Берег письменного стола Ильи Сельвинского

Александр Костерев
В 1933-1934 годах Сельвинский в качестве одного из собственных корреспондентов газеты «Правда» принимал участие в освещении арктической экспедиции на ледоколе «Челюскин», а на основе собранного материала сочинил эпопею «Челюскиниана» (1937-1938).

Документ №13. Спецсправка секретно-политического отдела ГУГБ НКВД СССР о настроениях среди писателей. 09.01.1937.
Несколько дней тому назад на даче у Сельвинского собрались: Всеволод Иванов, Вера Инбер, Борис Пильняк, Борис Пастернак, — и он им прочел 4000 строк из своей поэмы «Челюскиниана».
«Чтение, — рассказывал Сельвинский, — вызвало большое волнение, серьезный творческий подъем и даже способствовало установлению дружеских отношений. Например, Вс. Иванов и Б. Пильняк были в ссоре и долгое время не разговаривали друг с другом, а после этого вечера заговорили. Намечается творческий контакт; чтения начинают входить в быт поселка, — говорит Сельвинский. Реальное произведение всех взволновало, всколыхнуло творческие интересы, замерзшие было от окололитературных разговоров о критике, тактике союза и т.д. Живая струя появилась».

Документ № 356.
Записка Мехлиса — Молотову, Кагановичу, Жданову о поэме Сельвинского «Челюскиниана». 28.12.1937 «О ПОЭМЕ СЕЛЬВИНСКОГО»
В связи с запиской поэта Сельвинского на имя тов. Молотова сообщаю следующее:
Глава из поэмы «Челюскиниана» посвящена литературному портрету товарища Сталина. В свое время Сельвинский вел переговоры по этой поэме с Боговым. «Правда» не согласилась тогда печатать эту поэму в присланной редакции. То, что сейчас Сельвинский выдает за поэму о товарище Сталине, резко отличается от первоначального текста. Наиболее чудовищные, безграмотные места автор либо выбросил, либо смягчил. Вся вводная часть поэмы написана Сельвинским заново.
Сельвинский — формалист, он пишет на языке, совершенно непонятном массам. В его стихах много кривлянья, в погоне за хлесткой фразой он совершенно не считается с содержанием. Даже в последнем варианте поэмы о Сталине, значительно исправленном, он все время величает Сталина — Сосо.
В поэме имеются хорошие места, но в целом она написана таким языком, что читать ее чрезвычайно трудно. Многие места не поймет широкий читатель, некоторые носят двусмысленный характер. Я полагаю, что Сельвинскому надо еще поработать над поэмой, главным образом, в сторону превращения ее в произведение, доступное широкому читателю.
Л. МЕХЛИС

Резолюция Молотова: «Т.т. Кагановичу, Жданову. По меньшей мере это надо сделать, не допуская в печать без переделки «Поэмы» и без новой ее проверки. В. Молотов». Впоследствии Сельвинский переработал поэту в роман «Арктика», вышедший в 1957 году.

Перед началом войны Сельвинский заведовал отделом поэзии журнала «Октябрь» (1937-1941) и кафедрой поэзии Литературного института им. А.М. Горького (1938-1941),
Сельвинский служил в армейских газетах Крымского (август 1941 – январь 1942), Северо-Кавказского (январь 1942 – февраль 1944), Прибалтийского (апрель – август 1945) фронтов, принимал участие в боевых действиях, был дважды ранен. Окончил войну в звании майора. Патриотическая лирика военных лет представлена в сборниках «Баллады, плакаты и песни», 1942, «Военная лирика», 1943, «Крым. Кавказ. Кубань», 1947.       
Награжден тремя орденами Трудового Красного знамени, орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени, боевыми медалями.      
В периоды 1944-1945 г.г. и 1954-1968 г.г. преподавал и руководил творческим семинаром в Литературном институте, и эта работа нашла отражение в книге «Студия стиха» (1962) и посмертном сборнике «Я буду говорить о стихах» (1973). 
В конце двадцатых Сельвинский обратился к жанру стихотворной пьесы и взялся за создание своего поэтического театра. В 1929 году в ГосТИМе осуществлена постановка пьесы «Командарм 2», с акцентом на трагический конфликт между личностью и революционной целесообразностью героизма масс. Актуальные проблемы эпохи находили отражение в прозе Сельвинского: «Пао-Пао», 1933, «Умка ; Белый медведь, 1935, «Рыцарь Иоанн», 1939, «Генерал Брусилов», 1942, «Бабек», 1946, трилогия «Россия», 1944-1957 и др.
В 1950-1960 г.г. вышло в свет около десяти сборников стихов Сельвинского, а также стихи и песни на виниле.
Посмертно увидело свет шеститомное издание собраний сочинений Сельвинского (1971-1974), пластинка фирмы «Мелодия» 1980 года «Берег письменного стола» и другие записи Сельвинского на виниле. Сельвинский умер 22 марта 1968 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище:   

Не знаю, как кому, а мне
Для счастья нужно очень мало:
Чтоб ты приснилась мне во сне
И рук своих не отнимала,
Чтоб кучевые две гряды,
Рыча, валились в поединок
Или петлял среди травинок
Стакан серебряной воды.
Не знаю, как кому, а мне
Для счастья нужно очень много:
Чтобы у честности в стране
Была широкая дорога,
Чтоб вечной ценностью людской
Слыла душа, а не анкета,
И чтоб народ любил поэта
Не под критической клюкой.