Веселые ребята на земле и в небесах

Конкурс Стихов Дуэт
«Весёлые ребята» не только название вышедшей на экраны в 1934 году легендарной музыкальной комедии, посвящённой истории джазового музыканта, роль которого сыграл Леонид Утёсов. «Весёлыми ребятами» назывались два самолёта Ла-5Ф, подаренные в годы войны оркестром Леонида 5-му гвардейскому истребительному полку. Достойный пример для подражания для нынешних высокооплачиваемых «звезд» российского шоу-бизнеса. 
Леонид Осипович Утёсов (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн) — советский эстрадный артист — актер, певец, чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансье  — родился 10 [22] марта 1895.
В 1928 году в Париже, где Утесов с женой и дочерью был в качестве туриста, он услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его театрализацией исполнения. По возвращении в Ленинград Утесов «загорелся» идеей создания собственного «Теа-джаза» (позднее Государственный джаз-оркестр РСФСР, Государственный эстрадный оркестр РСФСР).
В книге «С песней по жизни» Утёсов напишет: «Ясное дело, хорошо было бы собрать таких музыкантов, которые уже играли в джазовой манере. Но собирать было некого — в джазовой манере играл у нас один только я…». В действительности дело обстояло несколько иначе. Матвей Гейзер в своей книге «Леонид Утёсов» цитирует близкого друга артиста — саксофониста оркестра Аркадия Котлярского: «У Утёсова был хороший слух, и он свободно подбирал на скрипке любую мелодию. Вообще же, какой бы инструмент он ни брал в руки, у него почти сразу что-то получалось. Он научился подбирать мелодии на сопрано-саксофоне, на трубе, и даже научился читать партитуру, хотя вначале не знал нот. Но «подбирать мелодии» еще не означало умения играть джаз».
Утесову не без активной помощи Якова Скоморовского удалось переманить нескольких музыкантов из других оркестров и театров. Вскоре, как в настоящем джаз-банде, в оркестре Утёсова было десять музыкантов: группа саксофонов, тромбонист, трубач, контрабасист, пианист, гитарист, скрипач, барабанщик. Утесов настаивал на включении в представления элементов театрализации, чтобы участники состава были не только музыкантами, но и актёрами.
Например, тромбонист Иосиф Гершкович ни за что не хотел опускаться на одно колено и при этом играть на тромбоне, но уже после первого представления, когда Гершкович выполнил этот «трюк», имевший огромный успех у публики, он умолял и дальше давать ему подобные роли. Так был создан образ весёлого тромбониста, который не может усидеть на месте, когда слышит музыку. Были придуманы театральные образы и другим музыкантам — от весёлых и жизнерадостных до мрачных и пессимистичных. Для репетиции шести произведений дебютного выступления потребовалось семь долгих месяцев. Репетировали ежедневно — Утёсов стремился, чтобы музыканты знали пьесы наизусть и не тратили время на перевёртывание нотных страниц, которое, по его мнению, уничтожает лёгкость игры во время концерта. Однако мемуаристы единогласно отмечают, что сам Утёсов овладел нотной грамотой только к середине тридцатых годов и его природной музыкальной одарённости было явно недостаточно, чтобы реализовать джазовый проект.
Предприимчивый Утесов обратился за помощью к блестящему классическому трубачу-виртуозу Якову Скоморовскому. Имея непререкаемый авторитет среди коллег, Скоморовский привлёк ведущих исполнителей из нескольких ленинградских театров и, по сути, стал музыкальным руководителем нового коллектива, а Утёсов осуществлял художественное руководство, участвовал в постановке программ и был в роли «аккомпанируемого солиста» — актёра, исполнителя песен и дирижёра на концертах.
И вот наступило долгожданное 8 марта 1929 года — день дебюта джазового оркестра на сцене ленинградского Малого оперного театра, который музыканты преподнесли как подарок к Женскому дню. Об этом выступлении Утёсов вспоминал как о самом радостном и значительном дне в его жизни.
Концерт начался с фокстрота, а продолжился музыкой разных народов: южноамериканской песней «Чакита», грузинской «Где б ни скитался я» и русской «Волжские любовные страдания». Критик Симон Дрейден описал свои впечатления в журнале «Жизнь искусства»: «И вот — теа-джаз. Прежде всего — превосходно слаженный, работающий, как машина — чётко, безошибочно, умно, — оркестр. Десять человек, уверенно владеющих своими инструментами, тщательно прилаженных друг к другу, поднимающих «дешёвое танго» до ясной высоты симфонии».
