12. Шнурки

Михаил Польский
А здесь июнь 2022. Младший внук тоже приехал из Москвы на репатриацию и присоединился к старшему в той же ешиве.

Вспомнился рассказ, написанный мною 20 лет назад (2002) в Иерусалиме, вскоре после моей репатриации из Москвы, через 30 лет после описываемого события, для сына оставшегося в Москве. Сына там уже нет, но остался ешё один внук – от дочки – девятиклассник. Послал рассказ ему.

"ШНУРКИ"

Решение ехать зрело долго, но пришло вдруг. Ты поехал, окончательно убедившись, что укорениться на этой земле, где родился, несмотря на все самые отчаянные усилия, дело для тебя невозможное. Что ты не только не можешь здесь быть для кого-то опорой, но даже себе не в состоянии обеспечить более-менее сносного существования и вынужден быть обузой для кого-то.

Ты всегда мечтал о большой семье. Чтобы было у тебя много родных. Братья и сёстры, дядьки и тётки, дедки и бабки… И чтобы все друг дружку любили и понимали, и чтобы интересы общими были. В родительской семье настолько мало кому до тебя было дела, что поскорей хотелось сбежать из родного дома куда угодно, хоть в армию. Не потому, что тебя не любили, просто были другие заботы… И поскорей завести какое-то своё хозяйство, чтоб хоть как-то укорениться, обмануть этот постоянно давящий, неизвестно откуда исходящий ужас, этот могильный холод бытия.

Преуспел. Пустил отростки. И совсем уже стал забывать армейский приговор: "«Дедом» ты не будешь". То есть, если не можешь быть в армии как все: сначала «молодым», относящимся к «дедам» как к идолам, то и не рассчитывай, что потом, когда придёт твоя пора, кто-то будет так же относиться к тебе.

«Да мне и не надо этого, чтобы так ко мне относились...» - А они смотрят на тебя недобро, как на сачка, то есть как на потенциального предателя. - «А как же ты будешь командовать, как же ты будешь властвовать над душами и телами, когда придёт твоё время делать это, если уже заранее отказываешься от их - будущих «молодых» - заискиваний, отказываешься быть для них идолом, принимающим человеческие жертвы, в том числе и самопожертвование их?! Значит, снимаешь с себя ответственность за жизнь и смерть на этой земле, сачкуешь, перекладываешь на других, сам хочешь выйти сухим из воды, остаться чистеньким, вобщем, скотина этакая – НЕ ХОЧЕШЬ БЫТЬ «ДЕДОМ»!!!»

И не был. Настолько не уважали, что даже в последний армейский день перед посадкой в поезд, везущий на «дембель», стоял в строю без шнурков в ботинках. Украли. Не забывай, мол, приговор: не может у тебя быть ничего своего на этой земле. Даже шнурков. Потому что для того, чтобы здесь владеть чем-либо, мало труда, мало таланта, даже геройства мало. Нужно быть «дедом» и «молодым» одновременно. То есть, в качестве «молодого» поклоняться каким-то очередным «дедам» наверху и, тут же, в качестве «деда» покровительствовать поклоняющимися тебе снизу. Всё, чем можно здесь владеть ты получаешь от тех, кто для тебя «деды», и даёшь или не даёшь по своему усмотрению или по команде сверху тем, для кого ты сам «дед». Хорошо быть «дедом»! В этой Системе «деды» самоуверенны, самодовольны и безупречны. Правда, пьют. Потому что надо же как-то заглушить душу, требующую гармонии не с Системой, а с Мирозданием.

Заткнись, плебей, выродок. Ты что, не видишь аристократов? Это дети глубоко разветвлённых и укоренённых в этой земле родов, сумевших пережить даже сталинско-гитлеровское лихолетье. Может быть, аристократу и легче. Он находит свою родню почти на всех уровнях Системы и это для него гарантия того, что и ему все эти уровни доступны. Он воспринимает Систему как отражение и продолжение Мироздания со всемогущим «Дедом» наверху – настолько таинственным, недоступным и страшным, что необходима целая иерархия посредников и чуть ли не государственных учреждений для подобающего – без мата! – общения с ним. По-видимому, ассимиляция и есть врастание в эту Систему. Врастание настолько, что даже язык её становится родным – "мамэ-лошн". Но ни польский, ни украинский, ни белорусский и ни один из прибалтийских всё же не стал новым еврейским. А русский – как воплощение духа «дедовщины», больного стремлением к вселенской универсальности – кажется, стал.

В этой Системе жить нельзя – ты понял это ещё в армии.

Как можно считать, что то, что ты просишь и получаешь от «дедов», есть нечто надёжное, нечто гарантирующее стабильность не только тебе лично, но и роду и народу твоему? Да ведь и всей стране твоей – этой, где ты родился и живёшь – что за дурацкое заблуждение!

Надёжно получить что-либо в этом мире можно только от Бога. Это не метафора.

А шнурки для ботинок? А что говорили тебе твои товарищи-«деды»? «Дурак, пойди и вытащи у любого из «молодых». Ни один «молодой» не пикнет – он ведь сам хочет когда-нибудь стать «дедом». Мы же у тебя и украли для твоего же блага – чтобы заставить тебя сделать то, что положено тебе, ЕСЛИ ТЫ, ВПРАВДУ, «НАШ». И стояло в этом строю, может быть, тысяча «дедов» в перешитых-перекроенных на свой вкус дембельских «ПэШа», а шнурков в ботинках не было только у одного на всю тысячу, паршивая ты овца. Им Бог дал, а тебе не дал?!

Да ведь мне дал Он больше, чем им. Мне Он дал тридцать лет помнить об этом строе и вот сейчас дорасти, наконец, до молитвы: СЛАВА ТЕБЕ, ИЗБРАВШИЙ МЕНЯ ИЗ ТЫСЯЧИ.

А помнишь, о чём ты думал в том строю? Что у армии есть одно хорошее свойство: длится она недолго. И там, на «гражданке», можно приказать себе забыть всё, что в ней было, как будто это происходило с тобой на Луне. Потому что, если не забудешь, жить с памятью об этом будет невозможно. А главное, невозможно будет доказать себе самому, что МОЖЕТ СТАТЬ «ДЕДОМ» даже эта – одна на тысячу – паршивая овца! Дайте только чуть-чуть свободы и у меня хватит сил, не заискивая ни перед кем, просто трудом, волей, талантом, головой – пробить эту стену и стать «дедом»! И всем станет ясно, что я не какой-нибудь сачок и предатель. Нет, это моя земля. Это моя семья и мои дети на ней, это моя ответственность перед… «РАЗГОВОРЧИКИ В СТРОЮ!!!».

И вот, перед отъездом. Комната в грязной коммуналке в районе обветшалых хрущёб. Продавать нечего. Пара необременительных для Боинга чемоданов. Они были правы: ты никогда не будешь «дедом» здесь. Последний в своём роде на этой земле. ПЕРВЫЙ В СВОЁМ РОДЕ. Ты не можешь жить нигде, кроме исторического ареала Первенцев. Спасибо Тебе, Владыка наш, что дал мне родиться, возгордиться и упасть на такую высоту, с которой виден весь род мой в поколениях, уходящих в историческую перспективу – к Храму.

И сам я у Западной Стены его.

_____________________________________
На фото: Дед из рассказа и двое внуков у Котеля в июне 2022.