Дир Туманный. Герой района

Александр Костерев
Отец-основатель русского футуризма — Давид Бурлюк, — оказался не только самобытным художником и поэтом, но недюжинным организатором, тяготеющим к семейному бизнесу — издательской деятельности: в 1914 году начал издавать «Первый журналъ русскихъ футуристовъ», а спустя 10 лет в Нью-Йорке в издательстве «Китоврас» (в славянских апокрифах это крылатый конь с человеческим торсом) — поэзию и живопись русских футуристов под удачным брендовым девизом: «За 5 центов — то, что всюду стоит 1 доллар»!
В эмиграции Бурлюк одним, чудом сохранившимся глазом, сумел не только разглядеть, но и зажечь целое созвездие блестящих представителей новой русской литературы и живописи СССР. Так в книге «Сегодня русской поэзии» 1924 года, изданной «Китоврасом» в Нью-Йорке, нашлось место не только американской, но и «Московской Америки» Дира Туманного (Николая Панова):
 
Самогонки ковшик мне отмеряй-ка,
А потом бери стакан и пей!
Вот она — Московская Америка,
С языком и нравами степей!
Год назад грабители не эти ли
Надрывались за фунты муки?
Выползайте на поминки добродетели,
Проститутки, босяки и «рыбаки»!
Эй, приятель! Испугался, видно, ночи то,
Что нахмурился, волнуясь и ворча?
Видно лучше жизнь голодного рабочего,
Чем нетрудная работа по ночам?
Под рукой бутылочка со втулочкой,
И торчит за пазухой наган.
Буду ждать в укромном переулочке
Не пройдет ли старая карга.
Мне приятней чистки старых шляп,
В январе, от холода дрожа:
— Выворачивай карманы, барышня,
Под угрозой засапожнаго ножа!
Не умею разводить амуры я,
Да такая жизнь и не по мне.
Буду жить, пока солдаты хмурые
Не приставят к каменной стене.
На дорогу мне бутылочку отмеряй-ка,
А потом бери стакан и пей!
Вот она — Московская Америка,
С языком и нравами степей!

Литературный дебют Николая Николаевича Панова (1903—1973) — поэта и писателя-мариниста — состоялся в 1918 году под псевдонимом Дир Туманный. В 1920 году он, в качестве молодого представителя русского поэтического авангарда, был одним из организаторов литературной группы «презантистов», затем входил в «Группу ЛЦК» (Литературный центр конструктивистов), основанную И. Л. Сельвинским, К. Зелинским и А. Чичериным в 1924 году в качестве «жанрового конструктивиста».
«Туманному, — как писала одногруппница по ЛЦК Вера Инбер, — с его сюжетным мозгом и авантюрной душой, легко было начать работать в нашем плане, гораздо легче, чем, например, Агапову. На Агапова Сельвинский наваливался прессом, выжимая из него лирическую подливку.  Туманный же по природе сух и выжимать было нечего. Авантюрный сюжет владеет Туманным: иногда в его вещях слишком много авантюры и слишком мало сюжета. Образовывается как бы авантюрный тупик, от которого Сам Туманный смеется, а Сельвинский плачет. Но несмотря на все это, мы тесно связаны с Туманным «зеленым шарфом» и надеемся, что шарф этот будет все шириться и крепнуть».            
В 1922 году Николай Панов окончил Московский институт журналистики, а в 1928 — факультет права МГУ. В период 20-ых — 30 годов Туманный (Панов) выпустил четыре книги стихов: «Московская Америка. Первая книга стихов» (1919-1923), «Человек в зеленом шарфе. Вторая книга стихов» (1924-1927), «Враг своей тени: Третья книга стихов» (1928 - 1931), «Ночь влюблённых. Поэмы» (1934).

Не мечтами эфиромана
Создается глубь романа,
Не в читальне и кабинете
Создается поэмы глубь —
Стих куется в сыпном вагоне,
Стих куется в бреду погони,
В орудийном неверном свете,
На камнях, на полу, в углу…
(Человек в зеленом шарфе. Поэма приключений).

Следующий сборник стихов и поэм, ввиду увлечения Туманного прозой, увидел свет только спустя тридцать лет — в 1964 году.   
Дир Туманный сочинял прозу в жанрах фантастики и «революционных приключений» в традициях «красного Пинкертона», изображая деятельность иностранных компартий, «крепнущих в борьбе с империалистической реакцией, рост революционного сознания в Америке и Китае»: «Дети чёрного дракона», (1925), фантастический роман «Всадники ветра (Двойники)» (1925), «Герой района. Пьеса в трех действиях, для рабочих клубов» (1927), «Тайна старого дома. Роман приключений», (1929), «Чёрное золото», «Юбилей доктора Фрайса» (1930), «Новеллы», (1935), «В будущей Москве», «Путешествие в Москву» (1934—1937).
В 1934 году принят в члены Союза писателей СССР.
В годы Великой Отечественной войны Николай Панов — стал бойцом дивизии народного ополчения, затем стрелковой дивизии на Западном фронте. С 1942 — служил начальником литературного отдела редакции газеты «Краснофлотец» на главной базе Северного флота Полярном. Участвовал в боевых походах кораблей Северного флота. В 1943 — в звании интендант 3 ранга, в 1944 — капитан административной службы. После Великой Отечественной войны приобрёл широкую известность как автор приключенческой прозы и произведений о военных моряках: роман «Страстное желание» (1952) был посвящён «героическому труду рабочих-металлургов»; роман «Колокола громкого боя» (1959) — боевой учёбе моряков в мирное время.
Наибольшую популярность завоевали его повести из трилогии «Орлы капитана Людова» («Голубое и чёрное»; «Боцман с "Тумана"» и «В океане») про разведчиков Северного флота, неоднократно переизданные как в советское, так и постсоветское время. Ряд его книг также был переведён и издан в 1950—1960-е годы в европейских социалистических странах (Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Болгария и ГДР).