Но Российская ассоциация пролетарских музыкантов не оценила творчества джаз-банда и не поскупилась на броские слова в своих отзывах: «Джаз Утёсова — это профанация музыки!», «Джаз — это кабацкая забава», «Джаз Утёсова — это проституция в музыке», «Что за инструмент саксофон? Выдумка американского кабака». Тем не менее оркестр стали приглашать на выступления в институты, дома отдыха и культуры.
Успех был значительным, однако уже в процессе подготовки первой программы стало очевидно, что творческие принципы Скоморовского и Утёсова расходятся. Будучи актёром и шоуменом, последний настойчиво внедрял идеи театрализации и развлекательности, в то время как участники оркестра ориентировались на раскрытие широких инструментальных возможностей исполняемой музыки. Однако Утёсов не считал нужным прислушиваться к их мнению, что привело к конфликту, и, несмотря на триумфальную премьеру, ряд музыкантов во главе со Скоморовским покинули коллектив. Вскоре Скоморовский создал «Концертный джаз-оркестр» на Ленинградском радио с очень высокой профессиональной репутацией, который Дунаевский считал наиболее профессиональным студийным коллективом и приглашал озвучивать музыку к кинофильмам «Волга-Волга», «Цирк», «Вратарь», «Искатели счастья» и «Девушка спешит на свидание».
Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Исааком Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза»  джазовые «рапсодии» — обработки русских, украинских и еврейских песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. В содружестве с И. Дунаевским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Массом и Н. Эрдманом Утесов создал эксцентрические музыкальные комедийные обозрения — «Джаз на повороте» (1930), «Музыкальный магазин» (1932) и др.
Вскоре из Америки вернулся Сергей Эйзенштейн и его ученик Григорий Александров, который предложил Утёсову и его джазу участвовать в создании музыкальной кинокомедии. В 1934 году на экраны страны вышел кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли — бесшабашного пастуха — и с участием его оркестра (музыку к картине писал И. Дунаевский, тексты песен — В. Лебедев-Кумач). Успех фильма превзошел все ожидания и принёс Утёсову неимоверную популярность по всей стране. В газетных же рецензиях исполнитель главной роли даже не был упомянут. Утёсов так иронически комментировал несправедливое отношение к себе: «Когда отмечалось пятнадцатилетие советского кино, Г. Александров получил орден Красной Звезды, Любовь Орлова —  звание заслуженной артистки, а я — фотоаппарат».

Документ №4. Запись беседы И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, Л.М. Кагановича, А.А. Жданова с Б. Шумяцким во время просмотра кинофильмов «Челюскин» и «Веселые ребята» 13–14 июля 1934 г.
И.В. Ну, что дальше будем смотреть?
К.Е. Давайте картину «Веселые ребята».
И.В. Что еще за картина?
К.Е. А это интересная, веселая, сплошь музыкальная картина с Утесовым и его джазом.
Б.Ш. Но только у меня всей нет. Она заканчивается сегодня. Могу показать лишь начальные (три) части.
И.В. Он нас интригует. Давайте хотя начальные.
Л.М. Но ведь Утесов — безголосый!
Жданов. К тому же он мастак только на блатные песни.
К.Е. Нет, вы увидите. Он очень одаренный актер, чрезвычайный весельчак и поет в фильме здорово. Фильма исключительно интересная.
Б.Ш. Мы его заставили и играть и петь по-настоящему.
Л.М. А как вы это достигли?
Б.Ш. Рассказал про технические возможности звукового кино.
И.В. Раз интересно, давайте посмотрим.
Во время просмотра этой части «Веселых ребят» стоял гомерический хохот. Особенное реагирование (Иосифа Виссарионовича, Клементия Еф., Лазаря Моисеевича и Жданова) вызывали сцены с рыбой, пляжем и перекличкой фразы — «Вы такой молодой и уже гений!», «как же можно», «привычка». Очень понравился марш, пароход, перекличка стада и пр. Начали спрашивать, кто снимал и где.
Л.М. Неужели это сделано у нас в Москве? Сделано ведь на высоком уровне, а говорили, что эта ваша Московская фабрика — не фабрика, а могила. Даже в печати об этом часто говорят.
