Раскрашенный мир

Алиса Михалева
  Куда уходят корни духовной поэзии и прозы? Можно ли их найти и вот однажды я узнала что в Иудейской религии, из которой и вышло христианство существовало свое предание, называемое Агада. Рассказать о мировоззрение агадистов вряд ли возможно, их отношение к человеку, и к миру в целом отличается у разных учителей или "или хранителей преданий".
   Агада составляется из разнообразных элементов авторами жившими в разные эпохи, в разных странах, находящихся под влиянием разных взглядов. Один превозносит занятие ремеслом и земледелием. Другие обучают только Торе, но в тоже время можно говорит об общем духе. Агада прошлого проповедь строгой умеренности и воздержания не доходящие до аскетизма и отречения от жизни: Сторонников или противников следующих добродетелей, строгая справедливость, миролюбие, смирение, уступчивость и благотворительность во всех видах. "Особенно посещение больных и погребение умерших независимо от вероисповедания". Уважение к человеку и к старикам особенно.

   В течение многих веков агада была весьма весьма популярной трибуной и формой духовного почтения, трибуной, эстрадой, сатирой, хвалебным гимном. По своему составу агада очень разнообразна, но в значительной степени она построена на символических формах повествование. Апеллирует к таким жанрам: притчи, басни, парабола, гипербола. Один из приёмов агадистов в использовании библейских стихов для сочинения монологов и диалогов. Рассматривая какой-нибудь факт они излагают свои мысли по поводу данного библейского факта: исходя из своего времени и способа мышления, но в виде диалога или беседы между действующими лицами. Приспосабливая его к конкретному случаю, при этом вкладывая в уста одного из героев свои собственные мысли.
   Часто критического свойства и не кого не щадя имея большую смелость. Самая любимая форма парабола "машал" её используют когда хотят какую-то отвлечённую мысль пояснить примерами из практической жизни. Часто прибегали и гиперболе "гомза" где фантазия не имела не каких границ.
 В агаде различают два вида басен "эзоповская" известная под названием басня о лисе. И короткие рассказы об остроумных и ловких людях и их проделках "басня масляника".

  В агаде разбросана масса практических сведений по всем областям знания: по географии, зоологии, ботанике, анатомии и прочим. Также в агаде не мало исторических рассказов и переписанных без всякого угрызения совести. Времена и события, люди одной эпохи плавно переходят в другую. Очень близко с агадой связаны "стихотворения в прозе" небольшое по размеру прозаическое по структуре произведение "прозаическая миниатюра" обладающая рядом признаков присущих стихам и рассказам.

   В старой русской литературе "духовные стихи" включены в нишу народной поэзии с эпическими, лирика - эпическими, историка - социологическими, историка - бытовыми былинами и являются песенным религиозным эпосом, восходящим к библейским, агиографическим "жизнеописание святых" и апокрифическим сюжетам. В некоторых исследованиях "духовные стихи" эпического склада примыкают или могут примыкать к былинам, под общим названием старин.
  Духовные стихи в основном записывались, записаны, взяты у знаменитых сказителей, "Стихарей",  по крайней мере тех, которые делились своим наследием, творчеством. Художественные версии "подобных стихов" могут отличаться подробностями и стилистическим своеобразием исполнителя, но их основные идеи, несмотря на родственный книжный источник, обработаны и обработаны по законам народного фольклорного творчества, - его ритмами, мотивами и речевыми формами. Распространены две формы: устная и письменная.

  Отмечается что у старообрядцев, письменная форма распространена более, чем устная. Духовные стихи могут быть, поэтической летописью показывающею жизнь общины "согласия" её отцов. старейшин, а также её переселения. Духовные стихи хранятся в печатных и письменных ситовниках, их переписывают кириллической азбукой, например "федосеевцы", но из-за утраченных или забытых мотивов исполняют как стихи. Хотя - благочестивые народные песнопения - обнаруживают в себе: сострадание, проникновенность, созвучие русской душе.
  В храмах исполнение "духовных стихов" запрещалось уставом, а потому исполнялись, на свадьбах, вечёрках, поминках, домашнем быту, процессе труда. Духовные стихи эпического плана вышли из ветхозаветных и новозаветных мотивов и строились вокруг библии, а также обживали народные предания.

  Известны духовные стихи письменной традиции с 15 века "стих об Адаме". Формирование духовных стихов продолжалось как жанра до 17 века, когда они расцвели в среде старообрядцев и сектантов. Настоящее же утверждение в русской и мировой литературе духовные стихи получают в 19 веке, благодаря известным собирателям подлинного народного фольклора - П. В. Киреевского, И. М. Снегирёва, А. Н. Афанасьева, В. И. Даля.
  Современные духовные стихи выходят за рамки фольклорных сборников, крестьянских дневников, меморатов, старообрядческого фольклора и получает новое развитие. Особенно в наше время. Мне кажется что любой глубоко верующий человек способен написать что-то подобное.
  Былины - эпический жанр русского фольклора, представляющий из себя повествование о давних временах, бытовавшее в песенной форме. В основе сюжета - историческое событие, подвиг, героическое деяние, переданное не в сугубо реалистическом ключе, а с использованием элементов фантастики и гиперболы и других жанров. Как жанр устного народного творчества, былины передавались от сказителя к сказителю. Парой новые исполнители меняли текст, обогащая его новыми подробностями.

  Торжественность былины подчёркивалась не только способом её исполнения: речитатив, но и структурой и композицией текста. Для замедления темпа повествования использовались повторы "главным образом лексические, синонимические,, но и синтаксические - повтор целых конструкций". Зачастую окончание одного стиха дословно повторялось в начале следующего. Повествование отмечалось и подробными описаниями различных действий и ритуалов, в частности - воинских, семейно-бытовых.
  А также сюда можно включить "Амебейную композицию" - попеременный, чередующийся - особый вид композиционного параллелизма на основе расширенной "анафоры"  заключающийся в повторение синтаксических рядов в части поэтического произведения или на всём его протяжении;  при этом синтаксические ряды связаны между собой не только собственно  анафорой "в начале стиха", но и "внутренней анафорой" внутри стиха. В основе этого приёма лежит фольклорный приём поочередного исполнения песни двумя лицами или двумя хорами.
  Первая форма заключается в синонимической вариации выраженней в смежных параллельных строках.
  Вторая форма выражается  в психологическом параллелизме - сопоставлении явлений природы и душевного состояния.
  Третья форма этого приёма заключается в последовательном  чередование вопросительной и ответной интонации.
  Исполнение песни, стихотворения двумя и более лицами подводить нас к приёму:
  "Анжанбеман -перескок" несовпадение синтаксической и ритмической паузы в стихах, когда конец фразы или колона не совпадает с концом стиха "или полустишия или строфы"  приходиться немного позже, или, и раньше также может быть и позже и раньше. Где-то по середине стихотворной строфы.
  При редком употребление Перескок служит резким выделительным средством, при частом - наоборот, средством создания небрежной разговорной интонации.


                Раскрашенный мир Продолжение


                http://stihi.ru/2024/03/06/3644