Встреча с ними, как праздник

Феофан Горбунов
Встреча с ними, как праздник.

Посвящена талантливому режиссёру комедий
И главным героям этих фильмов – Леониду Гайдаю и
Великолепным актёрам: Вицину, Никулину и Моргунову.

Первая часть.

Звезда этого режиссёра.
Взошла в 1961 году.
Когда вышел там на экраны.
Короткометражный сей фильм:

«Пёс барбос и необычайный кросс»

А через год ещё ж там вышел,
Фильм «Самогонщики» уже.
И к режиссёру там приходит,
Действительно уже успех.

Но путь в кино того Гайдая,
Не был усеян розами.
В 1923 году родился,
В войну в разведке воевал.

Он тяжело в войну был ранен,
Стал инвалидом. И придя,
С войны домой, воплощать начал,
Свою мечту, снимать кино.

1955 год

Выучился на режиссёра,
Гайдай. Факультет ВГИКа, он,
Закончил. Но не смог работать,
Его профиль не нужен был.

Единственной радостью было,
Что его выделял тогда,
Режиссёр, артист Иван Пырьев,
Директором «Мосфильма» был.

(Любимец Политбюро ЦК КПСС)

Пырьев большой обладал властью,
В кино советском, и он мог,
На Олимп возвести кого - то,
Иль ниспровергнуть там кого.

(С женщинами – актрисами всемогущий Пырьев
Обращался вольно, кто отказывался от связи с ним,
Тех он увольнял. Пример – Е. Савинова, Л. Марченко)

Талантам помогал тот Пырьев,
(Он в этом разбираться мог)
С небытия, бедноты вынул,
Рязанова, Наумова.

(Также Алова)

Вот и Гайдай там оказался,
В тех фаворитах Пырьева.
Гайдая он снабжал работой,
Но медленно карьера шла.

(К началу 60 – х)

В депрессии он находился,
В жуткой, причём, от неудач.
Комедию первую его,
Изрежут цензоры на нет.

(«Жених с того света». Следующий фильм «Трижды
Воскресший» прошёл незамеченным и был
Крайне неудачным)

И режиссёр 40 – летний,
Уехал в свой родной Иркутск.
Глядев там старые подшивки,
Газет – нашёл там фельетон.

Был он там в стихотворной форме,
И назывался «Пёс Барбос».
Степан Олейник написал тот,
Сатирик украинский, он.

Смешным Гайдаю показался,
Жене же было не смешно.
Но чтобы успокоить мужа,
С Гайдаем согласилась та.

Текст бездарного сочинения:
«Ухнул так… что их трусы
В поднебесье запорхали,
Сто доселе картузы
Из – за тучки не упали»
И дальше в таком же духе…

Только Гайдай узреть мог в этом,
Нечто комическое.  Он,
Народную чувствовал душу,
Потребности зрителей тех.

(Он и сам не понимал, как за такие опусы
Олейник мог получить Сталинскую премию.
После выхода фильма «Пёс Барбос и необычайный
Кросс» Олейник хотел познакомиться с Гайдаем,
Но тот отказал в встрече)

Вторая часть.

Пырьев Гайдаю дал заданье,
Найти к комедии своей.
Сценарий, иль его придумать,
Чтобы смешное что – то снять.

(Благо на дворе стояли времена хрущёвской «оттепели»

И Гайдай написал сценарий,
Десять минут комедии.
А с фельетоном шли рисунки,
Что к фильму дали типажи.

(В фельетоне Олейника было 4 героя: два Николы и Гаврила,
И пёс Барбос. Оба Николы имели сходство с Никулиным,
Гаврила походил на артиста Алексея Смирнова, но им станет Моргунов)

Имели разный все характер,
Герои фильма. Трусом стал,
Без спора сразу же там Вицин,
Из троицы он старшим был.

(Родился в 1917 году. В историю советского кино он
Вошёл, как не до конца реализовавшийся актёр, который
Из – за специфической  внешности играл всю жизнь
недоумков и слабых людей. С трусом у него была общая
черта: он также страдал ипохондрией)

С героями же лично Вицин,
Общего ничто не имел.
Жесток был, холоден на деле,
Спиртного не употреблял.

И занимался также йогой,
Здоровый образ жизни вёл,
На этом был даже помешан,
Животных очень он любил.

(Дома в свободное время занимался
скульптурными работами, и рисованием)

На роль Балбеса были пробы,
С Филипповым Сергеем там.
Гайдай о Новикове (Б) думал,
Никулин – фаворитом шёл.

На роль Бывалого сначала,
Иван Любезнов шёл. Но тот,
Из – за здоровья отказался,
Дело в собаке было там.

(Ему было тяжело бегать от собаки Пырьев
предлагал Игоря Ильинского, но тот был занят.
Хотели и Михаила Жарова, тоже не мог бегать
от собаки. Ему было за 60лет. Евгений Моргунов
подошёл очень удачно и органично. Он из
троицы был самым молодым. Родился в 1927 году)

Тот фильм снимали в Подмосковье,
Район Истринский.  Снятого,
Материала бы хватило.
На получасовой аж фильм.

Но Гайдай понял - что попал он,
На золотую жилу там.
И впереди будущее есть,
Так что оставил плёнки часть.

(Для следующей короткометражки – «Самогонщики»,
Которая уже длилась 18 минут. Сценарий он писал
Вместе с оператором Константином Бровиным)

На 10 лет – Гайдая старше,
Кинооператором был,
Он фронтовым. Снимал во всяких,
Он сложных обстановках там.

(Его к Гайдаю направил за его мастерство Пырьев)

Критики тогда отмечали,
Что Бровин знал же хорошо,
Американское кино. Он снял,
Как вестерн – «Самогонщиков».

(В нём всё было: взорванный сейф, скачки,
дуло пистолета на весь экран…)

После тех короткометражек,
Гайдай решил всё ж распустить,
Троицу. Но его завалят,
Письмами зрителей тогда.

В них люди его умоляли,
Не прерывать блаженство то,
С участием этих артистов,
И продолжать с ними снимать.

(Зрителям вторил и сценарист Марк Слободской)

А худсовет же там «Мосфильма»,
После двух первых фильмов тех,
С участием троицы этой,
Гайдая - отговаривал.

Чтобы не снимал он их больше:
«Они мол надоели уж».
Больше всех критиковал Гайдая,
Эльдар Рязанов – режиссёр.

В 1965 году вышла картина: «Операция «Ы» и
Другие приключения Шурика»
В 1966 году выла – «Кавказская пленница, или Новые
Приключения Шурика»

То трио стало легендарным.
В других фильмах встречались те.
Незабываемые лица:
Вицин, Никулин, Моргунов.

В Перми и в Ереване сегодня установлены
Памятники этой великой комической троице.