Б.Ш. Это говорят у нас только скептики, пессимисты, люди, сами мало работающие.
И.В. Скажите просто бездельные мизантропы. Таких ведь около всякого дела имеется еще не мало. Вместо того, чтобы в упорной работе добиваться улучшения дела, они только и знают, что ворчат и пророчествуют о провалах.

В 1937 году джаз-оркестр Утёсова представил новую программу «Песни моей Родины». Программа шла несколько лет, вплоть до 1941 года. В 1939 году вышла первая книга Утесова «Записки актёра».
Существуют многочисленные интервью с музыкантами того времени, которые свидетельствуют об их уверенности в том, что в Теа-джазе они играли настоящий джаз. При всём уважении к этим талантливым людям, их мнение нельзя признать бесспорным из-за специфического понимания ими джаза, и, главное, из-за характера исполнения. Историю Теа-джаза можно проследить и прослушать уже с первых его программ, записанных на студии Музтреста, начиная с 1932 года. Из этих ранних записей видно, что вряд ли кто-либо из «старых» утёсовцев (Аркадий Котлярский, Яков Ханин, братья Фрадкины, Леонид Дидерихс, Орест Кандат, Эмиль Гейгнер, Александр Ривчун и др.) в полной мере владел в то время искусством джазовой импровизации и метроритмики.
Утёсов мечтал превратить оркестр в полноценный театр, но война изменила его планы. Москва опустела: началась эвакуация и Джаз-банд Утёсова отправили в Свердловск. Теперь музыкантам приходилось работать не на сцене, а на любой площадке, иногда даже на грузовой машине. В годы войны Леонид Утёсов многократно выступал на фронте перед бойцами, попадая время таких поездок в опасные ситуации и под бомбёжки.  С 1942 года на афишах к имени Леонида Утёсова приписывали почетное звание «З. а. р.» — заслуженный артист республики. Новый, 1944 год, музыканты встречали уже дома.
К 800-летию Москвы в 1947 году оркестр Утёсова подготовил оркестровую фантазию «Москва», в финале которой впервые прозвучала песня И. Дунаевского «Дорогие мои москвичи!».
После войны в СССР вместе с пластинками, фильмами и концертами гастролирующих артистов стала распространяться западная музыка, а джаз по идеологическим соображениям снова подвергся критике. Партийные функционеры посчитали такую тенденцию крайне опасной и ослабляющей политическую устойчивость советских граждан. Утёсов был вынужден переименовать коллектив из «Джаз-оркестра Утёсова» в «Эстрадный оркестр РСФСР», изменив название, но не суть коллектива. В 1952 году журнал «Советское искусство» опубликовал статью с голословными обвинениями в адрес джаза: «В джазе старые, добротные, прекрасные инструменты используются самым отвратительным образом, извращающим их природу, их естественную благородную звучность. Исполнительский стиль джаза построен на варварском искажении привычных для нашего уха звучаний, на подчёркнуто грубых синкопированных ритмах, на надуманных, неестественных тембрах оркестровых инструментов. Разве может в «устах» подобного оркестра прозвучать без искажения советская массовая песня?»
Утёсову заявили, что в его оркестре слишком много саксофонов, — пришлось заменить американские «подозрительные» инструменты на флейты и кларнеты, исключили из репертуара все произведения, где был малейший намёк на американскую музыку. Теперь оркестр исполнял вальсы, польки и марши, избегая танцевальной музыки. Только после смерти Сталина в 1953 году Утёсов мог иногда позволить оркестру исполнить один фокстрот, который назывался «Песня американского безработного». Когда в зале раздавалась ритмичная музыка, публика аплодировала и неистовствовала, а потом просила несколько раз повторить песню на бис. В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена юбилейная программа «Тридцать лет спустя».
В 1966 году после празднования своего 70-летия Утесов принял решение покинуть сцену (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1-2 песни). В оставшиеся 16 лет жизни он написал ещё одну книгу мемуаров — «Спасибо, сердце!» — руководил Государственным эстрадным оркестром РСФСР, снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену.
В декабре 1981 года состоялось последнее выступление Леонида Утёсова. Народный артист СССР Леонид Утёсов скончался 9 марта 1982 года в Москве, потрясенный смертью дочери Эдит и пережив ее только на полтора месяца.

http://stihi.ru/2024/03/07/3359