Отделим зёрна от плевел. Лермонтов. Кн. 2. Часть17

Ольга Николаевна Шарко
Начало: Введение - http://stihi.ru/2023/11/29/952


Почему шеф жандармов граф А.Х. Бенкендорф возненавидел поручика М.Ю. Лермонтова
================================================
Часть 17

Итак, Николай I-й менял своё императорское отношение к поэту, начиная с благосклонного и кончая жёсткими решениями, кардинально влияющими на судьбу офицера Михаила Юрьевича Лермонтова, руководствуясь исключительно мнением своих ближайших подчинённых, – своих высокопоставленных фаворитов князя Васильчикова И.В. и графа Бенкендорфа А.Х., – ибо непосредственно личных отношений у царя Всея Руси с М.Ю. Лермонтовым – не было.

Решением императора, – разумеется, не без участия А.Х. Бенкендорфа, – М.Ю. Лермонтов был отправлен в первую ссылку на Кавказ за «непозволительные стихи» на смерть А.С. Пушкина, начало которых, по мнению шефа политической полиции – дерзко, а конец – неслыханное вольнодумство, более, чем преступление, – и 19-го марта 1837-го года Лермонтов покинул Петербург… Однако, благодаря неустанным хлопотам бабушки, уже в январе 1839-го Лермонтов вернулся в Петербург, выражая сожаление в беседах с друзьями, что пребывание на Кавказе так быстро для него закончилось…

Во вторую – и, как оказалось, уже безвозвратную – ссылку на Кавказ в 1840-м году за участие в «бескровной» дуэли с Эрнестом де Барантом, сыном французского посланника, император Николай I-й отправил Лермонтова «прочистить свою голову». При этом царь рассуждал с государственной точки зрения, как бы очень даже справедливо: дуэли в России запрещены; и если ты, «такой-сякой…», при этом участвуешь в запрещённой законом дуэли с риском для жизни… то, пожалуйте на войну: подставляйтесь под пули с пользой для отечества. Прощать поручика Лермонтова – во   в т о р о й   раз – император не намеревался, опираясь на мнение своих ближайших подчинённых И.В. Васильчикова и А.Х. Бенкендорфа, которым доверял абсолютно: ещё с 14-го декабря 1825 года. «Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он очистит себе голову», – напишет Николай I-й своей жене в июне 1840 года. Поэт в это время уже приехал в Ставрополь, главную квартиру командующего Кавказской линией…

Почему князь Васильчиков И.В. и его сын Васильчиков А.И. ненавидели Лермонтова – думаю, нам уже вполне понятно из Частей 11–12–13 настоящей публикации, и, как мы знаем, обоим Васильчиковым…  –  действительно:   б ы л о,   за   ч т о   н е н а в и д е т ь   Михаила Юрьевича…

Но вот почему граф Бенкендорф А.Х., вначале весьма благосклонно отнёссшийся к внуку Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урождённой Столыпиной, – …вдруг возненавидел поручика Лермонтова?.. Каков был этот человек, оказавший судьбоносное влияние на жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова?..

Забегая далеко вперёд, – для особенно нетерпеливых, – могу сказать   с р а з у  и   к о р о т к о.   Шеф жандармерии А.Х. Бенкендорф не мог простить Лермонтову, помилованному по его же, графа Бенкендора ходатайству, – да ещё и под личное графское ручательство, – вызволенному из кавказской ссылки… самой, что ни на есть… настоящей «чёрной неблагодарности»: вместо того, чтобы быть обязанным «по гроб жизни» своему покровителю и благодетелю, – этот «неблагодарный» …«накатал» на своего заступника  жалобу!.. самому Его Высочеству Великому Князю Михаилу Павловичу, – за что его графской Светлости, видимо, было выговорено неодобрительно.

А теперь, как говорится, – продолжим «с чувством, с толком, с расстановкой»…

Но. Чтобы поступательно и логично, то есть органично прийти непосредственно к «ненависти шефа жандармов Бенкендорфа» нам придётся начать издалека… Даже очень-очень-издалека. Поскольку, как выяснилось в процессе работы над этой Частью – попутно поднимается так много тем… что, говоря по-древнерусски и используя стилистику «Слова о полке Игореве», – придётся нам «растекашеся мыслию по древу», –   и б о   м о я   м ы с л ь  (для моего субъективного авторского восприятия)… где полетит – где пойдёт, где побежит – где поползёт… – и, цепляясь одна за другую, будет порождать всё новые направления: подобно стволу дерева и причудливо-ажурных переплетений всяких веток и веточек, но – растущих – исключительно вверх и к свету…


Продолжение:
Часть 18. Граф А.Х. Бенкендорф – «утиратель слёзы несчастных»…
http://stihi.ru/2024/03/16/2196


Вернуться:
Часть 16. Сколько М.Ю. Лермонтов задолжал военному ведомству
http://stihi.ru/2024/01/31/941