Княгиня Ольга - часть 5

Евгения Грекова 2
   
               Становление российской государственности
               
                Версия

                По мотивам  работ:

= «Рюриковичи. История  первой династии». Марина Михайловна Бандиленко (1974)
= «Русь. Легенда о Рюрике» - Сергей Николаевич Короп (1960)
= «Конунг» - Илья Владимирович Бояшев.(1961)
= «История династии Рюриковичей» - Александр Фокин (1988)
=  Статьи из интернет – источников.
= «История войн» - Прокопий Кесарийский (между 490-507,ум.565г.)
= «Северные письма» - Ксавье Мармье (1809-1892)
= «Загадки первых русских князей» - историк Александр Сергеевич Королёв (1972)
=  «Князья Аскольд и Дир» - Русская историческая библиотека,- по материалам русского историка Василия Осиповича  Ключевского (1841-1911)
=  «Песнь о Вещем Олеге» - Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).
= Татищев Василий Никитич (1686-1750) «История Российская» кн.1 гл.1У Вырезка из «Повести Временных лет» о Вещем Олеге - кн.2.,гл.2.
= «Рюриковичи. Князь Олег» - Галина Феодосьевна Петреченко (1942…).
= «Русские цари. Рюриковичи. Романовы» - Борис Иванович Антонов (1941…)
= «Антаподосис» - (Воздаяние), т.5, гл.15  Лиутпранд Кремонский (920-972), средневековый итальянский дипломат, историк.
= «История» т.6.,гл.10,- Лев Диакон (950-992) - византийский писатель, историк.
= «Первый Рюрикович. Игорь Старый»  Секретные материалы ХХ века.
= «Внешняя и внутренняя политика княгини Ольги» - Информарус.
= «Ольга – королева русов» - Борис Львович Васильев (1924-2013).
= «Аз Бога ведаю» - российский писатель, исследователь истории России и   русского языка - Сергей Трофимович Алексеев (1952….).


       Версии о происхождении   княгини Ольги.

      Первая из правителей Руси, которая приняла христианство, святая равноапостольная Православной церкви; её память празднуется 11 (24) июля и в Соборах Киевских, Псковских и Волынских святых.
      Великая княгиня Ольга (в крещении Елена), (по разным данным родилась  в  893/920?, умерла в 969; правила с 945 по 960), была женой Киевского князя Игоря (родился прим. в 878 – ум.945, правил с 912 по 945), и навсегда вошла в историю Киевской Руси как творец русской культуры и государственности. Кроме того, уникальность личности Ольги заключается в том, что она – первая женщина, причисленная Русской Церковью к лику святых.

       Точная дата рождения Ольги не сохранилась. «Архангелогородский  летописец» утверждает, что девушка вышла замуж в 903 году, когда ей было десять лет. Исходя из этого, можно считать, что её рождение приходится на 893 год, но историки до сих пор спорят по поводу достоверности года её рождения.

       Наибольшую загадку, касающуюся этой известной личности, как для светских, так и для церковных историков, являет собой также  вопрос о происхождении и этнических корнях княгини.
       О жизни Ольги до её встречи с Игорем и, более того, до рождения ею на рубеже 30-40-х годов Х века сына Святослава, также известно ничтожно мало.

       Сомнительной достоверности «Повесть временных лет» сообщает нам, что в 903 году из Пскова молодому князю Игорю, которому на тот момент было 25 лет, привели его будущую супругу – десятилетнюю Ольгу…
       Кто были её родители, какого она роду-племени тоже точно  не известно, как и многое другое, и не только о ней, а и об её предшественниках на Киевском престоле, и об её сыне...Разные летописи дают разные версии,- так:

        Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискарёвский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: Олег же и поженил Игоря и Ольгу. Тут становится понятной мотивация Олега – желание переплести свои корни с корнями правящих князей.

