Всюду жизнь!

Наталья Радуль
Вот поезд вдруг остановился..
В окне видны решётки прутья,
Народ собрался, умилился
И птичек кормит на распутье.

Младенец божий, мать-мадонна,
Сюжет, как будто Рафаэля:
Иосиф с бородой у "трона" ,
Жестки, наверно, нар постели.

Толстой не зря так восхищался,
Оглядывая  полотно -
Сюжет в России повторялся
Из года в год, давным-давно.

Их радость нежная на лицах,
Да, люди живы даже здесь!
Гулят, клюют кормежку птицы.
Куда отправят всех? Бог весть..



«Всюду жизнь» — самое известное полотно кисти Николая Ярошенко. Картина была написана в 1888 году и экспонировалась на 16-й выставке передвижников.

Сюжет картины прост: возле окна арестантского вагона собрались несколько человек и кормят хлебом голубей. О том, что изображены заключённые, говорит не только решётка на окне, но и то, что головы мужчин наполовину обриты — так в России, начиная с петровских времён, метили ссыльных и каторжан, затрудняя возможность побега.

Полотно имеет необычный формат — его высота (2,12 м) в два раза больше ширины, так что фрагмент вагона написан почти в натуральную величину. К тому же на выставке передвижников картину разместили на торцевой стене длинного зала и довольно низко. Всё это сделало изображение невероятно реалистичным.

У Ярошенко в образах арестантов нет ничего отталкивающего. Даже в неволе они сохранили человечность, в их лицах нет жестокости, грубости, поэтому зритель невольно задаётся вопросами: неужели эти люди — злодеи? Справедливо ли их осудили?


Картина была написана под влиянием толстовских идей и, в частности, под впечатлением от рассказа Льва Толстого «Чем люди живы?». Первоначально Николай Ярошенко хотел назвать полотно «Где любовь, там и Бог». Сам Толстой отозвался о картине так: «Как много она говорит сердцу».