Габрилович. Драматургия джаза

Александр Костерев
Вера Инбер вспоминала: «Мы  все писали главным образом стихи, за исключением Сельвинского, который писал только стихи. После Туманного к нам в группу (ЛЦК) вошел Габрилович, чистый прозаик. Проза Габриловича тоже, если хотите, авантюрна. Но эта авантюрность чисто психологическая и разворачивается она не на земле, воде и воздухе, как бывает обычно, а в клеточке мозга, ничтожной емкости. Заключенный в столь тесные территориальные границы, сюжет, как американский небоскреб, начинает расти, но не вверх, а в сторону четвертого измерения, в манере Честертона. Габрилович уверяет, что больше уже не боится быта, как раньше, и не будет ударяться в психологическую фантастику. И мы верим ему».
И Габрилович сдержал обещание и после трудных поисков своего стиля не только в литературе, но и в музыке, пришел к реализму в исповедальной прозе, театральных и киносценариях.
«Конструктивисты знают, — утверждал Габрилович, — что никаких эстетических чудес вне того, что можно было бы определить и измерить, не бывает».

Евгений Иосифович (Осипович) Габрилович — русский советский писатель, драматург и сценарист родился 17 [29] сентября 1899 в городе Воронеже Российской империя.
Учился в Воронежском реальном училище, после переезда семьи в Москву — в частной гимназии. В 1919 году поступил на юридический факультет Московского университета, где проучился два года.
В 1919 году участвовал во Всероссийской федерации анархической молодёжи (ВФАМ) и регулярно писал статьи для еженедельника «Жизнь и творчество русской молодёжи».
В 1921 году статья Габриловича появлялась в журнале «Через социализм к анархо-универсализму» №2, сам автор примкнул к литературной группе экспрессионистов, и вместе с Борисом Лапиным, Сергеем Спасским и Ипполитом Соколовым стал участником сборников «Экспрессионисты» (1921), «Молниянин» (1922).
Но довольно быстро оставил группу, движимую хартией Соколова:
«Мы, экспрессионисты, желая достигнуть максимума экспрессии:
во-первых, мы — синтетисты: синтез всех достижения в поэзии, в живописи, в театре, в музыке и т. д. Мы синтезируем в поэзии все достижения четырех течений русского футуризма (имажизма, ритмизма, кубизма и евфонизма), в живописи — достижения футуризма, кубизма, рондизма, неопримитивизма, лучизма, дивизионизма, симюльганизма, синхронизма, супрематизма, имажизма, в театре — устремления  Мейерхольда, Евреинова, Миклашевского, Комиссаржевского, Рейнгардта, Дельсарта, в музыке — достижения неоклассиков Танеева, Глазунова, Рахманинова, импрессионистов Дебюсси, Равеля, модернистов Штрауса, Регера, Шенберга, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Гнесина.
во-вторых, мы — европеисты. Конечно, мы хотели быть и стали европейцами. Если экспрессионизм будет синтетизмом, то он будет и европеизмом. Экспрессионизм, это новая Европа. Кто-то же должен быть новой, молодой Европой. И мы, экспрессионисты, утверждаем, что нет сейчас никого, кроме нас, кто бы правильнее понимал самый ход всего исторического процесса. Экспрессионизм родился под знаком пан-футуризма и Ренессанса XX века и в то же время экспрессионизм родил пан-футуризм и Ренессанс XX века.
в-третьих, мы — трансцендентисты, мы — нуменисты.
Мы хотим познать нумен. Экспрессионизм есть трансцендентный натурализм. До нас поэзия была феноменалистична. И самое главное — наше познание нумена не фраза, а реальное просто техническое достижение».