       Иоакимовская летопись, достоверность которой также ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги. Согласно этому источнику, девушку звали Прекраса, позже князь Олег дал девушке своё имя (Ольга — женский вариант имени Олег).
       Версию о болгарском происхождении Ольги, широко распространённую в болгарской историографии, выдвинул в 1888 году архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин, 1822-1891), его поддержал Дмитрий Иванович Иловайский  (1832-1920); из новейших исследователей эту гипотезу принимал Андрей Леонидович   Никитин (1935-2005). 
       Современные исследователи считают, что болгарское происхождение княгини Ольги могло бы дать интересное объяснение такой удивительной страсти её сына Святослава к Болгарии. Кроме того, в научно-исторической среде существует также мнение, что Ольга была близкой родственницей или даже внучкой знаменитого царя Болгарии Симеона 1 Великого (864-927; с его именем связан Золотой век Болгарского государства).
       Внимания также заслуживает версия известного историка Русской Церкви Антона Владимировича. Карташёва (1875-1960) о скандинавском происхождении Ольги, к которой он пришёл в результате исследования этимологии её имени. Карташёв пишет: «Самое имя её, графически точно отражённое в греческих мемуарах Константина Порфирогенита, точно передаёт широко известное древнескандинавское имя Helgi – Хельги».

        А вот  Список  уже вышеупомянутой, считающейся весьма спорной,   древнейшей  летописи  «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты под Псковом. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей…
        И кто сегодня может утверждать  правильность  только одной единственной из этих версий?
        Юность княгини Ольги совпала  со второй половиной правления князя Олега, – временем бурных событий, – походов на Византию, Прикаспийские области, военных побед и поражений, взлётов и падений. Каждое из тех событий оставило глубокий след в душе и сердце мужественной и мудрой княгини, которую Божий промысел постепенно готовил к высотам и испытаниям. Но самой заметной стала её духовная высота, а именно искреннее отход от язычества и  принятие ею Таинства Крещения, а также содействие распространению веры Христовой на просторах Руси ненасильственными методами.

                Знакомство с Игорем:

        Существует  легенда, о случайной встрече Ольги с Игорем на переправе под Псковом, и звали её тогда  Прекраса. Князь охотился, но подойдя к быстрой  реке,  понял, что не может  преодолеть её ввиду отсутствия лодки.
        «И увидел он некоего плывущего по реке в лодейце, и призвал плывущего к берегу, и повелел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул Игорь на гребца того и понял, что это девица, совсем ещё юная, пригожая да ладная»...
       Поражённый красотой девушки, князь попытался было завести разговор и склонить её к любовной связи, однако получил отпор:
«Что всуе смущаешь себя, о княже, склоняя меня к сраму? Зачем, непотребное  на уме держа, бесстыдные словеса произносишь? Не обольщайся, видя меня юную и в одиночестве пребывающую. И не надейся, будто сможешь одолеть меня: хоть и неучёна я, и совсем юна, и проста нравом, как ты видишь, но разумею всё же, что ты хочешь обидеть меня… Лучше о себе помысли,  и оставь помысел свой. Пока юн ты, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие и чтобы не пострадать тебе от некоего зла. Оставь всякое беззаконие и неправду: если сам ты уязвлен будешь всякими постыдными деяниями, то,  как сможешь другим воспретить неправду и праведно управлять державой своей? Знай же, что если не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то лучше для меня будет, чтобы поглотила меня глубина реки сей: да не буду тебе в соблазн,  и сама поругания и поношения избегну».
Поражённый мудрой отповедью юной девицы, устыдился Игорь слов своих,  а  встреча  та осталась в глубине памяти.
       О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время  искать себе невесту. Он отказался от невестиных смотрин, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая себе никакой другой жены...

