Красота и трагизм одного из моих одиночеств

Александр Гаджиев Малаховка
1. Определение и описание.

Каждому понятию можно дать множество определений. А можно дать множество описаний. Чувствуете разницу? Определение есть нечто жёсткое, окончательное, тяготеющее к цифре, точности. Определение незаметно соблазняет нас думать, что мы контролируем, управляем, даёт ощущение власти. И мы начинаем проявлять эту власть: контролировать, манипулировать, управлять, решать, в конце концов, кому жить, а кому умереть. Милое увлечение точностью превращает математику и иные области внимания ума в серьёзные науки, а добродушных и шутливых математиков и прочих учёных в убийц, вовлечённых в государственную машину, которая поддерживает и усиливает насилие, создаёт страшное оружие и ответственна за войны, геноцид и миллионы жертв. А должна бы защищать. Поэтому определения - это заигрывания с провалом в небытие, которое люди, когда-то давно, за неимением возможности как-то это выразить, назвали дьяволом. Хотя кажется, что наоборот: как только ты определил что-то, дал название вещи, явлению, тут-то оно и появляется на свет, а до этого его как бы и не существует. Игры в слова, оказывается,  очень небезобидны.

 Описание, напротив, не претендует ни на точность, ни на объективность, а сообщает нам о личных ощущениях автора описания, о его встроенности в ситуацию, на каком уровне глубины находится его личное восприятие. Как только человек скатывается, соскальзывает с энергии описания на рельсы определения, это многое сообщает нам о нём: уровне стресса, степени гордыни, осознанности своего восприятия и множестве личных качеств: суетливости или спокойствии, амбициях, смелости или трусости, зависимости или свободы, честности и пр.
 
 Исходя из этого принципа вы сами можете оценить многие социальные явления, инициативы в самых разных областях от мелких до очень крупных. И вам откуда-то будет совершенно ясно есть ли там любовь.

 2. Прелесть и трагизм одиночества.

Изначально, сегодня, я хотел дать определение одиночеству.
Была причина и неудержимое желание. Но, обдумав замеченную вдруг разницу между определением и описанием, не хочу давать никаких определений, а займусь исключительно описанием. И не одиночеству вообще, потому что не бывает одиночества вообще, так же как не бывает человека вообще, дождя вообще, любви вообще и так далее. Всё существует в своём уникальном, конкретном выражении.
 К слову сказать (вдруг я никогда этого не опубликую), много лет назад я составил список смертных грехов, которые не назвал Иисус. Это довольно  длинный список. А не назвал он их лишь потому, что в те времена не было многого из того, что есть сейчас, и не было ни нужды, ни повода. Так вот, обобщение есть в этом списке.
Видимо, теперь придётся добавить туда ещё и страсть к определениям.

 Я хочу дать описание такому одиночеству, которое возникает, когда ты наблюдаешь и переживаешь нечто пронзительно прекрасное и в то же время сознаёшь, что тебе не с кем этим поделиться. И не потому, что никого рядом нет, а потому что никто из тех, кто есть, не увидят того, что видишь ты, не почувствуют того, что чувствуешь ты. И все попытки помочь им, объяснить, будут тщетны, как тщетны попытки объяснить настоящую поэзию.

Это такое одиночество, которое, чем прекрасней, тем трагичней. Ибо, чем оно прекрасней, тем сильнее желание и потребность поделиться, но, в то же время, тем глубже и шире пропасть, отделяющая тебя от этой возможности. Осознание этой двойственной природы данного вида одиночества делает тебя и счастливым и несчастным одновременно. Счастливым, потому что ты стал обладателем уникального внутреннего богатства, которому нет ничего подобного в целом мире. Это так, как если бы ты познал истину, нашёл философский камень, вступил в личный контакт со Всевышним. Несчастным - от невозможности поделиться этим видением и переживанием, и от осознания этой невозможности. Ведь, несмотря на то, что приходит мысль, что, если тебе дано такое счастье, то ты его достоин, ты всё равно чувствуешь, что как-то нехорошо в одиночку владеть таким чудом, и тебе становится отчасти стыдно, словно ты вор, преступник, а потому и горько, и больно.
 Иногда я думаю, что есть такие люди, которые могли это видеть, как я. Но где они, кто?
Можно выйти на улицу, проехать в электричке, в метро, встретить тысячи людей за одну поездку, но так и не узнать, был ли среди них, хотя бы один? А если был? Это сознание становится новой мукой, от того, что ты никогда не узнаешь кто он.

