Про безбрачие и не только

Галина Кулаева
Мы говорим про целибат
И про безбрачие читаем:
Монахи не вступают в брак,
Себя на подвиг обрекая.

А ведь когда-то холостых
В правах законы ущемляли,
Всем миром осуждали их,
Налогом тяжким облагали.

До Христианства тяжело
Жилось на свете одиноким,
Ещё их время не пришло
В языческих веках далёких,

Но Шакьямуни наставлял
Учеников своих - буддистов,
Что мир духовный – идеал,
К которому должны стремиться.

Жену оставил и детей,
Отрёкся от греховной жизни, -
У Гаутамы много дел,
Одно из них – служить Отчизне.

Пророк безбрачный Илия,
Апостол Павел в Христианстве,
Как нам доносят Жития,
Решили девства не лишаться.

Плоть отрицая, гностицизм
Входил с отцами церкви в споры,
Епископам святую жизнь
Вести мешали, долго, жёны,

Но позже стали заставлять
Тех, кто вступает в сан высокий,
Супругу сразу отсылать
Навечно в монастырь далёкий.

Логично, что затем пришли
К запрету братии жениться.
Иметь любовниц не могли
Духовные любые лица.

А те, кто нарушал запрет,
Детей рождённых от наложниц
На рабство обрекали всех,
И матерей несчастных тоже.

Таков одиннадцатый век
И нравы западного клира,
Но на Руси такого нет, -
Священство всё семейным было.

Потом, конечно, разделить
И здесь решили духовенство,
Мог только «белый» в брак вступать,
А «чёрный» обручался Церкви.

В истории примеры есть
И внецерковных целибатов,
Так, в рыцарстве людей не счесть,
Решившихся на жизнь без брака.

Велят законы разных стран
(Времён былых, и даже ветхих)
За блуд безбрачием карать,
Как правило, неверных женщин.

Да и у нас был на Руси
Указ-запрет на брак четвёртый,
И тем, кто восемьдесят зим
Отметил, стоило запомнить:

Для них прописан целибат
И жизнь духовная, простая.
Сейчас такого нет, а жаль,
Порой всем очень не хватает

Духовной строгой чистоты,
Рассудка ясного, как в детстве,
И милосердной доброты
К убогим, сирым и болезным!