                Месть древлянам:

        Перед тем, как говорить о том, насколько сильное и благотворное влияние на Ольгу оказало христианство, следует остановится на  важнейшем эпизоде из её жизни, который  был связан с кровавой расправой над древлянами, убившими её мужа Игоря. Эпизод этот красноречиво свидетельствует не только  о её очевидной мстительности, (каковой она была  до принятия ею христианства), но и о непревзойдённой мудрости этой незаурядной женщины,  дарованной ей Высшими силами,  и предназначенной для великой миссии – правления Русью.
Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа: 
       Древляне  сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые, считая Ольгу слабой женщиной,  решили  уговорить  её выйти замуж за их князя – Мала. Таким образом,  они хотели объединить земли свои с киевскими,  и стать самым большим и могущественным государством  своего времени.
       Первых сватов  по приказу Ольги  закопали  живьём вместе с ладьёй  в глубокой яме, предварительно вырытой перед теремом  княгини. Малу  княгиня отправила сообщение, что она достойна  лучших сватов из самых знатных мужей страны…
       Не подозревая подвоха, князь согласился. Эту депутацию из важнейших древлянских воевод, по велению княгини закрыли в бане, и, пока они мылись перед  встречей с ней, баню подожгли, - там  все они все и сгорели заживо...
       Позже княгиня явилась с малочисленной дружиной к древлянам, якобы для того, чтобы, по традиции, справить тризну на могиле супруга. Во время этого  действа Ольга опоила древлян и велела своим людям рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов...
       В следующем 946 году княгиня Ольга предприняла поход на земли древлян. Она окружила их столицу Искоростень, и, после долгой безуспешной осады, применила хитрость: потребовала откуп с каждого дома по три голубя, обещая удовольствоваться этим, и снять осаду. Утомлённые осадой,горожане с радостью  согласились, и попались на уловку княгини. К лапам птиц были привязаны пруты с зажигательной смесью, пруты были подожжены, и голуби были выпущены на волю. Птицы устремились каждая к своему дому...и весь город сгорел дотла. Часть древлян погибла в сражении; другие сгинули в пламени огня, остальные покорились и согласились платить дань Руси...
      Сложно утверждать, как было на самом деле, особенно по прошествии многих столетий, учитывая, что, даже текущие события трактуются каждой стороной по-своему...
                Правление Ольги.

      Согласно  логике  и  сохранившимся данным, каждый раз, покидая Киев, Великий князь Игорь оставлял управление государством на свою жену княгиню  Ольгу. Именно она в период отсутствия Игоря проводила переговоры с наместниками по внутренним делам, принимала иностранных послов и занималась всеми хозяйственными и политическими  вопросами. Таким образом, можно предположить, что ещё до смерти  Игоря, она уже накопила практический управленческий опыт по всем аспектам.
      Согласно летописям, описывающим события тех времён, после смерти Игоря, Ольга, с согласия дружины, пришла к власти, так как сын её, Святослав, имел всего три года от роду. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника стола. Решительный образ действий княгини-матери в отношении древлян также склонил чашу доверия дружинников в её пользу.
       Больше замуж она не выходила, храня верность почившему мужу, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.
       Предшественники Ольги много времени проводили в военных походах, мало внимания уделяя делам внутренним. Между тем они давно требовали мудрого и  взвешенного решения. Выполнение этой задачи легло на плечи княгини.
        Она объездила почти все свои владения, была и в Новгороде, и в Пскове, и в других землях. Чтобы по достоинству оценить этот подвиг необходимо представить дороги тех времён и способы передвижения по ним. Но это было не просто путешествие – одновременно Ольга основывала новые сёла, погосты, города.
       В 945 году Ольга установила точный размер «полюдья» - податей в пользу Киева с каждого княжества, конкретные сроки их уплаты и периодичность – «оброки» и «уставы». Все подвластные Киеву земли были поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — ТИУН.
       Ольга установила систему «погостов» - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить  христианские храмы. Теперь князю не было необходимости объезжать подвластные земли для сбора дани,- представители этих земель, не желая повторить судьбу древлян, сами привозили свой оброк и сдавали его в княжескую казну на этих «погостах» под присмотром княжеских администраторов.
      Таким образом, в середине X века было усилено единство Руси, создана система сбора налогов, что укрепило Древнерусское государство и способствовало  росту авторитета великокняжеской власти.
       Этот исторический факт свидетельствует о том, что феодальное киевское правительство времён Ольги прекрасно понимало необходимость нормировать и упорядочить государственную прибыль, что, безусловно, говорит о достаточно рациональном и прагматичном мышлении княгини Ольги в государственных вопросах.
       Благодаря ей, на Руси зародилось каменное строительство. Глядя на то, как легко горели деревянные крепости древлян, в землях своего княжества она повелела  впредь строить дома из камня. Первыми каменными зданиями в Киеве стали городской  дворец и загородный терем правительницы. Уделяла внимание Ольга и  благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских и др., расположенных вдоль реки Десна.
       После крещения Ольга построила десятки храмов, в т.ч. и в подвластных землях, включая монастырь в родном  Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там по её велению уничтожались языческие символы и  воздвигались христианские.