 За это прекрасное чувство, за эту муку, за эту мысль (а настоящая мысль - это всегда разновидность чувства, о чём, почему-то, никто никогда не писал... От того ли, что так не принято думать, и страшно пойти наперекор общественному стереотипу?), за это переживание, родившееся во мне, я выражаю благодарность Клоду Лелушу - за его фильм "Мужчина и женщина. Лучшие годы.", снятый в 2019 г. Жаль, что он не узнает о моём открытии, и о том, как глубоко я понял и прочувствовал его работу, и как глубоко моё чувство благодарности ему, и главным актёрам, Жан-Луи Трентиньяну и Анук Эме.  Если бы он узнал, он был бы счастлив. Я бы хотел сказать ему об этом. И о том, что в благодарность  ему, я, почти не играющий по нотам бард, нашёл ноты, несколько вариантов нот, и аудиозаписи, и , отчасти по нотам, отчасти подобрал на слух музыку Фрэнсиса Лея из этого фильма. Музыку, которая звучала ещё в первом фильме, в 66-ом году, которую исполнял оркестр. Мне было очень трудно, я не музыкант. Я сознавал, что ставлю перед собой нерешаемую для моего уровня подготовки задачу. Но чувство благодарности было столь прекрасно, что я даже не хотел на это обращать внимания. На все эти объективные факторы. И теперь я могу её играть на гитаре, и даже попросил сыграть её со мной легендарного джазового гитариста, единственного гитариста - народного артиста России, Алексея Алексеевича Кузнецова, который почти ровесник Клода Лелуша и тех актёров, и который, по счастливой случайности, живёт не далеко от меня. У него уже был инсульт. И правая рука плохо двигается. Но всё равно, каким-то чудом, он умудряется играть так, что возникает ощущение, что его гитара разговаривает с тобой - вкрадчиво, эмоционально очень понятно, и это завораживает. И мы уже пару раз попробовали вместе её поиграть. Пока не очень получается из-за моей недостаточной квалификации. Кроме того, мне пришлось заново переучиться играть некоторые места, чтобы играть так, как он привык, когда играл её в молодости с коллективом. Но я тренируюсь, и, надеюсь, всё получится.
 Я бы хотел рассказать Клоду об этом. Но мы не знакомы, и у меня нет его адреса. И телефона. Да ещё и французского языка не знаю.
Если вдруг здесь есть кто-то, кто может передать туда, поближе к Франции, к людям, которые могли бы перевести и передать ему, передайте, пожалуйста. Вы можете сказать, что есть интернет, и я могу всё сделать сам. Но мой небольшой опыт попыток что-то написать известным людям говорит о том, что это не доходит, они не читают, скорее всего есть какие-то службы, фильтрующие информацию. Нужен кто-то, кто знает, что у него наверняка получится донести моё письмо. Спасибо!


 3. Послесловие.

 А ведь я не планировал делать такой объёмный текст, но все эти размышления и переживания привели к рождению третьей части.
  И она о том, что всем известно, но я хочу обратить внимание читающих на это известное явление, и на то, что в предыдущих двух частях содержится доказательство.

 Речь о том, что политические власти, преследуя свои цели, в связке с телевидением, интернетом, журналистами, блоггерами и иными специалистами в области манипуляции массовым сознанием всеми правдами и неправдами создают нужную им картину мира в головах, в первую очередь, своих граждан. И получается так, как будто всё хорошо у себя, и плохо, просто ужасно, там. Заодно достаётся и всем людям, живущим в этих странах.
  В Европе, Америке нагнетается на счёт России, в России, зеркально, на счёт жизни у них. И один из используемых манипулятивных приёмов - обобщение, о котором я вскользь упоминал. Если обнаружено, что плохо 1, 2, 3, то делаем вывод, что плохо и 4, и 5, и 6 и т.д.
 Люди впечатляются и поддаются. Слава богу, далеко не все. А колеблющимся я вот что хочу сказать. Если бы во Франции только и было, что бескультурье и засилье необразованных арабских и африканских гетто, коленопреклонения перед чернокожими, ювенальная юстиция с засильем гендеров, извращенцев и наркоманов, постоянно снижающийся уровень образования и культуры, то эта атмосфера не позволила бы родиться такому шедевру Клода Лелуша, исполненному психологической глубины, нежности, поэзии, философской силы, о котором я рассказывал, - даже, если бы он жил в отрыве от общества, в бункере, чтобы сохранить себя и свои ценности. Ведь в создании фильма участвует огромное количество народа. Плюс к тому, есть же понимание, для кого ты стараешься. Значит он сознавал, что такая тонкая работа будет востребована. Это и есть доказательство того, что в этой стране, не просто всё совсем не так, как выходит, если смотреть российские новости по ТВ и в интернете, а сильно не так. То же и в других странах. То же и в России, о которой, видимо, там, в их новостях и передачах, рассказывают про нас одни ужастики. А ведь у нас рождаются прекрасные талантливые вещи во многих областях культуры, и мы совершаем по собственному почину и добрые дела, и великие поступки, и власть здесь ни при чём, и воспринимаем со всей силой сопричастности то прекрасное, что создают в других странах.
  Великое и прекрасное, рождающееся по всему миру вне зависимости от стараний политиков, и то, что родившееся в одной стране находит отклик в душах людей по всему миру, и есть доказательство того, что мы, несмотря на различие языков и культур, гораздо ближе друг к другу, чем нам пытаются вбить в головы.
 
 Настоящее противостояние, самое главное в эту эпоху, не между народами, не между культурами и религиями, не между богатыми и бедными, не между сословиями и классами, а между тонкой политической дифтеритной плёнкой, весьма малочисленной, перекрывающей дыхание всему человечеству, и этим человечеством.

 P.S. Но я вынужден признать, что, одновременно с описанным, есть ясное понимание того, что человечество ещё далеко от состояния, чтобы жить в гармонии, не будучи управляемым никакой властью.
И, поскольку власть Бога давно и на многие столетия вперёд глубоко дискредитирована в массовом порядке, то ничего другого не остаётся, как смиряться со всё новыми формами старой человеческой власти. И переживать нечто подобное тому, что я описал в  примере с одиночеством, что возникло, как реакция на талантливый фильм.
И это, одновременно, и трагично, и прекрасно.
 
Март 2024.