В 1922 – 1924 годах Габрилович играл на рояле в ансамбле В. Я. Парнаха, так называемом «Первом в РСФСР эксцентрическом оркестре джаз-банд Валентина Парнаха», с 1924 года он не только пять лет был пианистом сценического джаз-оркестра Театра имени Мейерхольда, но и возглавлял его. В это же время вошел в состав Литературного центра конструктивистов Сельвинского.
В 1929 году стал очеркистом газеты «Вечерняя Москва», опубликовал повесть «Смерть» в журнале «Октябрь» (1929), «Ошибки, дожди и свадьбы» (1930), «Поездка в Конск» (1932, Библиотека журнала «Огонёк»), «Четыре рассказа» (1932).
С 1932 года работал в газетах «Правда» и «Известия», писал об индустриальном строительстве и коллективизации, стал одним из авторов книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934).
В 1934 году был принят в Союз писателей СССР.
Первый киносценарий Габриловича «Потонувшие львы», написанный в соавторстве с Александром Мачеретом и Юлием Райзманом, не был поставлен. Это лирико-эксцентрическая комедия об иностранных пассажирах советского парохода. В 1936 году Габрилович вместе с Райзманом написал сценарий по мотивам своей повести «Тихий Бровкин». Фильм получил название «Последняя ночь». Впоследствии работа Габриловича в кино была больше всего связана с именами двух режиссёров – Райзмана и Ромма.

8 января 1938 года во всех газетах СССР («Правда», «Известия ЦИК», «Машиностроение», «Красная Звезда», «Гудок», «Легкая индустрия», «Труд» и др.) была опубликована статья «О ликвидации театра им. Вс. Мейерхольда». В пункте 4 сообщения говорилось: 
«К 20-летию Октябрьской революции театр им. Мейерхольда не только не подготовил ни одной постановки, но сделал политически враждебную попытку поставить пьесу Габриловича («Одна жизнь»), антисоветски извращающую известное художественное произведение Н. Островского «Как заклялась сталь».
В силу всего этого, Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР постановил:
а) ликвидировать театр им. Мейерхольда, как чуждый советскому искусству;
б) труппу театра использовать в других театрах;
в) вопрос о возможности дальнейшей работы Вс. Мейерхольда в области театра обсудить особо».
После столь драматического поворота в жизни Мейерхольда, не известно, как бы сложилась судьба драматурга Габриловича, если бы не началась война.
С июня 1941 года он служил специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда». 1943 году по сценарию Габриловича режиссёром Л. Луковым снят замечательный фильм — «Два бойца», а в 1944 «Человек № 217» — совместно с М. И. Роммом.
В 1943 году Габрилович передал в фонд обороны СССР Сталинскую премию, полученную им за сценарий фильма «Машенька». Военная проза Габриловича «Вблизи линии фронта. Очерки» (1941), «Машино сердце» (1942), «Дорога на Запад» (1942), «Под Москвой» (1943).
С 1948 года преподавал на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии, с 1962 года – профессор.
Демобилизован в марте 1949 года в звании подполковника.
В ходе кампании по борьбе с космополитизмом (1948-1953 годов) Габрилович был раскритикован как председатель комиссии по кинодраматургии, утративший бдительность.
«Этого было достаточно, — вспоминал Габрилович, — чтобы я лишился работы в газетах, журналах и радио примерно на год. Все рассказы мои, уже принятые, были мне тут же возвращены. Ничто, написанное мною, не печаталось. Почти никто не звонил — ни мне, ни моей жене, никто не заходил к нам».
В 1960–1967 и 1974–1976 годах Габрилович руководил сценарными мастерскими на Высших курсах сценаристов и режиссёров, по его сценариям снято более двадцати художественных фильмов, среди которых такие достойные внимания и времени картины, как:
1956 — Убийство на улице Данте — совместно с М. И. Роммом
1957 — Коммунист (сценарий с операторской разработкой)— режиссёр Ю. Райзман   
1967 — В огне брода нет — совместно с Г. Панфиловым
1967 — Софья Перовская — совместно с Л. Арнштамом
1970 — Начало — совместно с Г. Панфиловым
1978 — Странная женщина — режиссёр Ю. Райзман
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1979 года за большие заслуги в развитии советского киноискусства Габрилович удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) и двух Государственных премий СССР (1967, 1983), Герой Социалистического Труда Евгений Иосифович Габрилович ушел из жизни 5 декабря 1993 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.