Товарищество Эйнем страницы истории

Анастасия Сергеевна Соколова
               
                Анастасия Соколова


                ТОВАРИЩЕСТВО "ЭЙНЕМ":
               
                страницы истории
               
               

                Сюрпризы от «Эйнема»
               
            Бабушка любила рассказывать мне о старине. А я любила слушать. Бывало,   достанет из своего  деревянного  сундучка  какую-нибудь старинную вещицу, да и поведает о ней  целую  историю.  В этом  небольшом   сундучке хранились  письма, семейный   фотоальбом,  книги,  ноты,  ножницы, спицы, крючки, пяльцы,   ажурные  салфеточки   и  несколько необычных  рекламных  карточек-вкладышей  фирмы «Эйнем».  История приобретения  этих раритетных  вкладышей  связана  с праздничными   семейными   чаепитиями.

            За  большим круглым столом    собиралась вся  семья,   и  младшим детям  разрешалось открыть   красивую, обтянутую шелком или бархатом   подарочную  коробку  со сладостями  кондитерской фабрики   товарищества «Эйнем».   Это действо  доставляло  ребятам  огромное удовольствие,  ведь  кроме кондитерских изделий   в  каждой   коробке  обязательно находился  какой-нибудь   загадочный вкладыш-сюрприз.  Например,   ноты «сладких мелодий», такие как: «Танец какао», «Шоколадный вальс", "Вальс-монпансье", "Кекс-галоп",  написанные  композитором Карлом Фельдманом    специально для  фирмы «Эйнем». Вкладышами могли быть   марципановые   фигурки,   щипчики для сладостей, игральные карты,   фирменные салфетки, схемы для вышивания крестиком,   игрушки,  открытки,  мозаики и карточки, рекламирующие продукцию фирмы.

           Радость  от  появления на столе   праздничных коробок   фирмы «Эйнем», их  оформление,  дизайн   упаковки, вкус и аромат,   запомнились моей бабушке на всю жизнь.     В память  о  счастливых  встречах  со   «сладкой сказкой»  бабушка   сохранила  5  кондитерских  карточек-вкладышей товарищества  «Эйнем»    из серий  «Русские художники и их картины», «Типы народов мира», «Производства» и  «Национальные танцы». 
            Вот они передо мной…   И через столетие  эти  красочно   с большим художественным вкусом  оформленные и сопровожденные интересным пояснительным текстом  карточки-вкладыши  не утеряли своего главного свойства – способствовать расширению кругозора и эрудиции их обладателя.
            Тематические   серии   открыток и карточек-вкладышей   «Товарищества “Эйнем”» посвящались  природе, технике,   промышленности,  производствам,    географическим открытиям,  историческим событиям,   видам искусств.
            Счастливчику, собравшему   всю  серию,  полагался приз от производителя.
            Над  созданием   эскизов   упаковок  кондитерских изделий,   художественным  оформлением   рекламных плакатов,  открыток  и рекламных карточек-вкладышей   трудились  талантливые  профессиональные   художники,   в числе которых  такие  знаменитые  мастера изобразительного искусства,   как  Михаил  Врубель,  Лев Бакст,  Иван Билибин,  Александр Бенуа, братья  Виктор и Аполлинарий  Васнецовы. 
            Каждая  картинка, изображенная на лицевой стороне,  имела номер  и  сопровождалась    информацией,  размещенной   на оборотной стороне вкладыша. 
            Так, на  карточке за  №11  из серии «Русские художники и их картины», состоящей из 12 вкладышей,   представлена  репродукция картины В.Н.Сурикова «Меньшиков в Березове» и  портрет художника, а на обратной стороне -  краткие сведения о его жизни: «Художник исторической живописи, родился в 1848 году. Воспитанник Императорской Академии Художеств».            
            Обратную сторону  карточки-вкладыша  венчает Герб Российской Империи. Под  Гербом   дата  --  1896.    Под   строкой   «Товарищество „Эйнем“, Москва»    реклама:
            «Наш Шоколад приготовляется из самых высоких сортов какао при самом тщательном выборе сырого материала. Наш Какао лучший напиток утром, без всякой  примеси и обладает большою питательностью. Можно получить везде»
            Высочайшего качества продукцию  московской кондитерской фирмы, основателем которой был  Фердинанд Теодор фон Эйнем,   по достоинству оценили и  полюбили все россияне.
               
