй,  знай:
Как нагонишь армад , "брат'',
Сам потом не серчай, чай:
Все вернётся стократ,... гад!

Мне симпатичен этот мерный, настраивающий на действие  ритм стихов - логаэд из 2 анапестов и 1 мужского хорея (001 001 1), нравится поднятая тема, набатом бьющая сознание рассказом про подлость сил НАТО, обстреливающих не военных, а мирные города и гражданских лиц и при этом  лицемерно заявляющих на весь мир о своем неучастии в конфликте. «Здесь не ходят во весь рост, от свинцовых цикад ад. а и птицы не вьют гнёзд. И плодами иссяк сад». Возможно только употребление в последней строфе устаревшего глагола «чаять» - ожидать, надеяться - не совсем подходит как по стилю речи, так и по оттенку его значения.


2. ГОРДОСТЬ НАЦИИ. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ

Привезли парнишку рыжего,
Ад открылся поутру,
Док, я не умру? Я выживу?
Отгоняет смерть хирург.
У неё коса отточена,
Взгляд колючий будто ёж,
Выгорают танки дочерна,
Не умрёшь ты, не умрёшь.
Осень нынче беспощадная,
Входит в сердце сталь и ржа,
Смерть до крови, сука, жадная,
Вытащу тебя, сержант.
Промедол, патроны россыпью,
Спирт на лезвии меча,
Все предстанем перед Господом,
Но уж точно не сейчас,
Пива выпьем на Крещатике
Все в медалях- орденах.
Заскрипят полы дощатые,
Смерть, ты здесь?
Иди-ка на...

- Так, готовьте к операции,
Военврач и бывший зек,
Скальпель, лампа, гордость нации,
Неба выцветший брезент.


Эти стихи впечатляют своим активном отношением к теме - стихи яркие, живые, но я не хотела их принимать и долго надеялась на их замену или корректировку. Замены не было, и стихи остались в пакете. Почему я их не хотела? Убеждена, что в стихах на конкурс (а может быть, и во всех стихах, которые мы публикуем, а не пишем для себя), не должны присутствовать  фразы, вроде «Иди-ка на...». Нет в этом знакомом и привычном нам обороте речи ни острой необходимости вставлять его в строку, ни дополнительного плюса к стихам. Но меня ни участник, ни (позже) мои судьи не поддержали, упорно настаивая на этом выборе, причем, судьи подарили произведению  не каких-нибудь 5-6 баллов, а исключительно девятки и десятки. Такая позиция в нашего «ареопага» меня очень огорчает, я, как могла, ей противилась, но в результате эти стихи - лауреат конкурса.

Совсем недавно я услышала от очень (как мне казалось) интеллигентных людей, работающих на ниве образования молодежи, оправдание использования мата в стихах о войне тем, «что в той обстановке без мата не разговаривают» и что я «отстала от реальной жизни». К великой моей печали - не отстала. Не только на войне, но и во всех общественных местах я ежедневно слышу мат без малейшей попытки его источника  понизить свой голос,  постеснявшись проходящих мимо женщин или  детей. Причем,  ничего этому источнику  в это время на ногу не падает, никто его не злит, люди даже не ссорятся - они просто так РАЗГОВАРИВАЮТ. Я убеждена, что это не нормально. Уверена, что на войне матерятся, потому что там сложная обстановка, но это СОВСЕМ не означает, что ЛИТЕРАТОР должен использовать подобные перлы в своих стихах. Советская литература каким-то образом умела создавать гениальные произведения о войне, полностью обходясь без нецензурных оборотов речи в печатных произведениях, хотя и тогда их употребляли советские бойцы. Но этой «неправды жизни» никто и ничего не потерял. А сегодня четыре члена жюри ТМА не только поставили данным стихам высшие баллы, но и жарко поспорили со мной, когда я предложила им посомневаться в оценке. Увы. Поздравляю всех, меня победивших!


24. ТАКАЯ МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ В НАЧАЛЕ ЛЕТА. МАРИНА ЧИГРА
(практически без худ. вымысла, прототипом является племянник Владимир, участник взятия Бахмута в составе ЧВК "Вагнер")

Все ждут тепла... и вот скворец, предвестник лета.
Скворцы летят, а Саньки нет, его не ждут.
А что же я, ведь жив-здоров... но нет берета,
Не жил в казармах, код - свободен!... не берут.

А мама Саньки мне вчера приснилась... в черном.
Дочурка спит, тревожно в окна смотрит ночь.
Он как братишка младший был... ну смехотворно,
Что не берут... всегда есть шанс стране помочь.

Три дня на фильтр, а еще - на состыковку,
И в мясорубку, прямо в ад, вот повезло!..
Я не ропщу, а в голове: "Попал ты, Вовка!"
Но я вернусь! Ведь дочка ждет, я не трепло...

Как на себя, в огонь стянув большие силы,
Мы дали немцам прикурить! Горит металл.
Дорогой смерти тягачи лежат красиво.
И MRAP горел там; всё горит, что запад дал.

Такая, брат, случилась жизнь в начале лета,
Сто двадцать дней, не ранен был, и не убит.
Кто скажет что, не страшно мол, притворство это...
Рюкзак мой враз двухсотым стал, но коптер сбит.

И город взят! Мы за своих - проста наука.
Сейчас болтают... но к чему козе баян!?
Одно я знаю, что подаст мне Санька руку:
"А знаешь, - скажет... - живы мы, Вован".

Я уже делала  разбор этих стихов в статье к конкурсу ТМА «Это было в 23-м» . Стихи очень хорошие, но второй раз делать их разбор нет смысла. Мне очень грустно, что на тему сегодняшней войны за это время ничего другого данным автором не было написано, да и вообще, дважды выставлять одни и те стихи на разные конкурсы, я считаю ошибкой.


47. Я ДЕРЖУ МЛАДЕНЦА НА РУКАХ. ЕЛЕНА  ГОЛОВНЫХ

Я держу младенца на руках
И молитву мысленно читаю:
Боже, позаботься о бойцах,
Чья работа ратная святая,

Чья работа - землю очищать
От нацистской сатанинской злобы.
Господи, не дай им умирать,
Дай им жить! Убереги от гроба.

