Колесо... окончено 19. 03. 2024

Рамиль Мусин
      Колесо катилось под гору, соскочив с оси повозки. Арба завалилась на бок. Уцелевшие арбузы скатывались  по черепкам разбитых, которые утопали в красной каше с черными семечками. Возница оглядел, «произошедшее», потёр рукой подбородок и поднял глаза к небу. Среди облаков парила огромная  птица, она бросила взгляд вниз на землю, сделала два мощных взмаха крыльями и продолжила свой полёт. Возница вернул на законное место колесо, но заклинить было нечем, клин покинул повозку раньше колеса. Он принял решение поискать клин на обратной дороге. Вместо пустой траты времени и сил, возница стал убирать разбитые плоды с дороги. «Теперь ими не смогут насладиться». Подумал он, закидывая последний арбуз в арбу. «Ну, хоть что-то осталось», снова подумал возница и оглядел повозку, «и это хорошо», он улыбнулся, мысль испарилась, как облако в небе жарким летним днём. Плавным движением руки, он щелкнул вожжами. Кобыла легко тронулась, продолжила путь, разглядывая обочину и у понравившегося угощения останавливалась, щипала губами сочную траву. Иногда затянувшуюся трапезу прерывала привычная фраза: «Но! Пошла! Родимая!» и путь продолжался. От зноя гудел воздух, шум стрекочущих насекомых звучал оркестром, в котором дирижером была сама жизнь.
    «Ворота торговой площади откроют только к полудню, спешить не зачем, да особо и не с чем». Мысли назойливо жужжали в голове возницы не давая покоя. Мокрое пятно на пыльной дороге вскоре скрылось из виду и возница перестал оборачиваться назад. Путникам улыбалось солнце, их безмолвный спутник. Впереди из леса на дорогу вышел странник и пошел навстречу повозке. Возница подумал: «Почему я решил, что это странник? Тут же возник в голове ответ: «Во первых странно одет, а во вторых посох в руке держит.»
 – Бог в помощь. Добрый человек. Куда путь держишь? Спросил возница, приветствуя незнакомца. Когда они поравнялись, лошадь остановилась и стала принюхиваться в поисках еды, махая хвостом из стороны в сторону.
-  Не я, держу путь, а он держит мои ноги на себе. Ответил странник, тихим голосом и поднял указательный палец вверх.
- Хорошо, тогда, куда направил свои стопы, Путник?  Возница огладил бороду и взглянул на собеседника.
- На встречу с неведомым.
- Так оно повсюду. Поехали со мной в город. Предложил вдруг возница.
- А, колесо выдержит? Спросил странник.
Возница улыбнулся. «Откуда он знает про колесо?!» Но вслух ответил, что арбузов разбилось больше, чем ты весишь.
Незнакомец ловко запрыгнул в повозку. Кобыла дернулась, но арба не сдвинулась с места, она сделала пару шагов назад и снова дёрнула, повозка тронулась с места. В молчаливом безмолвии они доехали до Города.
- Пусть врата этого Города всегда будут открыты для гостей и закрыты для врагов! Прокричал возница стражу и кинул ему спелый арбуз с улыбкой. Городская жизнь кипела. Цветы, растущие в изобилии на клумбах, в горшках стоящих у стен домов и на подоконниках в распахнутых настежь окнах, с порхающими на ветру занавесками, украшали узкие улочки. Яркие одежды на жильцах и гостях города создавали праздничную атмосферу. Крики приветствия, смех, музыка и запахи гармонично вплетались в круговорот событий. Не успел возница привязать лошадь, как к нему подошел мужчина в дорогой одежде, достал кошель с деньгами и предложил «за все монеты в этом кошеле, забираю все твои арбузы», купец помахал туго набитым кошелём, перед глазами возницы, тот не торгуясь сразу согласился, не глядя. После пересчёта монет он, округлил глаза, выходило, что купец заплатил вдвое больше, чем он рассчитывал выручить от продажи всех арбузов, даже с учётом разбитых. Удивленный случившимся, возница не заметил, как купец, чтобы сберечь время, купил рядом новую арбу. И сказал вознице, что заберёт его арбу с арбузами, а взамен неё отдает новую. Возница ещё больше опешил и поглядел на своего спутника, но странник «пяткой» посоха «топтал» комья сухой грязи, беззвучно шевелил губами, склонив голову. Возница огляделся по сторонам, может, кто-то ещё видел и может подтвердить, что случившееся не сон. Но вокруг него все были заняты своим делом, за которым каждый сюда пришёл. Вот, купец уехал, сидя в повозке возницы, запряженной ишаком, на котором приехал в Город.