               
                Создатель сладкой сказки
         
            Фердинанд Теодор фон Эйнем родился 15 февраля 1826 года в Пруссии, в  городе   Бад-Бельциг   в семье священника.  Семнадцатилетним юношей   Эйнем поступает подмастерьем  в  «придворную Его Величества короля Прусского кондитерскую»  под руководство  знаменитого  кондитера   Ариоли,   и  уже  к 20-ти годам   талантливый ученик становится опытным мастером.  По совету своего учителя подданный королевства Вюртемберг   Теодор  Эйнем  решает   применить полученные  знания и умения в далекой России.  В Москве  двадцатидвухлетний  кондитер   начинает свое дело по  производству пиленого сахара и сиропов.   
             С разрешения Ремесленной палаты в  1851  году  Теодор Фердинанд фон Эйнем  открывает  на Арбате в доме  родственницы своего учителя Марии Семеновны Ариоли   небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет.  Двери  гостеприимный кондитерской  широко открываются  для всех, желающих  выпить  чашечку горячего шоколада  и купить  фирменные  конфеты. Товар пользовался большим  спросом, ведь сладкий шоколад  высокого качества был в новинку для москвичей.  В России  до Эйнема делать качественный шоколад еще не умели.  Так   немецкий кондитер  Теодор Эйнем  заложил  первый камень в строительство  своей  будущей   «сладкой империи».
             Московский  шоколадье   никогда не отступал от  им же установленных  правил:  «Приготовлять шоколад из высших сортов какао по сходным ценам, не употреблять низкие сорта какао темного цвета и дурного вкуса, употреблять только белый сахар».            С каждым годом  производство кондитерских изделий  фабрики «Эйнем»  росло и расширялось.   В 1853 году   потомственный дворянин Фердинанд Теодор фон  Эйнем   вступает в третью гильдию московского купечества.
            Во время Крымской войны (1853-1856)  Эйнем  «с замечательной  честностью»  выполнял  госзаказ  по поставкам  сиропов и варенья для раненых  на  фронт.
            В 1855 году на паях со своими компаньонами  -  полковником Лермонтовым и коллежским секретарем Романовым   Эйнем  снимает на десять лет помещение  на Петровке, в доме Рудакова,  куда переводит свою   кондитерскую фабрику, значительно расширив ассортимент выпускаемой продукции. 
            Фабрика  предлагала покупателям  десять сортов шоколада, шоколадные конфеты, пралине.   Экзотические названия такие как «Мартиник», «Пуэрто-Кабелла», «Каракас», «Гуаякиль»  указывали на  места, откуда поступало сырье для изготовления  шоколада.  На фабрике разрабатывались уникальные рецепты   лечебного шоколада с  природными добавками: миндальным молоком и различными семенами. Кроме того,  фирма принимала заказы на  изготовление  тортов.
            В 1857 году  Эйнем  пригласил в компаньоны  своего  соотечественника, подданного  королевства Вюртемберг,  Юлиуса Гейса (1832-1907).   Сын священника Юлиус Гейс  до приезда в Россию  успешно работал  коммивояжером в Германии, а по приезде в Россию  -  в магазине своих родственников в Одессе.   В Москве предприимчивый немец  трудился  в частных фирмах и муниципальных структурах по освещению  улиц керосином и газом,   заведовал  «фонарной частью».  Заключив взаимовыгодный договор,  молодые предприниматели:  Эйнему – 31 год,  Гейсу – 25,  открывают  в центре Москвы, на Театральной площади кондитерский магазин.
            В 1863 году продукция фирмы «Эйнем» получает  первую награду  - бронзовую медаль на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Одессе.  В 1865 году  на Московской выставке Русских мануфактурных изделий   фирма  награждается серебряной медалью.
            На выставке был представлен широкий ассортимент   кондитерских изделий:   какао и шоколад, сиропы, эссенции, карамель и варенье. 
            Не останавливаясь на достигнутом,   успешные предприниматели  ставят перед собой  задачу   значительно расширить производство.  С этой целью  в  1866 году   на имя своей жены Каролины  (урожденной Мюллер)   Теодор  Эйнем  покупает  дом  на Софийской набережной  Москвы-реки и  прилегающий к дому участок, на котором  планируют построить  фабрику.
            Из Европы   компаньоны выписывают  новейшую паровую машину и приступают к постройке двух фабричных корпусов. И уже в следующем году    кондитерская фабрика «Эйнем» на Софийской набережной приступает к работе. 
            В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана  первая официальная запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867». 
            Объемы заказов росли. Эйнем смело расширял ассортимент выпускаемой продукции.  Кроме  конфет, пастилы, печенья, бисквитов и  пряников,  на фабрике выпускалось сразу несколько сортов ванильного шоколада:  "Царский", "Княжеский", "Боярский", "Столичный", "Американский", "Всемирный", "Спорт", "Фаворит" и другие.
            Стремясь  разнооб¬разить ассортимент,    Эйнем закупает в Англии  оборудование: бисквитную печь и десять печей для изготовления вафель.  Легкое  бисквитное  печенье  пользовалось  большим спросом в Европе.  В  Россию приезжает   специалист  англичанин, с которым Эйнем заключил договор  по  техническому обслуживанию   новых печей. Сырье  для производства шоколада: какао-бобы,  тростниковый сахар, орехи,   фирма «Эйнем» закупает через партнер¬ские фирмы в Берлине и Лондоне.   
            Тем временем   под руководством  Юлиуса Гейса полным ходом  шло   строительство еще одного корпуса фабрики на Софийской набережной. Новое здание  открылось   в  августе 1871 года. В этом же году   «Эйнем» становится  крупнейшей из пяти  московских кондитерских фабрик.   
            Фабрика  «Эйнем»  выпускала почти половину продукции всех московских  кондитерских предприятий, а именно: 32 тонны шоколада, 160 тонн шоколадных конфет, 24 тонны «чайного печенья» (английских бисквитов) и 64 тонны колотого сахара. 
            Доход   от продаж  кондитерских изделий  составлял более 300 тысяч рублей в год (из них 246 тыс. руб. приходилось на шоколад).
            В небе Москвы парили дирижабли,  рекламирующие продукцию  фирмы «Эйнем».
            