Господи, продли их жизни дни,
Пусть они долюбят, досмеются!
Господи, спаси и сохрани,
Чтоб они домой смогли вернуться!

Я держу младенца на руках
И молитву снова повторяю
Обо всех российских сыновьях,
Что сегодня на переднем крае.

Проникновенная женская лирика, молитва о сохранении жизни всех «всех российских сыновей, что сегодня на переднем крае», кто встал на войну против сил зла: «Чья работа - землю очищать от нацистской сатанинской злобы. Господи, не дай им умирать, дай им жить!» Мне нравится здесь прием использования рефренной строки, которая начинает и заканчивает стихотворение: «Я держу младенца на руках». Здесь эта строка - скорее символ материнской тревоги за всех воюющих бойцов, чем упоминание конкретного младенца.

*********************************************

А теперь с удовольствием начинаю знакомить вас с новыми для Творческой Мастерской или крайне редко посещающими нас авторами - участниками данного конкурса. Последний состоялся и стал успешным исключительно благодаря им - пока еще не знакомым нам талантливым поэтам, оставившим свои заявки на участие. К моему глубокому сожалению, наши постоянные участники и мастера, включая и отдельных членов Жюри, почему-то в этот раз растворились в пространстве интернета, не проявив интереса к теме.

 Итак, прошу любить и жаловать:

6. ПИСЬМО ИЗ БЕЛГОРОДА. ЛАРИСА РАТИЧ
 
... Пришло письмо оттуда, из кошмара:
тридцатое - а в Белгороде ад....
От укромразей новые удары,
и снова люди заживо горят!
... А в новостях - как прежде, аккуратно:
погибли возле ёлки дети, да.
Мол, не волнуйтесь, будет и обратка
по вражеским бандеро-городам.
Все под контролем, дескать.
Мчимся в "скорых".
Спасаем. Компенсацию даем.
Но ПЕРЕМОГА вновь у укроСВОРЫ -
день траура в Отечестве моем!
... Не надо нас жалеть!!!
Нет, мы не струсим!
Извольте правду людям предъявлять!
Мы рождены на свет с душою русской
и не привыкли от беды вилять!
Давно мы все на свете, испытали
и через пламя сотни раз прошли!
Но Родину врагу не отдавали
и супостата, как золу, смели!
Мы победим и в этот раз. Все прочно.
Давайте только правду каждый день,
чтоб понимали всем народом точно,
за что теряем мы своих детей!!!
За что - достойных самых отпеваем,
посмертно им вручая ордена!
И даже если где-то отступаем,
то это  - за прозрение цена!
Пусть ярость благородная, как прежде,
вскипает в наших душах, как волна,
чтоб сжали кулаки в одной надежде.
что кончится проклятая война!
Не надо больше несмешных и голых:
не много ль чести так пиарить грязь?!
Вставайте грудью, города и села,
всем русским миром Богу помолясь.
Нет Родины без нас...
А нас - без нашей,
навеки дорогой Отчизны, нет.
И за нее - мы наше слово скажем,
и вся Земля услышит наш ответ!

Жанр публицистики. Открытые, искренние стихи, написанные живым и ярким языком, где автор выражает свою позицию, не скрывая ее под иносказаниями. Такие стихи всегда интересны - с ними можно в чем-то поспорить, но они приглашают читателя к диалогу, к размышлению, вызывают симпатию. Это стихи содержания, а не поэтической формы, что и характерно для жанра качественной публицистики. Понравилось умелое включение аппликации - фразы из известной песни, которая здесь именно аппликация  (вспомним, что это такое - уже изучали этот прием в конкурса ТМА!), а не цитата, и не требует заключения в кавычки и даже ссылки.


10. КОРСА. ВЛАДИМИР КОЛЬЧУГИН

В Горловке траур. Все флаги приспущены.
Дочь генерала. Защитник Донбасса.
Корса. Войною и болью закручены
годы борьбы. Жгла огнём метастазы
подлой фашисткой смердящей орды.
Подвиг бессмертен. Тобою горды.

Выполнен долг до конца. Даже смерть
память веками не может стереть.
Корса – защитник свободной страны.
Гонка. Погоня. Разрывы страшны.
Выстоим!– бешено бьётся в груди.
«Время и точность» Мощь «града» трубит.

Смертью излечим посланников ада,
смерть всем наёмникам злобного НАТО,
мир и любовь для Донбасса, Отчизны
даже ценою и собственной жизни.
Флаги приспущены. Памяти день.
Страшной войны уходящая тень.

Сгинет беда. Время вечно героев –
улицы, площади память укроет.
Мы отомстим за Героев России
праведной русской могучею силой.
«Грады» ревут: За Россию! Вперёд!
Русский Донбасс никогда не умрёт.

Ольга Качура с позывным «КОрса» - это единственная женщина, командир артдивизиона ДНР, участвовавшая в боевых сражениях на протяжении 8 лет. Корса в звании полковника умело стреляла из всех видов вооружения и показывала своим подчиненным, которых было 140 человек, как нужно служить в армии и не бояться смерти. Этой женщине, награжденной «Звездой Героя», и посвящено стихотворение, написанное одой. Только вместо канонического для оды 4-х стопного ямба автором выбран 4-х стопный дактиль (100 100 100 100), а строфа - характерный для одической строфы шестистрочник ABABCC. И это уже  интересно: наш участник  не только о содержании стихов подумал, но и  форму подачи этого содержания правильно выбрал. «Выполнен долг до конца. Даже смерть память веками не может стереть. Корса – защитник свободной страны. Гонка. Погоня. Разрывы страшны. Выстоим!– бешено бьётся в груди». Прекрасные стихи!


12. ГЕРОИ В ГРУДЬ СЕБЯ НЕ БЬЮТ. ОЛЬГА БУРЫГИНА

Герои в грудь себя не бьют,
А исполняют долг достойно.
Застенчивы, когда дают
Награды им. Чужда трезвонность* -
Бравада, мишура и блеск.

