Путь саморазвития. 6

Евгений Доставалов Достман
ПУТЬ САМОРАЗВИТИЯ. Автобиографический рассказ.

Часть VI. Знакомство со старообрядцем.

 Вторая часть отчитки прошла чуть короче по времени. Если первая длилась четыре часа, то вторая на час короче. Так что я успел не только на заутреню в Трапезном храме, но и на всенощную.

 Бабушки читали псалмы и молитвы. Некоторые паломники уже спали на своих вещах под окнами храма. Единицы оставались в молитвенном бдении и молились вместе с церковными бабушками в своих мыслях, совершая в нужное время крестные знамения и поклоны. Я и стал в их числе.

 Мой взгляд остановился на пожилом человеке с довольно густой бородой и седыми волосами по плечи. Он молился прямо передо мной. Но не так, как все. Он бормотал молитвы совершенно по-другому. Да и кланялся не так. По три крестных знамения с земными поклонами. Очень долго стоял на коленях. Изредка его молитвы сопровождались длинным поклоном «в пол». То есть лоб почти дотрагивался до пола в храме.

 Далее, я обратил внимание, что он крестился двумя перстами. Но не так, как я видел в фильмах, где указательный и средний пальцы держали параллельно, прижатые друг к другу, а остальные прижимались к ладони. Но этот человек держал их по-иному. Почти, как благословляет священник, перекрещивая указательный и средний пальцы, но большой палец он держал в щепотке с безымянным и мизинцем. Меня очень заинтересовали все его действия.

 После всенощной я решил с ним познакомиться. Оказывается, он из Храма Николо-Рогожской старообрядческой общины, серую колокольню которого я всегда видел, проезжая мимо на электричке между остановками Карачарово (Москва товарная) и заводом «Серп и молот». Колокольня была довольно внушительных размеров и стояла за несколько метров от самого храма. Но я тогда и не предполагал, что тот храм был старообрядческий.

 Я разговорился с этим человеком, имя которого я уже совсем не помню. Но эта встреча перевернула мое сознание. Ведь даже сложение пальцев олицетворяло не только Святую Троицу, как в современном Православии, но и самого Иисуса Христа, где указательный палец означал букву «Ижен (i)», а средний означал букву «Слово (с)» - это первые две буквы в старом написании имени «Исуса» (без второго «и»). Ну и Святую Троицу – большой, безымянный и мизинец, соединенных в подушечках пальцев.

 За ночь от него я много узнал утерянного в петровское время в отношении старого христианского Православия. Обряды были намного строже, но более понятны для простого христианина. Все, конечно, за два каких-то часа не расскажешь. И тот человек просто дал мне адрес старообрядческого храма. После этого я уже делал крестные знамения по древнему, более правильному сложению пальцев.

 В общем, встреча со старообрядцем побудила во мне большее желание углубиться в допетровскую эпоху, до служения патриарха Никона, при котором и произошел раскол в Православии из-за его реформ по греко-европейским стандартам вероисповедания.

 И с того момента мои внутренности, образно говоря, начинали кипеть: «как можно взять, и изменить уставы предков, да насильно внушить верующим, что они неправильно поклоняются Богу? И преподать новые рамки вероисповедания?!» Жил бы я в то время, я бы непременно взбунтовался, ибо вера в Бога для меня превыше всего. А тут пришли какие-то людишки, да начали менять древние уставы христианства…

 Но тему старообрядничества, к которому РПЦ стала лояльной в девяностые годы, я затрону в одной из следующих частей. А пока я оставался в Троице-Сергиевой лавре для третьей части обряда отчитки. То есть еще полторы суток моего провождения в святом месте.

 Дальше, скорее всего, опишу мое состояние, когда я в последнюю и третью  ночь прикорнул у раки преподобного Сергия. Но это уже будет в следующей части.

(Продолжение следует).