            Эйнем и Гейс  не забывали о благотворительности, жертвуя  5 копеек серебром   с каждого проданного фунта нового печенья  в пользу  благотворительных  заведений  Москвы и Немецкой школы  для бедных и сирот.
            На  кондитерской фабрике  «Эйнем»   рабочий день   составлял от 8 до 10 часов. Тогда,  как  на предприятии главного конкурента  Эйнема, знаменитого  фабриканта  Алексея Ивановича Абрикосова (1824-1904), владевшего кондитерскими и чайными магазинами в Москве,  рабочие трудились по 15 часов в день.
            Молодым матерям  Эйнем предоставлял двухнедельный декретный отпуск. В планы хозяина производства  входило обеспечение рабочих  пенсиями.
            За  немецкими предпринимателями  прочно закрепились  русские  имена  Федор Карлович и Юлий  Федорович. 
                __________________
            В течение тридцати лет  вюртембергский     подданный Фердинанд Теодор фон Эйнем трудился над созданием  «сладкой сказки» на  русской земле,   заслужив любовь и уважение коллег и покупателей.   Дело,  которому   Эйнем посвятил   свою жизнь, требовало  огромного напряжения   сил  и самоотдачи.  В 1876 году   пятидесятилетний  шоколадье  принимает решение об  отъезде   в  Германию  в надежде поправить там  свое здоровье.   Перед отъездом  Эйнем предлагает Гейсу выкупить у него долю в их общем бизнесе.  Наследников у  Эйнема не было.    Сделка состоялась.  Заплатив своему партнеру 100 тысяч серебром  и обязуясь  выплатить еще 300 тысяч рублей в течение девяти лет, Юлиус Гейс становится единоличным владельцем фирмы.
            Через несколько месяцев после отъезда   Фердинанд Теодор фон Эйнем  скончался в Берлине.   Незадолго до кончины, Эйнем завещал похоронить его прах в России, стране, которую  он  искренне любил.    Каролина Карловна выполнила желание мужа. Прах  создателя «сладкой сказки»,  знаменитого московского   шоколадье,   покоится   на московском   Введенском (Немецком)   кладбище.               
            Каролина Карловна  вышла замуж.   Но, почувствовав   приближение смерти, просила похоронить ее рядом с первым мужем. Ее просьба была выполнена.
            Ныне  могилы   Фердинанда Теодора фон Эйнем   и Каролины Карловны  содержатся в хорошем состоянии, благодаря заботам  коллектива кондитерской фирмы  «Красный Октябрь».
               