ДЛЯ НИХ СЛУЖИТЬ РОДНОЙ ОТЧИЗНЕ -
ЧЕСТЬ, ГОРДОСТЬ, БЕЗ ПУСТЫХ СЛОВЕС.
Отважны, доблестны мужчины!
И не всегда, жалея мать,
Жену, детей, ОЗВУЧАТ правду,
Что скоро в бой. И поднимать
Не станут шума. А НАЗАВТРА
Уйдут под зарево войны.

Нить жизни может оборваться
Вдруг для кого-то. Только в сны
Придут к родным,
                и вновь - обратно.

Склоняя головы, почтим
Тех, кто внезапно КАНУЛ В ЛЕТУ
До срока… Господи, внемли:
Спаси от войн людей, планету!

* "Тройная медь" - латинское выражение о неустрашимости,  о твердости духа

Понравилась поднятая тема стихов - мысль, что истинные герои немногословны и не крикливы, для них высшая ценность жизни - служить Отчизне. Идея стихов хороша, а вот подбор слов, исполнение - могли бы  быть лучше, если бы автор еще поработала над текстом. Не удачно по управлению и по подбору слов предложение: «Для них служить родной Отчизне - честь, гордость, без пустых словес». Смысл понятен, а фраза - корява. Да и «родная Отчизна» - масло масляное... «Озвучат правду»... Есть такой глагол в современном разговорном языке, но для использования его в поэзии, тем более, в стихах на конкурс, я бы воздержалась, нужно искать литературные синонимы. Слово «назавтра» здесь тоже неудачно ни по оттенку его смысла, ни по соответствию общему стилю речи данных стихов. Концовка слабее, чем всё стихотворение - там излишний пафос и  неадекватная всему стихотворению лексика выражений «канул в Лету» и «внемли».


14. СОЛДАТСКИЙ ДОЛГ. ТАНЯ ВЕРШИНИНА

Рыдает мать – в руках письмо.
Военкомат. Повестка сыну.
И сердце съёжилось в комок.
По телу боль прошла лавиной.

Ну как же так? Не для того
Одна парнишку я растила.
«Солдатский долг» - сказать легко
И отпустить в войны горнило.

Мальчишка нежно обнял мать,
С печальной на устах улыбкой
«Страну мне нужно защищать,
Чтоб мир настал, хотя бы зыбкий»…

На свете двадцать первый век,
А быть в ладу не научились.
Но где ж твой разум, Человек?
На что свои ты тратишь силы?

Как долго будет зло царить?
Вопросов много – нет ответа.
Слепцам, конечно, проще жить –
«Сложней Творцу. Трудней поэту…»*        *Из Валентина Солоухина

Здесь мне понравился сюжет - очень жизненный и насущный. Язык стихов правильный, с хорошим построением всех фраз, и есть главная мысль, которую произносит сын: «Страну мне нужно защищать, чтоб мир настал, хотя бы зыбкий». Основная часть стихотворения  написана в жанре рассказа в стихах, а концовка - это уже философская поэзия, автор обрывает свой рассказ и начинает размышлять о том, что происходит в мире. В последней строке использована цитата из Валентина Солоухина, которая, как ни странно (произведение Солоухина совсем о другом), очень удачно вписалась в авторскую мысль «слепцам проще жить». И хотя автор употребила слово  «творец» в значении синонима Бога (записала его с заглавной буквы), по смыслу просится написание с прописной - «сложней творцу», то есть, «творческой личности», а не Творцу мира.


16. ВОЙНА - ТЯЖЁЛАЯ РАБОТА. ВИКТОР ИГНАТИКОВ

– А что война? Ну да, стреляют.
Бывает даже горячо.
Никто от бед не избавляет,
Хоть трижды плюй через плечо.
И мы стреляли понемногу,
А как, скажите, не стрелять?
Кому-то надо, слава Богу,
От мрази землю избавлять.

Герои? Не скажу, не знаю.
Титаны – это не про нас.
У нас специфика иная
И нам не надо на Парнас.
Пускай рисуются поэты,
Да щелкопёров стонет рать
А мы уходим не за это
И воевать, и умирать.

Другие на войне заботы,
Галоп с утра и до утра,
Война – тяжёлая работа,
А не исходник для пера.

…Сидит боец, не возникает,
Вздыхает в мирной тишине,
А на груди его сверкает
Медаль за доблесть на войне.

Еще один интересный жанр - эпистолярный. Здесь мы слышим не речь автора, а живой голос  участника боевых действий, который своим собственным, привычным ему языком делится мыслями о войне. Автор никак себя не проявляет, не вмешивается, он только «записывает» для нас то, что слышит. Заметьте, использован не высоко художественный литературный стиль речи, а разговорный, что совсем не означает, что автор стихов может БЕСПРИЧИННО позволять себе в стихотворении безграмотные обороты, ломанные конструкции предложений, нецензурные выражения. Здесь таковых нет, а стихи воспринимаются удивительно живо, запоминаются своим содержанием. «Другие на войне заботы, галоп с утра и до утра, война – тяжёлая работа, а не исходник для пера».


17. РУССКИЙ МИР. ГЕОРГИЙ ШЕЛД (фрагмент)

Нацистской никогда не станет Русь,
Не будет здесь предателей и трусов!
Солдатом русским в вечности горжусь!
Ещё горжусь солдатом белорусским.

Сегодня я татарин и башкир,
Чеченец, осетин и дагестанец,
А завтра буду чукча и мордвин,
И украинец мне не иностранец!

Я бабушка среди голодных псов,
Которая не дрогнет пред фашистом!
Я памятник всем подвигам отцов,
Который так мешает террористам.

Мы все едины раз и навсегда!
Спасибо вам, завистники в Европе.
Вернёт Россия славные года,
Когда объединяются народы.
.............

