Пластмассовая лирика Бориса Агапова

Александр Костерев
«Четвертым в ЛЦК появился Агапов. Мы открыли его за чайным столом в одном литературном доме, где он читал лирические, голубоглазые и белокурые стихи о городской весне. На Агапова Сельвинский наваливался прессом, выжимая из него лирическую подливку» — писала Вера Инбер.         

Ребята, я ранен у самое сердце!
И что мне делать — хто его зна,
Последнее время судьба на меня сердится —
В общем и целом — уехала она. 
Вместо любви мне дали чемоданы,
 Я пёр их до вокзала, как муж или ишак;
И, учтя по-марксистски эти самые «данные»,
Вынес резолюцию, что дело — табак.
— Я, — говорит, — в вас не в состоянии влюбиться…
Мне, — говорит, — такой определенно нужён,
Чтоб профиль имел классических традиций
И был содержательный как Наполеон.
— Я, — говорит, — должна фейерверком загореться…            
— Что ж я, по-вашему, — пиротехник, или чё?
Причем тут, пожалуйста, Франция и Греция
Когда женщина не хочет взять вас на учёт.
Как же? — Поступить в Институт востоковедения?
Может поехать на северный полюс,
Чтобы возвратиться с медведями 
Этак в арктическом так сказать ореоле?
Никуда не поступлю и никуда не поеду, —
Хоть ты и плачь! И подавись! И разорвись!
Ни в Бомбей, ни в Батум, ни к мордве, ни к самоедам —
Баста! Хватит! Я — конструктивист!

Борис Николаевич Агапов — советский публицист, поэт и киносценарист — родился 7 (19) февраля 1899 года в городе Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Литературную деятельность начал там же. В 1921—1922 годах был секретарём Кавказского Бюро РОСТА. В 1922 году окончил филологический факультет Тбилисского университета (первый выпуск) и в том же году переехал в Москву.
Совместно с И. Л. Сельвинским, К. Л. Зелинским и В. М. Инбер участвовал в организации «Литературного центра конструктивистов», работая над созданием идеологической и формальной программы этой литературной группировки. В первом поэтическом сборнике центра «Госплан литературы» (1924) выступил с рядом стихотворений и повестью в стихах «Топчук»:

Товарищ Топчук — машинистка.
Пробор у нее абсолютен.
Лоб начесами стиснут.
Брови —итог минуте.   

Вся «Топчук», сатирическая поэма «канцелярской» любви и последовательного применения принципа: «Глаза — две чернильницы».
— Я не стерпел, промокнул промокашкою
Всякую любовь и пошел домой.   

Агапов, как и другие конструктивисты, активно разрабатывал «новый стих» — тактовик — при этом совершив путь к конструктивизму, который явился для него полным поэтическим перерождением, это путь явился для него путем срастания с революцией.    
Из-под влияния акмеистов и Гумилева Агапов пришел к острым темам 20-ых, 30-ых годов. Как никто из конструктивистов Агапов не просто сменил тему — его поэзия подверглась радикальным метаморфозам.  Раньше он сочинял стихи о любви — а потом стал писать стихи о жизни советских учреждений и героях труда.
В принципе подобный путь прошла и Вера Инбер. Однако Агапов пошел не по линии наименьшего, а по линии наибольшего сопротивления, подойдя к новым революционным стихам путем овладения в совершенстве своей первоначальной темой, доведя ее до гротеска, но и техникой конструктивизма: «0,01 мм.  Очерки о борьбе пролетариата за технику», (1932), «Пластические массы — на службу социалистическому строительству», (1932), «Технические рассказы», (1936), «Алексей Григорьевич Стаханов. Биографический очерк», (1938), «Подвиг новаторов. Московский автозавод имени Сталина», (1950), «Поездка в Брюссель», (1959), «Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке», (1960), «Ты не один на свете! Заметки публициста», (1961), «Художник и наука: Очерки», (1966), «Взбирается разум», (1972), «Шесть заграниц.  Очерки» (1974).
Как публицист, сотрудничал с газетами «За индустриализацию», «Голос работника», «Известия», описывая работу инженеров, учёных, изобретателей, поэтизируя науку: «Материал для сотворения мира» (1933), «Технические рассказы» (1936), «Подвиг новаторов» (1950), «О прошлом, о разном, о будущем (великие полимеры)» (1960). Один из авторов книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). Книги путевых очерков «Поездка в Брюссель» (Библиотека «Огонёк», 1959).

Я— конструктивист,
И как таковой, я люблю факты.
Психология — ну ее, это дело МХАТ.
Тут вот есть одна — должна быть с рабфака, —
Так это сплошной и абсолютный факт.
Ходит в полушубке таком телячьем,
Что рыжее видно, ярче огня,
Лицо по наружности совершенно ребячье,
А пишет стихи получше меня.
Мы поговорили. Она говорит, что я
Спеси набрался, а так — в самый раз,
Когда рожа у меня, кончено, побритая
И если работать горазд.

В годы Великой Отечественной войны был редактором на Центральной студии кинохроники.
Лучшие сценарии Агапова отличаются масштабностью охвата событий, строгостью композиции, яркими портретными характеристиками современников. Преподавал во ВГИКе.
В фильмографии Агапова 14 фильмов, включая картины «Линия Маннергейма» (1940, автор текста), «Лондон не сдастся!» (1941), «Лицо врага. Фашизм будет разбит (1941, совместно с Э. Шуб) «Урал куёт победу» (1943, совместно с В. Бойковым), «Возрождение Сталинграда» (1945, совместно с И. Посельским), «Атомный ледокол «Ленин» (1959), «Люди голубого огня (1961, совместно с К. Симоновым).
Агапов — Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947), лауреат двух Сталинских премий 1-й степени (1946, 1948).  Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2).   
Тем не менее 20.09.1964 года Агапов пишет заявление на имя Воронкова Константина Васильевича, который в 1959—1970 годах служил в Союзе писателей СССР оргсекретарём и секретарём правления и считался одной из центральных теневых фигур в советской литературной цензуре, а также ставленником КГБ, который «отвечает за идеологические вопросы и ведает личными делами писателей» и ходатайствует о назначении персональной пенсии:
«Вот мне и приходится писать Вам это письмо, хотя было бы куда приятнее вместо длинных плаксивых рацей, прислать Вам книгу с доброй надписью. Я прошу, если это как-нибудь возможно, испросить для меня персональную пенсию.
Мой литературный стаж начался в начале двадцатых годов.  Я был поэтом, а когда началось строительство первых пятилеток, ушел в газету, стал писать очерки о великом подвиге рабочего класса. Созидательный труд, творчество, самоотверженность советского народа — в технике, в индустрии, в науке стали предметом моей любви и моих писаний. Горький похвалил и поддержал меня, особенно мои очерки о будущем химии в нашей стране. Я обратился также к документальному кинематографу, и по моим сценариям и с моим текстом, а иногда и непосредственно под моим руководством было сделано очень много картин».      

— Горазд я работать?! Ребята, я ранен!
Так что ж, я по-вашему играю в кегли?
А кто же от вечера и до самой рани
Вжевывает в голову Ленина и Гегеля?
Нет, я горазд, и довольно чемоданов!
Писем! духов! И фокстротов! Что ж,
Как конструктивист, я, учитывая данные,
Заявляю: ребята! — учебу даешь!               

Агапов скончался 6 октября 1973 года в Москве. Похоронен на кладбище поселка писателей Переделкино.