Есенинская грусть мугама

Конкурс Стихов Дуэт
16 марта 1940 в Баку родился один из наиболее известных и талантливых джазовых исполнителей в истории Азербайджана, создатель нового направления — джаз-мугама, композитор и пианист — Вагиф Азиз — оглы Мустафа-заде.
Мугам — один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки — исполняется в форме многочастного вокально-инструментального произведения, как правило трио: певца, который также играет на дафе (разновидность бубна, представляющего собой деревянный обод с натянутой на него кожей каспийского осетра) и аккомпанирующих ему на таре (щипковый музыкальный инструмент) и кеманче (струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни).
Мать Вагифа — Зивяр Мустафа-заде — одна из наиболее способных учениц азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова — прекрасно знала мугам.
В три года Вагиф уже повторял на пианино в точности исполнение своей матери знаменитого мугама «Баяты – шираз». Характер «Баяты-Шираз» определён Узеиром Гаджибековым одним лаконичным и точным словом — «грусть». Эмоциональный настрой мугама «Баяты-Шираз» точно передан Сергеем Есениным в нескольких стихах поэтического цикла «Персидские мотивы»:

Руки милой — пара лебедей -
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,
Сердце станет глыбой золотою.
Только тегеранская луна
Не согреет песни теплотою.
У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что — для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит, он вовек не из Шираза.
Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.

Вагиф окончил музыкальную школу Георгия Шароева, который раскрыл его музыкальный талант, пророчески предначертав юному музыканту большое будущее. В 1957 году Вагиф поступил в Бакинское музыкальное училище им. А. Зейналлы, где учился вместе с Муслимом Магомаевым. После окончания училища Мустафа-заде работал солистом Государственного эстрадного оркестра Азербайджана, однако фьюжн-джаз, к которому внутренне тяготел музыкант, в Азербайджане не признавали, считая его, как в далекие 30-ые годы, буржуазной музыкой, деформирующей мусульманские традиции.
В 1966 году пианист получает предложение поработать музыкальным руководителем в ансамбле «Орэро» в Грузии вместе солистами — Нани Брегвадзе и Вахтангом Кикабидзе.
Только в христианской Грузии Вагиф почувствовал себя свободным — здесь он мог играть свой любимый джаз, основал трио «Кавказ» при Госфилармонии Грузии, исполнению которого грузины зачастую аплодировали стоя.
Мустафа – заде становился лауреатом международных джазовых фестивалей «Таллин — 66» и «Таллин — 67», где был отмечен не только жюри, но, главное, музыкантами и критиками с мировым именем, в частности Уиллисом Коновером — американским джазовым продюсером и радиоведущим, что позволило в 1968 году организовать первые гастроли Вагифа по городам СССР. После громких побед на джазовых фестивалях министр культуры Азербайджана Рауф Гаджиев публично заявил, что «пусть Вагиф вернется, и мы создадим для него все условия, чтобы он мог представлять Азербайджан на международных фестивалях».
По возвращении в Баку Мустафа-заде создал вокально-инструментальные ансамбли «Лейли» (1970 г.), «Севиль» (1971 г., на базе Гостелерадио Азербайджана), «Мугам» (1977), становился лауреатом бакинского фестиваля «Джаз-69», Всесоюзного джазового фестиваля в Донецке в 1977 году, джазового фестиваля «Тбилиси-78», принесших ему звание лучшего джазового пианиста. Благодаря оригинальным композициям, насыщенным восточным колоритом, импровизациям со смешениями ритмов мугама и джаза, Вагиф стал живой легендой и первым в СССР джазовым исполнителем, получившим звание «Заслуженного артиста СССР».
Вагиф Мустафа-заде стал, по сути, основоположником азербайджанского джаза, покоряя слушателей своей самобытностью, виртуозной техникой игры, своеобразным гармоническим языком.
Имя Вагифа Мустафа-заде внесено в скрижали джазовой истории — Всемирную энциклопедию джаза, а также в русское ее издание в литературной переработке питерского джазового критика Владимира Феертага.
В 1979 году на Международном конкурсе джазовой композиции в Монако Вагиф Мустафа-заде завоевал I премию и приз — белый рояль, однако получить награды не успел. 16 декабря 1979 года он скончался от сердечного приступа на сцене во время проникновенного исполнения композиции «В ожидании Азизы». Музыканту было всего 39 лет.

У всего своя походка есть:
Что приятно уху, что — для глаза.
Если перс слагает плохо песнь,
Значит, он вовек не из Шираза.
Про меня же и за эти песни
Говорите так среди людей:
Он бы пел нежнее и чудесней,
Да сгубила пара лебедей.

По мотивам «Баяты-Шираз» кинокомпозитор Эдуард Артемьев в 1979 году сочинил проникновенную музыку «Медитации» для фильма Андрея Тарковского «Сталкер».

http://stihi.ru/2024/03/15/3795