                Внешняя политика в правление княгини Ольги.
 
      Не меньшую мудрость проявляла Ольга и во внешней политике. Великая княгиня ввела самостоятельный многовекторный курс для государства, вверенного ей промыслом Божьим, добиваясь для страны равноправных отношений с могущественными соседними государствами – на юго-западе с Византией, на юго-востоке с Хазарским Каганатом, с греческим Востоком и латинским Западом.
      Доктор исторических наук Геннадий Григорьевич Литаврин (1925–2009), тщательно исследовавший детали визитов княгини Ольги в Константинополь, считает, что «правительница Древнерусского государства во всех своих внешнеполитических акциях преследовала, конечно, помимо прочего, цель повышения авторитета Руси на международной арене».
       Суть правления княгини Ольги кратко можно свести к следующему: укрепление внутренних рубежей; установление новых и поддержание старых законов (точный размер дани и время ее выплаты); установление полюдья, образование погостов и уроков; поддержание связей с соседями.

       Время правления княгини Ольги было мирным; историки склонны давать положительную оценку её княжения...В 957 году она пребывает в Царьград, а в 961 году уже в Киеве встречают послов германского императора. Целью посольства являлось укрепление отношений на почве скорого принятия Русью христианства. Но Святослав предпочёл остаться язычником, и посольство потерпело неудачу.
В правление княгини Ольги внутренняя и внешняя политика только официально контролировалась её сыном, а на самом деле всеми вопросами занималась именно  она, так как Святослав большую часть своей жизни проводил  в военных походах.

                Крещение Ольги:

       Справедливости ради необходимо отметить, что принятие Ольгой христианства в корне изменило морально-этические жизненные принципы княгини и значительно смягчило её необузданный нрав. В бытность свою язычницей, Ольга была не только чрезвычайно мудрой, но и жестокой правительницей, о чём может красноречиво свидетельствовать подробно описанная выше ужасная многоэтапная расправа над древлянами. В то же время, именно этот этап её жизни стал переломным. По мнению одного из исследователей, именно после смерти Игоря «в душе княгини произошёл перелом, который от этих кровавых и жестоких деяний повлёк её к покаянию и обращению в христианство».

        В 955 году княгиня решила принять христианство. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где её лично крестил император Константин VП, став ей крестным отцом. Это обстоятельство помогло ей под благовидным предлогом отказать в предложении императора выйти за него замуж, мотивируя свой отказ тем, что христианство не позволяет крестному отцу жениться на своей крестнице. Во время крещения она приняла имя Елена, но в истории  осталась больше известна, как княгиня Ольга.
       После таинства Крещения, она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела приобщить к христианству своего сына Святослава, но тот был убеждённым язычником, «и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.
       Дружинники с опаской и неприятием отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство, и, посему, его необходимо запретить. Но он,  оставаясь язычником, терпимо относился к распространению христианства,так как не хотел огорчать мать.
       Ольга так и не удалось сделать христианство основной государственной религией на Руси. Не желая осложнять отношения Святослава с дружиной, княгине пришлось прекратить свои религиозные походы, затворившись в Киеве.Она воспитывала  своих внуков в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь вызвать гнев сына. Священника при себе держала тайно, чтобы не давать повода для гонения  людей христианской веры.
       В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто ходил в военные походы, поэтому, несмотря на официальный титул Святослава, страной правила Ольга, предположительно  до 960 года, когда тому исполнилось 18 лет.
       Влияние Ольги будет ощущаться даже во время правления её внуков Олега и Ярополка Святославича,(матерью которых была венгерская принцесса Предслава) и  Владимира Святославича,(матерью которого была ключница Ольги, по имени Малуша Любечанка, наложница Святослава и сестра воеводы Добрыни). Они были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства мягкими ненасильственными  методами.