      Возница не сводил взгляда со странника.
- Отвезешь меня в соседнюю деревню? Спросил странник и не дожидаясь ответа сел в повозку, положив посох на колени. Демонстрируя всем своим видом готовность к незамедлительному отъезду из Города.
- Конечно, Уважаемый, у меня полдня свободно, а если понадобится больше времени, то я к твоим услугам. Настроение возницы, было такое, что он готов был своротить горы. Мысль мелькнула в голове возницы: «Не зря предложил страннику стать моим попутчиком, он дал согласие поехать со мной, хотя направлялся в другую сторону. Разве можно отказать в его просьбе». Он не удержался и спросил у странника:
- Ты это видел?! Но, ответа не последовало.
- Хорошо, поехали, только зачем тебе понадобилось туда ехать? Возница продолжал задавать глупые вопросы, не ожидая получить на них ответ. Они выезжали с рынка в самый разгар торговли…
Ибрагим погонял ишака, чтобы быстрее приехать и привезти на угощение сочные арбузы. Дорогой он достал из корзины, припасенные лохмотья, которые подобрал в канаве у ворот Города и стал переодеваться. После он запрыгнул в повозку и отправился домой. Радостное настроение от предвкушения задуманного веселья, как он посмеётся над удивленными лицами гостей, «плескалось через край». На какое-то время мысли отвлекли его внимание от дороги, арба налетела на камень, колесо соскочило, пересекло дорогу и закатилось в кусты. Арба в этот раз перевернулась к верху дном, так, как он сидел на стороне «беглого» колеса.
- Ответ можно не ждать?! Громко спросил, возница, всё ещё возбуждённый от такой удачной сделки.
-Ты предупредил человека, купившего у тебя товар и арбу, что колесо не надежно? Спросил странник у возницы.
- Нет! О, чем моя голова была забита, если забыл такое??? И обхватил голову руками.
- Чего ждешь? Спросил странник.  Хозяин новой повозки оглядел странника, повернул голову в сторону деревни и они поехали. Вскоре за поворотом перед лесом, они встретили купца. Он сидел посреди дороги, перепачканный в дорожной пыли с мокрыми пятнами на одеждах, которые не одел бы беглый каторжник. Отчаянно и судорожно бились жалкие мысли в голове купца за право быть «главной», пока его взгляд был прикован к «покупке», утратившей полезность, арба разбита, как и все ягоды, кроме одного, огромного, чудом уцелевшего, арбуза. Победила мысль: «Не всё потеряно».
Лошадь встала, чуть проехав, место крушения.
- Не мучай скотинку. Сказал возница, глядя на ишака, который лежал на боку, запряженный в повозку. Ишак сдавленно, сипло хрипел, напряженно задрав голову, дико вращал красным, как арбуз бельмом.
- И, то верно. Купец вздохнул и стал распрягать повозку, в его глазах стояли слезы.
– В том, что с тобой, уважаемый человек, случилось, есть моя вина! Возница посмотрел в глаза купцу и продолжил говорить: «Совсем забыл предупредить тебя, что одно колесо ломалось сегодня у меня, по дороге на рынок». Купец смотрел в след уходящему ишаку.
– Садись к нам, снова в третий раз нарушил молчание возница. Они тронулись в деревню дальше. Купец держал на коленях арбуз, странник посох, а возница, как и положено вожжи и смотрел на кошель. Долго не думая, возница бросил купцу деньги, со словами: «Забирай, так честно будет»! Купец ответил, что праздничный день испорчен и никто не виноват, кроме него. Никакие деньги своим наличием не смогут вернуть, ту радость, что осталась на дороге. Он бросил кошель обратно со словами: «Это была честная сделка, я видел, что арба старая и не спросил у тебя о её состоянии. Очень спешил. Теперь спешить некуда. Купец замолчал.
- Зачем ишака отпустил? Вдруг спросил странник купца.