                Юлиус Гейс
         
             В 1876 году руководство фабрикой полностью перешло к Юлиусу Гейсу. Новый хозяин   не стал менять наименование  знаменитой московской  фирмы.         
             В 1882 году в Москве  на Ходынском поле   проводилась  Всероссийская художественно-промышленная выставка.  Выставку «почтила своим присутствием»  русская  императрица Мария Федоровна.  Фирмой «Эйнем»  государыне был  преподнесен   необычный,  поразивший всех присутствующих подарок -  букет цветов, сделанных из конфет.   
             В 1885 году фабрика «Эйнем» получает  серебряную медаль за кондитерские изделия на Всемирной торгово-промышленной выставке в Антверпене,  заслужив  европейское  признания в  Бельгии, стране  с наивысшим уровнем производства шоколада.
            «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений „Эйнем“» -  так  в 1885 году стала называться возглавляемая Юлиусом Гейсом  фабрика  после акционирования  производства, основной капитал   которого составлял  500 тысяч рублей.  Юлиус  Гейс  и его старший сын   Юлий выступили учредителями фирмы. Более 90 % паев принадлежало девяти представителям семьи Гейс.
             В 1890 году  Юлиус Гейс  приобрел участок на Берсеневской набережной, и основные производственные мощности кондитерской фабрики  «Эйнем» были перемещены в новое помещение.  На фабрике работали бисквитный, шоколадный, халвичный и другие цеха. 
 
             По  данным, опубликованным  в энциклопедическом  словаре  Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, за 20 лет, с 1875 по 1894 г.  употребление шоколада в России возросло в 30 раз: с 6 до 180 тысяч пудов в год. Ввоз в Россию шоколада иностранного приготовления  почти прекратился.

             В 1896 году продукция  фирмы «Эйнем» была  удостоена высшей награды -  золотой медали  на Всероссийской промышленно-художественной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде.  Товарищество «Эйнем»  получило  право печатать  на упаковке   фирменной продукции  изображение герба России.
              Из года в год предприятие Гейсов развивалось, принося большую прибыль. Так,   размер основного капитала фирмы  в 1898 году составлял  уже 900 тысяч рублей.

              В 1900 году за качество шоколада и ассортимент фирма получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже.      
              К началу XX века фирма «Эйнем» владела двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, магазинами в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
              В Москве   успешно велась торговля  в  16-ти   фирменных  магазинах  товарищества «Эйнем».  Самые знаменитые  находились  в центре Москвы: на Петров¬ке,  в доме Челышева на Театральной площади, в доме Еремеевых  на Маросейке, в Верхних торговых рядах, на Мясницкой улице, на Арбате.
              Фирма  «Эйнем» предлагала покупателям более 100 наименований товара, в том числе:  шоколадные конфеты, кофе, какао, компот, леденцы от каш¬ля, мармелад,  шоколад в порошке,  бисквитное печенье, варенье, драже, карамель, монпансье, пастилу, пряники и коврижки, консервированное абрикосовое пюре и томатную пасту, сиропы, горчицу, фруктовые  соки.   
              Всех удивил появившийся  в 1904 году на прилавках магазинов «Эйнем» необыкновенный шедевр кондитерского искусства --  музыкальные шоколадные пластинки, которые ставили в специальный мини-грамофон.   Покупателю предлагалось к прослушиванию 72 мелодии. Но цена этого шоколадного чуда была слишком высока и недоступна для покупателя среднего достатка.
              Широко известны современным покупателям   такие,  появившиеся в начале прошлого века и  не изменившие своего названия кондитерские изделия как:  шоколадные конфеты «Трюфели» и  «Косолапый мишка», карамель «Театральная», «Дюшес», «Бенедиктин», «Барбарис», «Земляничная», шоколад  «Ну-ка отними!».

              В 1906–1911 годах   на Берсеневской набережной  по проекту известного архитектора Александра Калмыкова   из красного кирпича  строятся  пятиэтажные   корпуса   фабрики  товарищества «Эйнем».

              Юлий Федорович  Гейс   осуществил планы  Федора Карловича Эйнема по улучшению  условий труда  и жизни рабочих   и  их пенсионному  обеспечению. На его фабриках  трудились  1000 рабочих.   Ни забастовок, ни пьянства, ни прогулов на  фабриках «Эйнем»   никогда не было.   Больничная касса оказывала материальную помощь  нуждающимся.  Рабочие были обеспечены одеждой и обувью,  им  предоставлялось общежитие и питание в столовой. Непрерывно проработавшие на фабрике 25 лет,   получали  памятный серебряный нагрудный знак и  пенсию. На фабрике  работала  школа кондитеров и  открыта библиотека,   были организованы кружки  и хор мальчиков.
              Юлий Федорович Гейс    являлся      председателем     благотворительной    Евангелической  ассоциации в Москве и дважды получал орден Святого Станислава за заслуги в сфере благотворительности.
              Юлиус Гейс  скончался в 1907 году  в возрасте 75 лет.  В ведущих российских газетах     «Московские ведомости» и «Русское слово»  были напечатаны некрологи.  Проводить в последний путь  человека, чье значение для развития российской  кондитерской промышленности трудно переоценить,  собралось  множество народа.  От дома Гейса  до Немецкого кладбища  траурная процессия растянулась почти на километр.
                _____________
              По  завещанию  Гейса руководство  фирмой  перешло к  пяти его  сыновьям — Юлиусу,  Вольдемару,  Альберту,  Оскару и Карлу.  К 1910 году основной капи¬тал фирмы    «Эйнем» составлял уже  1,5 млн. рублей.
              В течение двух десятилетий перед революцией     фабрика «Эйнем» занимала  первые места   по производству  кондитерских изделий в России.
         
             Хозяевами самой крупной  кондитерской фабрики в России  неукоснительно соблюдался  принцип  изготовления продукции только из лучшего сырья.   Так, через немецкие и английские фирмы, несмотря на сложную логистику,  закупались  лучшие  сорта какао-бобов,  такие как: «Пуэрто-Кабелла», «Каракас», «Тринидад», «Сан-Томе», «Арриба», «Акера», «Гранада», «Ява», «Аккра», «Камерун».  Поставки   сырья шли из Латин¬ской и Центральной Америки,  с  африканских плантаций  Ганы и Камеруна.   
В Крыму,  на фабрике «Эйнем»  по переработке фруктов  производились глазированные
и засахаренные фрукты, варенье, консервы, томатная паста. Фабрикой руководил Альберт Гейс.
              В 1913 году  фирма «Эйнем»  получает  высокое звание — «Поставщик Двора
Его Императорского Величества». 
              В начале прошлого века  фирма «Эйнем»  занимала  одно из ведущих мест в кондитерском производстве не только в России, но и в мире.
              В годы  Первой мировой войны (1914-1918)   фирма «Эйнем» отправляет на фронт  вагон печенья.  В Москве и Симферополе при фабриках товарищества  были организованы лазареты для раненых воинов.
              В  преддверии революции  по стране прокатилась волна забастовок.  3000  рабочих фабрик «Эйнем» не поддержали  бастующих. 

              В 1918 году  Гейсы покинули Россию.         
             Могила    выдающегося  немецкого предпринимателя  Юлиуса Гейса, внесшего  неоценимый вклад в развитие российской кондитерской  промышленности,   была утрачена.   Московские краеведы, историки  и некрополисты,   ратующие за  восстановление  утерянного и  несправедливо  преданного забвению  захоронения,   прилагают   усилия и  не оставляют надежды найти  и восстановить  место  погребения  Юлия  Федоровича Гейса.
               
 
                ________________
             
            После революции в 1918 году предприятие национализировали, а в 1922 , в честь пятой годовщины революции   товарищество «Эйнем» переименовали в «Красный Октябрь». Из-за популярности марки ещё несколько лет после переименования на упаковке указывалось «Бывш. Эйнем».  Эта надпись  напоминала покупателям  о высочайшем качестве кондитерских изделий, некогда производимых на фабриках   немецких коммерсантов  Теодора Эйнема и Юлиуса Гейса.
            Преемница  легендарного товарищества  «Эйнем» московская кондитерская фирма «Красный Октябрь»   с первого дня вступления в наследство    бережно сохраняет традиции заложенные создателями «сладкой сказки»   Фердинандом Теодором фон Эйнемом  и Юлиусом Гейсом, чьи  имена  и деяния золотыми буквами вписаны в летопись  российского промышленного производства.

                _____________
               
           Ныне,  как и столетие назад, радуют покупателей  выпущенные   фабрикой «Красный Октябрь»   наборы  шоколадных конфет  «Москва будущего»,  с  открытками  репринтной, 1914 года издания  серии «Москва в XXIII веке».  Фантазия  переносит художника   в  Москву будущего -  индустриальный город, где  пассажиры путешествуют по подвесной железной дороге, спускаются в метро,   летают на   аэропланах,  а   в  воздухе парит  огромный  дирижабль,  рекламирующий продукцию фирмы «Эйнем».  В каждой коробке – по одной  открытке. 
           Став обладательницей  новых вкладышей-открыток,  я  сразу  же  определила им место  хранения. Конечно же, это бабушкин деревянный сундучок!  Теперь  в нем  с пятью   старинными  карточками-вкладышами,   свидетелями  бабушкиных  семейных чаепитий,    дружно соседствуют     вернувшиеся в «свое время»  из «Москвы будущего»   открытки-путешественники.  Думаю, им   будет о чем поговорить   друг с другом, и о чем рассказать  тем, кто  заинтересуется их  историей.

               
                Март 2024