***** Академик Геннадий Григорьевич Литаврин, например, пришел к выводу о том, что первый визит Ольги в Константинополь имел место ещё в 946 году. Если Ольга была крещена уже тогда, то вполне правдоподобным выглядит сообщение Степенной Книги о том, что в 947 году Ольга обходила русские земли, проповедуя Евангелие, сокрушая идолов и воздвигая кресты. Об этом же говорит и Иаков Мних, а Татищев, ссылавшийся на Иоакимовскую летопись, писал, что Ольга основала Софийский собор в Киеве. Эта версия также подтверждается свидетельством источника XIV века о том, что Софийский собор в Киеве был освящен в 952 году, что было возможно лишь в том случае, если Ольга действительно была крещена ранее указанного «Повестью временных лет» года.

        Но когда бы ни произошло крещение княгини Ольги, оно, безусловно, стало важнейшей вехой в процессе христианизации Руси. Летописцы, как и многие богослужебные тексты, по праву называют Ольгу «зарей», которая предшествовала «солнцу» – т.е. князю Владимиру. Именно поэтому «значение её примера для общества было чрезвычайно велико. Недаром позднее советники говорили князю Владимиру, что если уж мудрейшая Ольга приняла крещение, то это дело заслуживает доверия. То есть значение Ольги ещё состоит в том, что она подготовила почву для утверждения христианства на Руси. Поэтому Ольга, как и её внук, Владимир, именуется нашей Церковью равноапостольной».
      О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Ильи пророка в Киеве в русско-византийском договоре (944).

                Смерть княгини Ольги:

       Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русские земли, Ольга с детьми Святослава находилась в Киеве. Посланец Ольги к Святославу поведал ему о ситуации, и он вернулся из похода на Болгарию, снял осаду, разбил печенегов. Не желая оставаться в Киеве надолго, он на следующий год уже собирался уйти обратно в Переяславец, свою новую столицу. Ольга удержала его, сославшись на своё  плохое состояние. И сказала: «Когда похоронишь меня, отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла...И произошло это в 969 году...

       «И  плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди...и понесли...и похоронили её на выбранном ею месте»...

       В 1007 году внук княгини - ВладимирI Святославич - перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса её мощам приписывали задолго до этого.
         Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение к первой правительнице Руси, принявшей крещение: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она сияла, как луна в ночи; и светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».
               
                Официальная канонизация княгини Ольги.

       В 1547 году Ольга  была причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились всего пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

       Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католической и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
 
***** Княгиня Ольга – подлинный пример того, как щедро Господь может наградить множеством талантов и выдающихся качеств одного человека. И откуда бы не происходила эта незаурядная женщина – из Пскова, Скандинавии или Болгарии, сегодня с уверенностью можно сказать, что мы должны быть благодарны той благословенной Богом земле, которая даровала Киевской Руси такую выдающуюся личность, заботящуюся не только о религиозном просвещении, но и о социально-политическом преуспеянии Киевской Руси, какою и была святая равноапостольная великая княгиня Ольга.*****

      Иаков Мних в своём описании создаёт образ Ольги как чрезвычайно умной, привлекательной женщины, просиявшей подлинной святостью. Бесценные миниатюры Иоанна Скилицы, а также Радзивиловской летописи XV в., изображают Ольгу как беспримерного и непревзойдённого государственного лидера...

                ****************

...О, как же надо постараться –               
«Иголку  в стоге» отыскать.
Найдёшь ли? Иль может статься,
Не стоит «копья» так  «ломать»?

Но всё же, истина есть где-то.               
Ужели спрятана на дне?
Мы бродим в поисках по свету,
И видеть силимся во тьме?