- Ишак стар и устал, чуть не погиб, по моей вине, отныне он свободен, пусть хоть у него будет радость, вместо меня. Странник внимательно выслушал ответ и не спеша, спросил купца:
- Можем, мы, чем-то ещё помочь тебе? Купец задумался и ответил: «Приглашаю, вас, ко мне на праздник! Пусть у вас будет нежданный праздник, вместо моей нежданной грусти. Они ехали ещё около часа. Купец указывал дорогу. Приближаясь к деревне, он разговорился и стал рассказывать о местах, которые они проезжали. Деревня была богата красивыми оградами перед большими домами. В лохмотьях, прилипших к телу,  его не узнавали. И когда купец здоровался со встречными, они молча переходили на другую сторону дороги, не глядя на незнакомую троицу, не считая, кобылы. Когда они подъехали к дому купца, их встретили ворота распахнутые настежь. Возница громко поприветствовал: «Пусть врата этого дома, всегда будут открыты для гостей и закрыты для горя, нужды, врагов и воров». Шумная компания мужчин и женщин оглядела гостей. Купец соскочил с повозки и стал представлять своих спутников. Ответом ему была тишина, музыка стихла, гости стали перешептываться.
- Мы не слепые видим кто они! А, кто? Ты? Голос из чрева толпы умолк.
– Меня зовут Ибрагим, я вёз нам арбузы на праздник, из всех остался только один. Гул голосов собравшихся рос, слова купца заглушало отсутствие желания у гостей выслушивать, чьи-то оправдания и портить им веселье, нарушая его течение своим неуместным присутствием.
- Нет, ты, не Ибрагим, ты даже нисколько не похож на Ибрагима. Он красивый ходит в дорогих одеждах, щедрый, он бы привёз полную арбу арбузов, посмотрите сколько гостей. У Ибрагима сын родился. Вот вам кушанье от нашего стола»! С этими словами выступила хозяйка дома. И в заключении сказала такие слова: «Скоро вернётся папа новорождённого. Не портите наш праздник». Зыркнув строго, на не прошеных гостей, она давала понять, что здесь им не рады.
- Непрошеные гости. Жди беды! Чей-то хмельной голос с усмешкой громко грянул, как гром среди ясного неба. Ибрагим, потрясенный произошедшим, вышел со двора за ворота и сел в повозку.
Молчание продолжалось и на берегу прохладной реки с быстрым течением, в водах которой возница решил освежиться, не сговариваясь с остальными.
– Пойдём, смоем с наших тел, пот трудов. Предложил возница, обращаясь ко всем  и ни к кому лично. Возница пошел к воде, подтверждая сказанное действием. Тронулась с места, только лошадь с повозкой вслед за хозяином. Послеполуденное солнце припекало трёх мужчин и одну лошадь. 
Странник смотрел на воду. Купец, привыкший к своему присохшему «наряду» смотрел на узелок с праздничной одеждой. В какой-то момент, слушая шелест волн набегающих на песок, он перестал пытаться понять «произошедшее» и принял, как неизменную данность. Вместо думания пошёл к реке, снял свой «глупый наряд», смыл грязь - плод союза пыли и сока плодов, переоделся в прежние одежды. Возница вместе с повозкой возвращался к месту привала. Его встретил купец, что держал перед собой в руках арбуз.
– Возьми! Сказал купец подошедшему вознице.
- Оставь себе! У меня много растёт на бахче. Бодрым голосом отвечал возница.
– Нет. Тихо возразил купец и продолжил: «Это слишком тяжкая ноша для меня, вернусь налегке». И положил арбуз в повозку. 
 - А ты забирай повозку и езжай с арбузом домой, чтобы не с пустыми руками был. Предложил возница, не уловив смысл вложенный купцом в слово "тяжкая". Купец потянулся было к арбузу. Но неожиданно прозвучали слова странника: «Не бери арбуз. Оставь его рядом со мной. И возвращайтесь к реке. выловите арбузов из реки на полную арбу с горкой. Тут они обернулись, над поверхностью прибрежной глади реки маячили зелено-полосатые бока ягод.
– Ого! Громко воскликнул купец и побежал к реке. Возница подвёл повозку к куче лежащих на берегу арбузов, вдвоём они быстро нагрузили её.
Настал момент расставания. Купец сказал, обращаясь к вознице: « У меня нет денег, заплатить за повозку, но я верну её, ты знаешь, где мой дом». Возница кивнул в знак согласия. Странник тихо «обронил» слова: «Дом там, где спит человек». Но его никто не услышал. Странник отдал вознице арбуз, единственный, что остался целым. На немой вопрос возницы, странник ответил: «Беда, у тебя».
- Где? Возница, снова был удивлён, трижды за один день.
- Вон, плывёт. Странник махнул в сторону реки.
Возница увидел полную реку арбузов, которые штурмовали перекатываясь по инерции порог отмели и снова плюхались в воду.
- Как?! Чуть слышно «обронил» возница.
- Ливень был. Странник взглянул на возницу.
- Смыло в реку? Всю бахчу? Очнувшись, спросил возница. Странник кивнул головой. Возница взял арбуз и со словами: «Беда, одна не ходит, ей скучно», отправился домой, коротким путём через лес.
- Видели мои глаза щедрых людей, но таких богатых на щедрость, как ты, не видел. Сказал купец во след вознице и неспешно тронулся в путь.

P.S. Окончание следует…
        Купец поспешил к дому…
Странник созерцал игру света над поверхностью реки…
Возница шёл среди деревьев. Вскоре тропинка вывела его на поляну, где он встретил ишака. Животное радостно уткнулось ноздрями в живот. Возница оседлал ишака, они продолжили путь вместе. «Арбуз есть, денег хватит прожить до урожая». Думал возница, разглядывая уши ишака. В бодром настроении, он занёс арбуз в дом, аккуратно, что бы ни повредить, ни единого семечка разрезал корку арбуза и вместо мякоти и семечек на стол посыпались драгоценные камни всех цветов радуги. Возница, ошарашенно-огорченный, стал перебирать камни в поисках семечек. «Из чего вырастить новый урожай»? «О, горе мне»! Он снова стал осматривать арбуз и увидел одну единственную семечку. Улыбнувшись, он взял пальцами находку и стал её разглядывать, так, как ювелир разглядывает чистоту камня, оценивая его. С нежным трепетом, возница отправился в огород. Черное пятно пустоты огорода резало глаза до слёз. Семечка выпала из дрожащей руки. Возница упал на колени, склонил голову, слёзы текли по его щекам, орошая пыльную землю. Он вернулся в дом, ни одна мысль не коснулась его ума. Завязал накрепко в узелок платок полный камней, вышел на улицу, закрыл калитку, прошептал затворный заговор, о котором забыл утром перед отъездом на рынок…
Утром следующего дня, возница пришел к воротам дома, где жил купец. Перед глазами гостя открылось серо-черное пепелище. Женщина с ребенком на руках сидела среди двух грязных тюков. Купец шатался по двору, увидев знакомое лицо, улыбнулся вознице и сказал: «Здравствуй, добрый человек, жаль, что не могу пригласить тебя в дом, с чем пожаловал»? Возница отвечал: «Пришёл обменять это (и показал узелок с камнями) на арбузные семечки. Но теперь вижу, что напрасно. Забирай даром». Возница протянул узелок купцу со словами: «Тебе они сейчас, нужнее, чем мне».
- Благодарю, тебя, за подарок, чтобы это не было. Возница не стал дожидаться, когда купец увидит подарок, кивнул головой и зашагал прочь. Завывания жены переходящие в причитания о каре небесной, прервал муж. Ибрагим показал развёрнутый платок полный драгоценных камней. Он высыпал их на землю и стал расставлять: - на это мы построим дом, здесь будет фруктовый сад, Ибрагим долго перечислял, что можно сделать. Пока в небе не грянул гром. Дождь обрушился на их головы. Камни утонули в земле, исчезнув без следа. «Третья подряд утрата», подумал купец. Его жена смотрела на младенца, не желая видеть, что случилось. Дождь лил, как из ведра. Мужчина встал и пошёл искать что-нибудь уцелевшее, чтобы сделать кров над головой. Когда он стал оглядываться, то увидел, как стена дождя преломляется об выросшие из земли, дом, фруктовые деревья и многое, многое другое, о чём говорил Ибрагим своей жене…
Возница вернулся домой, уставший, только решил лечь спать, как услышал, что скрипнула калитка. Он вышел посмотреть, кто это пришёл. На дворе стоял, уже знакомый странник. Возница, бросил по привычке взгляд на огород освещённый лунным светом и увидел, на том месте, где он обронил семечку, вырос красивый цветок, от которого  по всему огороду, расползались стебли с арбузами. Хозяин дома не мог оторвать взгляд от картины происходящего, когда он опомнился, странника на дворе уже не было…