В этом месте я оборвала текст, так как далее у автора ошибочно пошел иной вид рифмовки строк, что и помешало стихам быть отобранными, кроме того, наблюдается избыток глагольных и параллельных рифм. На мой взгляд, если дать эти стихи в том сокращенном варианте, как я привела их здесь, то они бы произвели на конкурсе лучшее впечатление. Стихи решены в жанре публицистики, написаны интересно, вот только рифмы бы некоторые сделать поточнее...


18. ПРОСТРЕЛЯННЫЕ ДУШИ.  ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ  КАЛУГИН (фрагмент)

.....................
Рождены мы на свет, чтобы честно служить,
Жизнь отдать без раздумий за друга.
И родною землёй каждый миг дорожить,
От «чумы» уберечь и «недуга».                убрать кавычки

Здесь чужие просторы, руины кругом,
В «АД» для нас нараспашку ворота…                убрать кавычки
Утром - капли росы на траве серебром,
Нам пахать до седьмого ЗДЕСЬ пота...

Мать подумает: «Жаль, что родИлась не дочь!»
Ослепит вдруг смертельная вспышка.
Она вместе с тобой поседеет за ночь,
Дожидаясь В БРЕДУ передышки.

Тут повсюду война, без паркетных манер,
Отправляет приказ часто в бездну.
Но я - русский, к тому же ещё - офицер.
Умерев, знаю точно — воскресну!

РАСТВОРЯЕТСЯ группа в ночи В НИКУДА,
Парни смогут достать даже чёрта.
Отработают всё, не оставив следа,
Здесь живые завидуют мертвым...

С диким хрустом ступает война по костям,
Каждый день чью-то жизнь забирает.
Открывает врата она новым  «гостям»                убрать кавычки
И на тридцать замков запирает....

Улетают мальчишки крылами скользя,
Души их удержать мы не в силах.
Дотянуться, коснуться рукою нельзя,
Лишь гвоздики, как кровь на могилах.                ?

Глубокие, насыщенные содержанием стихи, правда, пока еще не до конца автором проработанные. Я привожу только лучший фрагмент произведения, потому что (и это должны всегда помнить начинающие поэты!) многословность и излишний объем не прибавляет стихам, а отнимает у них - лучше написать короче, но насыщеннее по мысли и точнее по выбору нужных сочетаний слов. На примере этих - хороших! - стихов хочу показать вам типичную ошибку многих дилетантов. Здесь все слова, используемые в переносном смысле, автор записывает в кавычках, чего совершенно не нужно делать. Язык поэзии по определению метафоричен, использование в нем специальных выразительных средств - сравнений, метафор, эпитетов, гипербол - это не только нормально, но и типично для поэзии, тропы в кавычки мы не заключаем, потому что читатель поэзии настроен на понимание контекстов, переносных смыслов слов - это главное отличие поэзии от разговорной прозаической речи. А еще в этих стихах есть неверное согласование слов в предложении: «Растворяется группа в ночи в никуда»: если «растворяется», то где? <во тьме>, если  «в никуда», то  нужен другой глагол, например, «уходит  (куда?) в никуда. Во фразе «Дожидаясь в бреду передышки», напрягает слово «бреду» - оно никак не связано с предыдущим содержанием (скорее уж «в бою передышки»). И, наконец, нет ясной смысловой связи между предложениями: «Дотянуться, коснуться рукою нельзя,/Лишь гвоздики, как кровь на могилах» (смысл понятен, но конструкция сложного предложения не удачна).


23. НИКТО БЫ НЕ ПОВЕРИЛ. НАДЕЖДА  САЛОМАТИНА

А снега нынче много намело...
С небес свалилась снежная охапка.
Ступая, ночь на чёрных, мягких лапках
Бесшумно пробирается в село.
И блёклая, потёртая Луна,
Как пуговка на старомодном платье,
Висит на тонкой ниточке из льна,
Над спящим домом в ледяном объятье.

А в доме спит старушка, видит сны -
Как все, погибшие тогда на фронте,
Пришли живыми с чертовой войны
И даже тот, кто воевал на флоте.
Дядь Паша курит трубку у плетня
Немного похудел, согнулись плечи
Его встречают дочки и родня,
А он всё курит и молчит весь вечер.

На Черном море воевал Степан
/Один моряк - почти на всю округу/
Он выпил сходу водочки стакан
И передал Володькиному другу.
А Вовка, льнёт к молоденькой жене,
/Что подорвался на фашистской мине/.
И все они - ни слова о войне
Как будто бы и не было в помине,
Все радуются, громко говорят,
Слегка по спинам хлопая друг друга...

   Никто бы не поверил из ребят
   Что вновь идёт с фашистами заруба.

Эти стихи сначала показались мне не подходящими по теме, но, дочитав их до конца, порадовалась их интересной композиции и сюжету. Строфа с лирическим пейзажем перерастает в рассказ о женщине, вспоминающей своих погибших на прошлой войне близких - они снова, как живые, встают перед нею и - потрясающая фраза! - «И все они - ни слова о войне, как будто бы и не было в помине, все радуются, громко говорят, слегка по спинам хлопая друг друга...». А в заключении дается двустишие, которое сразу же делает жанр гражданской поэзией, а тему стихов - темой нашего конкурса: «Никто бы не поверил из ребят, что вновь идёт с фашистами заруба». Прекрасная работа!


25. ВОЙНА РАССТАВИЛА ВСЕХ ПО МЕСТАМ. НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВА 11

Война расставит всех по местам:
Кого-то к нашим, кого - к врагам!
Кто за спиною, плечом к плечу,
А многих в гробик заколочу!

Свои и наши? Странный вопрос!
Язык и Вера пошли вразнос.
Войну забыли, своих дедОв,
Врагом стал главным - друг Иванов!

Мы ели кашу, кормили вшей.
Берлин, КАК БРАЛИ, кто был главней?
Грузин иль русский, иль белорус,
Казах, татарин или тунгус?

Как прикрывали собой в бою?
В грязи шагали в одном строю.
"Ура" кричали, по-русски все!
Мы жили, братцы, в одной стране!

Какая "кошка" вдруг пробежала?              смена ритма
Страна Великая от ран стонала.
Как крысы, кинулись все с корабля:
«Устали гнуться под клич Кремля!

Мы за свободу пойдём на всё.
На брюхе к немцам мы поползём!
Могилы к чёрту! Мы их снесём.
И вырвем память из всех, живьём!»

Забыли, братцы, Вы Сталинград?
А, краснодонцы? Нам с ними как?
Москва за нами, нельзя назад,
И хлеб ташкентский спас Ленинград!

Ну, что? Кто счастлив: хохол, казах?
И русский парень на небесах...
Враги сломали нам всем хребет,
А без корней, брат, и жизни нет!

Война расставила всех по местам.
Ручьём кровь льётся и тут, и там..
Враги и наши - один народ.
Война погибшим ведёт отсчёт.

Жанр публицистики: автор не от себя говорит, а выступает от МЫ и поучает. Мысли интересные, сюжет наполненный, яркий, но публицистика редко становится образцом поэзии - нам всегда лучше писать стихи от первого лица с минимальным количеством общих призывов - стихи от этого только выиграют! По технике здесь, к тому же, очень подвела 5 строфа - там сменился вид рифмовки относительно всех остальных строф, а это законный повод для неотбора стихов. Еще меня напрягла некоторая разговорная небрежность в построении отдельных фраз: «Врагом стал главным - друг Иванов!» (мысль понятна, но ее выражение - мутное). Или:«Берлин, как брали, кто был главней?» - вместо подразумеваемого «когда Берлин брали, кто был главней?». Да и разговорная фраза в начале: «Кто за спиною, плечом к плечу, а многих в гробик заколочу!» - так себе фраза, не для публикации! А формулировка «И хлеб ташкентский спас Ленинград!» во мне и вовсе родила недоумение. Но зато содержание стихов, их идея - понравились.


27. МИМО. АНДРЕЙ ЭЙСМОНТ

Свистели пули, визжали мины.
Пробиться было необходимо!
От страха сердце в комок сжималось,
И за секунду вся жизнь менялась.

В ушах звенело в той круговерти,
Стрелял как снайпер злой ангел смерти!
Искали пули свои мишени,
И подгибались в траве колени.

И напиталась землица кровью,
Убийца даже не дёрнул бровью.
Была та пуля быстрее ветра,
Полёт привычный – полкилометра…

И в то же время в далёком храме
За сына Бога молила мама.
Дрожало пламя внутри лампадки,
Струился ладан НЕЖНЕЙШЕ-СЛАДКИЙ.

Шептали губы о грешных душах…
Господь был рядом. Тихонько слушал.
В словах - ни капли земной корысти,
Струились слёзы, как росы чИсты.

В земном поклоне склонилась низко,
Родной сыночек так близко-близко.
Ему навстречу - шальная пуля…
Я умоляю, нагнись, сынуля!

Бежал парнишка в цепи солдатом,
Он мамин голос услышал рядом.
И поскользнулся сынок любимый,
А пуля-дура промчалась мимо…

Нестандартно построен сюжет с элементами чуда, мистики, жанр написания стихов близок народному творчеству - к стилю сказаний, для ритмики которых характерна строка сдвоенного 2-х стопного ямба (01 01 0 / 01 01 0) и простейшая попарная рифмовка строк в строфе. Стихи удачны, я бы только остерегла всех авторов от слишком вольного образования нового определения из двух разнокачественных прилагательных - «нежнейше-сладкий». Оба этих слова определяют разные признаки, поэтому в этом случае лучше использовать два разных определения через запятую, а не изобретать неологизм. 


28. ПИСЬМО. ОЛЕГ КОЖАНОВ

Здравствуй, батя! Выдалась минутка
И решил черкнуть хоть пару строк,
Чтобы не казался вечер жутким,
ВЕДЬ ОТ БЕЗДНЫ ГРАНЬ НА ВОЛОСОК.   ???

Знаешь, папа, — битвы на экране
Не покажут ужасы войны.
Это только сидя на диване
Рассуждать легко со стороны.

Да, победа нелегко даётся —
Мы теряем лучших из ребят .
Смерть кругом, и кровь рекою льётся .
Правда в том, что нет пути назад.

Ведь нельзя, пройдя до половины,
Отступить, предав себя и флаг.
В этом все, кто здесь сейчас, едины,
Понимая, друг где и где враг.

К нашей роте  пёс хромой прибился ,
Он уж точно знает, где спасут ...
...А ещё — мне дом сегодня снился,
Ряской затянувшийся наш пруд.

На блиндажных свечках ужин греем,
Здесь опасно разводить костёр .
Главное — мы тут не озверели,
Даже, если ВРАГ ЗОЛ и хитёр.

Может быть вернусь домой в апреле,
Там уже и саду снова цвесть...
Ноги береги, чтоб не болели...
Бать, умру — не запятнаю честь.

Стихи написаны в эпистолярном жанре, это имитация письма воюющего сына своему отцу. Здорово создан речевой образ персонажа - речь проста и незатейлива, но сразу вызывает симпатию к человеку, доброго сердцем, что видно по деталям, которые он упоминает в письме («К нашей роте пёс хромой прибился, он уж точно знает, где спасут», «Ноги береги, чтоб не болели») и с развитым чувством долга, честью («Правда в том, что нет пути назад. Ведь нельзя, пройдя до половины, отступить, предав себя и флаг», «Бать, умру - не запятнаю честь»). Мне очень понравились эти живые и честные стихи, только одной фразы не поняла по согласованию слов: «ведь от бездны грань на волосок». А в трудно прочитываемом предложении «если враг зол и хитёр», я бы переставила слова: «Даже, если зол враг и хитёр».


29. ФЕВРАЛЬ, ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ. СЕРГЕЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  ЖУРАВЛЁВ

Февраль. Двадцать третий. Год спецоперации.
Грохочет оркестр в полях –
Солирует Вагнер, в эфире «овации»,
Врагов лоскуты – на ветвях.

В донбасских шахтёрских руках намозоленных –
Измятые снимки детей.
Уже девять лет до конца не отмоленных,
Промокших от слёз матерей.

Границы амбиций и красные линии
Проходят сквозь судьбы стрелой.
На чёрном граните две белые лилии
Оставил солдат молодой.

Как дед в сорок первом, солдат в двадцать третьем
За близких идёт воевать...
Чтоб "Ангелы" – жили, и больше чтоб детям,
От мин не пришлось умирать.

С 2014 года в Донецкой Народной республике от обстрелов ВСУ погибли 130 детей, пострадали - более 515. Из англоязычной версии Википедии неожиданно исчезла статья об Аллее Ангелов в Донецке, отчего  «любящим мир» европейцам теперь невозможно прочитать об этом мемориале, установленном в честь детей, погибших во время войны в Донбассе. Эти стихи  затрагивают данную трагическую тему, вынудившую Россию безотлагательно начать СВО. «В донбасских шахтёрских руках намозоленных – измятые снимки детей. Уже девять лет до конца не отмоленных, промокших от слёз матерей». «Как дед в сорок первом, солдат в двадцать третьем за близких идёт воевать... Чтоб "Ангелы" – жили, и больше чтоб детям, от мин не пришлось умирать». Сильные стихи!

32. УХОДИМ НА ШТУРМ УКРЕПЛЕНИЙ. СЕРГЕЙ  ГРИГОРЬЕВИЧ  МАРУШКО

С боевыми друзьями
              уходим на штурм укреплений,
По приказу комбата
               берём за редутом редут,
Даже чуткое эхо
               и верные призраки тЕней                прав. "тенЕй"
Вслед за нами в атаку
               уверенным шагом идут.

Беспощадное время
               патронов не даст на пристрелки –
Промахнёшься по цели,
               не скажешь, что плох, мол, окоп;
У виска не секунды,
               а пули ворочают стрелки,
Не прощают ошибок
               мишеней твоих молоко*.                * фон за пределами мишени

Словно дикие шершни
               жужжат над окопами дроны,
Взрыв гранат и снарядов –
               пока недолёт-перелёт...
И шатаются где-то
               врагов ненавистные троны,
Всех мастей кукловодов
               минута бесславия ждёт.

Наше правое дело
               и будет победа за нами,
В давнем споре поставим
               в конце восклицательный знак:
Над воскресшим рейхстагом
               взовьётся российское знамя...
Подвиг прадедов, дедов
               для нас негасимый маяк!

Жанр публицистики - в стихах много патентики, призывов, но выполнено эмоционально и энергично - автор искренне переживает то, что произносит яркими, хотя и знакомыми фразами: «По приказу комбата берём за редутом редут», «Наше правое дело, и будет победа за нами». Стихи заряжают, ложатся на сердце. Есть и очень удачные строки: «У виска не секунды, а пули ворочают стрелки», «Словно дикие шершни жужжат над окопами дроны». Только ударение в одном месте некорректное -  призраки «тенЕй», а не «тЕней».


33. СТИХИ О ВОЙНЕ. СЕРГЕЙ КИМ 4
                декабрь 2022. Дивизион "Невский". Позывной "Учитель".

Зацелую я жену ночью
За всё время, что я ждал встречи.
Зацелую, залюблю точно.
А пока меня мечта лечит.

Батарее дан приказ: целься.
Закипает в жилах кровь, жарко.
Что, айдаровец, замёрз? Грейся.
Поворачивает ствол Малка*.                * артил. установка

На снаряде напишу жирно:
«За детей и матерей», - метку.
Не судьбинушка нам жить мирно.
Заряжай, братва, и бей метко.

Рвётся клочьями земля рьяно.
Крики, раны и стрельба, стоны.
В голове туман – обман пьяный.
Как давно же не был я дома.

Зацелую я жену точно
За всё время, что я ждал встречи.
Зацелую, залюблю срочно.
А пока меня мечта лечит.

Зацелую, залюблю ночью.
А потом родим с женой дочку.

Простые и эмоциональные, близкие для каждого  бойца мысли и чувства, которые , наверное, посещают многих непосредственных участников военных сражений. Они услышаны автором от реального участника боевых действий и положены в основу стихов. Стихи запоминаются своей искренностью и естественностью и благодаря удачно выбранному ритму - вполне могли бы стать текстом новой военной песни.


35. ВАМ, СЫНЫ РОССИИ. НАДЕЖДА ТУМАНОВА

Нас загоняют в угол – не загонят!
Россия выше натовских интриг!
Кто о войне с фашистами не помнит,
Кто памятник Бандере там воздвиг,

Пусть не мечтают, мы и впредь колени
Перед врагом не станем преклонять!
Мы - верные потомки поколений,
Тех, кто стремился Родину спасать!

Вам, наши парни, вам, сыны России -
Мы молимся за вас, и ждём домой!
И, в руки взяв карандаши цветные,
Рисуют дети в праздник флаг родной.

Пусть тяжело, зато мы знаем точно -
Народ России твёрд, могуч, един!
Сильна отчизна! В нашем сердце прочно
Хранится память всех лихих годин.

И пусть предстанут пред судом народа
Те, кто детей безвинных убивал,
Те, кто страну свою бездумно продал,
С позором встав на лживый пьедестал.

Выверенная гражданская лирика - правильным литературным языком, с ясным согласованием слов в предложениях. Стихи профессионала, но меня не оставляет ощущение, что автор не живет тем, о чем пишет, что это совсем не ее тема, она как будто выполняет работу - пишет единичное стихотворение на заданную тему для конкурса, не вкладывая в стихи личного обостренного переживания. Не сильно удивлюсь, если эти четко написанные стихи не отберут судьи. Хотя придраться в них не к чему. Такое вот у меня странное ощущение от этого текста.


38. ЖИВОЙ. ФУРМАН   ИГОРЬ  АНАТОЛЬЕВИЧ

Повисли облака над головой,
Как сахарная вата цвета беж,
Я дома, слава Богу, что живой,
Прошёл, войной отмеченный рубеж!

В кровавой бане дьявол пировал,
И ангелы скорбели на краю.
Ты знаешь, мам, в аду я побывал,
Теперь хочу побыть в твоём раю.

Где тихий сад и с вишней пироги,
Домашний лад и мирный наш уют,
Но не до рая мне, пока враги
Дышать и жить спокойно не дают!

И нету места радужным мечтам,
Ночами всё одни и те же сны,
Здесь жизнь течёт размеренно, а там
Взрослеют в одночасье пацаны.

Пусть будет крепок их стальной редут
И вести об оплаченных долгах,
Домой пусть не "двухсотыми" придут,
С наградами и на своих ногах.

Вздохну немного и туда опять,
Ведь, так же, как и батя, я упрям,
Покуда враг не обернётся вспять,
Не успокоюсь, ты ведь знаешь, мам!

Лютует злая вражеская рать,
Той злобы, как песка не перечесть.
В бою совсем не страшно умирать
За веру, за Отечество и честь!

Не сгину я от раны ножевой,
От пуль, что сыплют, как с небес дожди,
Услышишь мама:«Здравствуй, я живой,
Вернулся сын твой», только подожди!

Очень симпатичные, живые стихи, поднимающие главные темы, написанные в форме монолога персонажа, вернувшегося домой на побывку. Язык без пафоса, без лозунгов,  а очень естественный, искренний. «Ты знаешь, мам, в аду я побывал, теперь хочу побыть в твоём раю», - говорит персонаж, и сам понимает, что «не до рая мне, пока враги дышать и жить спокойно не дают» и что «...так же, как и батя, я упрям, покуда враг не обернётся вспять, не успокоюсь, ты ведь знаешь, мам!». Мне очень нравится, каким точным и простым языком пользуется автор для раскрытия темы, у него даже высокая тема Отечества звучит не газетно, а естественно: «Той злобы, как песка не перечесть. В бою совсем не страшно умирать за веру, за Отечество и честь».


40. ПИСЬМО ЗА ЛЕНТОЧКУ. АЛЕКСАНДРА ФУКС
 
Ты говоришь:«Держись, малыш,
Мы завтра в бой. Не жди звонка».
А я смотрю на крылья крыш
И чувствую, как нить тонка,

Что тянется из-под земли
Сырых окопов, нервных снов
Сюда, где кличут журавли,
И осень крутит листьев сноп.

Ты утешаешь: «Все пучком,
И братья не дадут пропасть».
Но снится, как огромный зверь
Разинул над любимым пасть.

И затираю телеграм
До дыр, до слез, до наизусть.
Пусть есть потери, но не ты!
Я об одном сейчас молюсь -

Вернись, прошу, зайди домой,
Как будто ничего и нет.
И как всегда: «Привет, родной!»
И на плите кипит обед.

Но знаю, что пока бои,
И гибнут братья по полку,
Не долетят слова мои,
И впереди тяжелый путь.

И мы пройдем его с тобой
Плечом к плечу, рука в руке,
Я - здесь, сражаясь за покой,
Ты - за страну на «передке».

Стихи, написанные в том же жанре, что и предыдущие, здесь тоже за автора говорит персонаж, только уже не боец, а та, что ждет его дома и вспоминает бодрые слова любимого, понимая, хрупкость его утешений: «А я смотрю на крылья крыш и  чувствую, как нить тонка, что тянется из-под земли сырых окопов, нервных снов сюда, где кличут журавли» Как же точно эта мысль выражена, причем, средствами поэзии! И еще один чудный фрагмент стихов просто не  могу не процитировать: «Ты утешаешь: "Все пучком, и братья не дадут пропасть". Но снится, как огромный зверь разинул над любимым пасть. И затираю телеграм  до дыр, до слез, до наизусть». Удивительно гармонично и тонко здесь сосуществует разговорная (но грамотная!) речь персонажей и поэтический язык автора стихов. Великолепные стихи!


41. АЛЁША. ЛЕОНИД  ГРУШКО

В стране таких детей немало,
Кто старше, кто моложе.
- Хочу быть русским генералом,-
Признался вдруг Алёша.

Не ради славы и награды
Спешит встречать колонну,
В ней танки едут пушки, грады,
Их мощью парень тронут.

Солдатским он пропитан духом,
Стал к воинству причастен,
Сердечко Лёши бьётся глухо,
Внутри пылают страсти.

Он по-военному заправски
Честь отдал каждой роте,
Взирая гордо, без опаски,
Служить готов в пехоте.

А растопив сердца солдатам,
Был принят тотчас в братство.
И шлем танкиста как награда –
Теперь его богатство.

И убедились генералы,
Что дух поднял он ратный,
Что вклад в победу внёс немалый
Алёша многократно.

Ревут заманчиво моторы,
Порою, даже слишком!
Жизнь отдадут солдаты вскоре
За этого мальчишку.

Переложение на язык стихов реального эпизода СВО. Вернувшись со школы, белгородский мальчик Алеша Павличенко совершает один и тот же ритуал: одевается в солдатскую форму, не забывая про любимый шлем, и несется к дороге, где приветствует российских солдат, проезжающих мимо его дома. Об этом и стихи, написанные очень простым, доступным даже для прочтения детям языком. «Ревут заманчиво моторы, порою, даже слишком! Жизнь отдадут солдаты вскоре за этого мальчишку!»


42. ЗАЩИТНИК ДОНБАССА. ЖАРКОВА  ГАЛИНА

Образцовый отец, муж, товарищ,
Ополченец Шинкарь Владислав.
Возвратился из ада пожарищ,
Героизм в тех боях показав.

Защищал ДНР с батальоном
(Батальон - легендарный «Восток»).
Там земля разрывалась со стоном,
Воевать так не каждый бы смог.

Но в одном населённом местечке,
Под обстрел ПэТэУРов* попал.
Горячо и ужасно, как в печке,
Два часа оборону держал.

Влад был ранен. Спасён военкором.
Жив остался - удача уже!
Благодарность друзьям, волонтёрам
И помощнице - русской душе.

Операции, боли, больницы…
На протезах, но может ходить.
Так вернулся он в строй из столицы
За погибших друзей отомстить.

Не раскис, как плакучая ива,
Энергичен и полон идей.
Заряжает ОН ВСЕХ позитивом.              теперь позитивом
Незнакомых и близких людей.

И его восхищаешься силой,
Продолжает бойцам помогать.
Не застать Владислава унылым,
На коляске сумел фехтовать.

Обучается, спортом увлёкся,
А в мечтах фехтования клуб.
Той идеей он сильно зажёгся,
Всё получится, Влад - трудолюб.

Он привык никогда не сдаваться
И за правду вперёд хоть ползти.
Ведь нельзя нам сейчас расслабляться.
Цель - наш мир от фашизма спасти!

Стихи, рассказывающие о конкретном герое СВО - Владиславе Шинкаре - заместителе командира батальона «Восток»(ДНР), который лишился в бою обеих ног, но остался воином. Четкие и значимые по содержанию стихи в жанре рассказа, выполнены несколько дилетантски: таким языком - языком информации, без использования каких-либо изобразительных средств поэзии, мы все обычно пишем в самом начале своего пути в поэзию, когда наше внимание направлено только на рифмовку фактов. Написаны стихи чистенько, без претензий к выбору слов или к базовой технике, но хочется от них большего - авторских находок, более сложной композиции в раскрытии темы, образности. И поменьше банальных глагольных рифм (попал-одержал, ходить-отомстить, помогать-фехтовать, увлекся-зажегся, ползти-спасти, сдаваться- расслабляться)


43. ТЫ - АВТОР. ТВОЙ ГРЕЙ

Уверяешь, ты - автор всего, что с тобой происходит
От начала времён и до самого Судного дня?

Неожиданно щёлкнет затвор - и часы на исходе,
И по линии жизни ударят пунктиры огня.
Яркой вспышкой - сюжеты из прошлого, как на ладони.
Миг - ни света, ни тьмы… Воскресая в земной борозде,
К мягким складкам Земли ты главу и колени приклонишь
И поймёшь, наконец, кто под солнцем Властитель судеб,
Ощутишь - ты пока не причислен к Небесной пехоте,
Без тебя удаляется в вечность невидимый строй.

Ты единственный автор всего, что с тобой происходит?
Даже если не так, ты - соавтор и главный герой.

В смертный час ты - защитник, наш Ангел Хранитель и воин,
Но не к войнам, а к миру стремится твоё существо,
И, рождённый великой любовью, без страха достоин
Ты предстать перед тем, кто единственный Автор всего.

Стихи, несомненно достойные, глубокие по содержанию, но написаны они на несколько другую тему. Это типичная философская поэзия, где автор обращается вовсе не к СВО и размышляет не о патриотизме, хотя эти стихи можно рассматривать и как тему для размышления об СВО тоже, - они гораздо шире заданной темы. Автор анализирует сущность человека, который в силу своего непонимания и гордыни всегда уверен, что «он единственный автор всего», но это не так, потому что в любой момент «неожиданно щёлкнет затвор - и часы на исходе, и по линии жизни ударят пунктиры огня».  К этой философской мысли постоянно обращаются многие поэты, и не только они - литераторы, художники, режиссеры. Автор стихов, философствуя, дает читателю надежду: «Даже если не так, ты - соавтор и главный герой. В смертный час ты - защитник, наш Ангел Хранитель и воин, но не к войнам, а к миру стремится твоё существо». Стихи замечательные, только не имеющие отношения к теме сегодняшнего конкурса.


45. ЖЕНЩИНЫ МОЛЯТСЯ. АЛЕКСАНДР  ПЕТРОВИЧ  ЗЛЫГОСТЕВ

В пОру такую проснуться мне трудно, -
Осень глухая – зенит октября.
Глянуть в окошко и как-то занудно
Ждать, когда неба коснётся заря.

Где-то не тихий рассвет приласкает:
Взрывы, пожары и тётка с косой
В бледности жуткой людей собирает,
Видно Господь дал экзамен такой.

В тихой глубинке далёкой Урала
Парни уходят в военный ПОХОД.
Новая жатва России досталась,
Женщины молят счастливый ИСХОД.

Да! Загремело! Знать Богу так надо.
Миссию выполнит русский народ.
Враг не дождётся вина с шоколадом,
Русское воинство вышло в ПОХОД.

Стихи персонажа, живущего в местах, далеких от фронта, но ощущение военного времени все равно не оставляет его: «Где-то не тихий рассвет приласкает: взрывы, пожары и тётка с косой», «В тихой глубинке далёкой Урала парни уходят в военный поход». Стихи хороши, хотя еще требуют доработки. Не должны становиться рифмами (последними в строке) одни и те же слова, не должны и однокоренные, а здесь в коротком стихотворении видим сразу два «поход» и рифмующийся с «походом» «исход». Остальное хорошо. Разве что «вино с шоколадом» показалось неожиданной метафорой.

*****************************************
На этом всё. Низкий поклон и уважение всем, кто поучаствовал в конкурсе. Позвольте и мне в заключение этой статьи высказаться на поднятую тему своими стихами:

Слово поэта - колокол,
Истина в нём звучит.
Долгой печали около
Ходит война. Горчит
Вкус её вод постылых.
Дьявол взрастил рабов,
Совесть из них он вынул:
«Пусть их оставит Бог!»...

Всадники тьмы жестоки -
Алчут рубить и жечь,
Крови людской потоки
Льются, исходит желчь.
Чтоб в эпицентре бури
Рушились города,
Стаи безумных фурий
В пыль обращают дар
Жизни правдивой - светлой...
Холодно и темно,
Там, где был храм - лишь пепел,
Там, где подъём был - дно.

Истинно: нету горше
Бедствия, чем война!
Сердце недаром ропщет,
Злое терпеть устав.
В праздных забавах живший
Чает умчаться прочь,
Плод не оставив, - нищим
Грешником канет в ночь!

...Слово поэта - колокол,
Что созывает в бой.
Если не я, то кто другой
Высветлит путь земной?...

С уважением, ваша Алкора, 02.03.24.