А хочется так, непременно               
Приблизиться к ней хоть на шаг.
Всё, что прошло – оно нетленно,
Оставшись в памяти, в делах.

В легендах, сказах и былинах               
Есть отраженье дел былых,-
В размытых временем картинах
Веков тех давних не простых.

Не может сгинуть то бесследно,               
Что в код записано страны.
Оно приходит, непременно
В сияньи доброй старины.

...Легенда есть: «Прекрасу встретил               
Наш князь одну, в глухом лесу;
И очень скоро он отметил
И ум девицы, и красу.

Как «пел» ей князь наш сладки речи!               
Стремясь девицу сбить с пути;
Но слов поток был гневно встречен,
И Игорь, молча, отступил.

И пристыдила притязанья,               
(Хоть Игорь был собой пригож).
Отказ он принял с пониманьем,
Но от судьбы как ты уйдёшь?

...А в сердце Князя речь запала,-               
И Игорь потерял покой.
«Она,- решил,- не для забавы,
Мне дева стать должна женой».

...Отверг невестины смотрины;               
Ходил он грустный, сам не свой.
...Судьба Прекрасе стать княгиней
И править русскою страной!

Она из рода Гостомысла?               
Князьям Изборским была дочь?
...И вороньём всё кружат мысли;
Темна противоречий ночь.

Её языческое имя               
Олег тотчас переменил.
И, Игоря любя, как сына,
На ней его женить решил...

И тут клубок различных мнений:               
Любила ль Игоря она?
И душу мучают сомненья:
Она – любимая жена?

Рекут, что Игоря хотели               
Давно от власти отрешить.
И Ольга – «в теме»...Неужели?
Тогда за смерть зачем же мстить?

...Читая о её деяньях,               
Я не могу поверить в то...
Да, не назвать княгиню ланью,
Но и злодейкою - за что?

За смерть любимого что мстила?               
Но вспомним нравы тех времён:
Кто не умел явить всем силу,               
Заранее был побеждён.

...Казнили князя «не по чину»,-               
Что очень не по нраву ей.
И мести лютой сжав пружину,
Суровей стала всех судей.

Напрасно мыслили древляне:               
«Со слабой женщины что взять?
Нам покорятся киевляне,
А Мал ей мужем должен стать».

Но думать так – наивно было,-               
Не знали как она хитрА:
Уж их судьбу определила:
«Грядёт отмщения пора»!

...Не отказала напрямую,               
Замыслив хитрый женский ход:
И в яму сбросив, всех живыми,
(Послов древлян)- дверь распахнёт

Для мести страшной и кровавой.               
Остановиться не могла,-
А в завершение расправы,   
Сожгла столицу их дотла:

Она пошла на них войною,               
«Кто здесь ХОЗЯИН, показав»,
И крепкой правила рукою,
Явив в правлении свой нрав.

...В стране ввела порядок новый:               
Оброк сдавать всем точно в срок.
И строит центры для торговли,-
Введя всех податей учёт.

На землях, Киеву подвластных,               
Благоустройством занялась.
Кто раньше был с ней не согласным,
Вмиг понял – «ко двору пришлась"...

И строить каменные зданья               
Княгиня Ольга начала.
Руси желая процветанья,
Она так многое смогла.

...Повторно замуж не выходит,               
Лишь князю Игорю вернА;
Дела Руси её заботят -
И их решать обречена.

...А до принятья христианства               
Жестокосердною была;
Меняет нас само пространство,
Нас очищая добела...

...Крестилась Ольга в Византии,-               
В крещении Еленой став.
Вернулась с чувством эйфории,
Крестить и сына, пожелав.

Однако Святослав не хочет,               
И даже сердится на мать;
Считает, что его порочит...
С язычника что можно взять?

Непонимания дружины               
Не хочет Святослав совсем,-
И в этом главная причина,
Что он креститься не хотел...

...Крестить ей Русь не получилось,               
Но Храмы строились в стране;
И христианство свои крыла
Простёрло в ясной синеве...

Продолжение следует: