Луна в чёрном бархате неба

Залина Касумова
     К 255-летию со дня рождения великого композитора Людвига ван Бетховена, которое мир отметит 16 декабря 2025 года.

Четырнадцать(1) - номер в его личном списке.
В моих предпочтеньях она - фаворит.
Её превзойти в музыкальном изЫске
Никто не сумел, и ничто не затмит!

Да, я о сонате, что "Лунной"(2) зовётся -
Бетховен такого названья не знал.
Из каждого звука печаль на нас льётся
В начале. - Неистов и бешен финал!

В основе трагедия чувства маэстро:
Любовь, что разбита безжалостно в прах.
Ушла бессердечно к другому невеста...
В мечтах  и надеждах Бетховена крах.

Ему тридцать лет. Он влюблялся, конечно,
Но как-то дежурно, совсем не всерьёз,
А тут Купидон стрелой ранил навечно -
Такой вот случается в жизни курьёз.

Джульетта Гвиччарди (3) - звучит импозантно!
Уроки брала у маэстро она.
Его в тот момент было сердце вакантно,
Она ж, как на грех, миловидна, юна...

Не слишком талантлива как пианистка.
Терпеть не могла постоянной муштры.
В источниках значится как вокалистка,
Но это потом, а пока, до поры

Кокеткой была бесшабашной, но нежной.
Бетховен решил, что жениться пора.
Мечта разрасталась и стала безбрежной.
Но он не учёл, что девица шустра!

Ей встретился некто(4) из знатного рода -
Она предпочла его, ясно без слов.
Берёт своё, как ни крутите, "порода",
И жанра закон беспощадно суров!

Всё так... Но соната СОВСЕМ НЕ ОБ ЭТОМ!
И пусть посвящение есть, ну и что?!
Любовного нет в ней ни капли сюжета -
Здесь море минора(5), увы, разлитО

В период, когда тот роман был в процессе!
Ничто не сулило печальный разрыв.
Трагизм уже был! Композитор в эксцессе:
Чудовищный психологический взрыв!

Что стало причиной той скорби всесветной?
И бездны печали? И крика души? -
Недуг(6), что подкрался бедой

несусветной,
С которым попробуй все планы сверши!

Я слышу трагедию, боль, безысходность,
Крушенье надежд, человеческий страх.
"Не ниспошли, Боже, профнепригодность!"
Всё ЭТО в сонате! - Могучий размах!

Бессильна была медицина в то время.
Прогноз затуманен, а значит, смирись!
Такое Бетховену выпало бремя:
Ты гений?! Так будь им, но слуха лишись!

Гримаса судьбы беспощадна, зловеща;
Чудовищно грозен свирепый оскал!
Начало пути, а Бетховен "взят в клещи",
И мыслью об этом сражён наповал!

Душа композитора люто бунтует, -
О, как ювелирно недуг он скрывал! -
Нутром против доли своей протестует,
Отсюда и яростный, бурный финал!

... Увидев луну в чёрном бархате неба,
Включите сонату, откройте сердца,
Услышьте того, чьё гражданское кредо
Гласило: "Быть верным себе до конца!"


1) Соната для фортепиано № 14 до-диез минор написана в 1800—1801г. г. и имеет заголовок "Sonata quasi una fantasia" (соната в стиле фантазии). Бетховен, зная о бешеной популярности этой сонаты, недоумевал и раздражался, т.к. считал, что у него есть гораздо более значимые произведения.
2) Название "Лунная" закрепилось за произведением с легкой руки немецкого писателя и музыкального критика Людвига Рельштаба, увидевшего в первой части ее «лунный свет над Фирвальдштетским озером». Это произошло уже после смерти композитора. Против этого названия не раз возражали, в т.ч. знаменитый русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный педагог Антон  Рубинштейн. По его словам: «Лунный свет предполагает лирическую мечтательность, а не драматизм! Лунный свет вызывает мажорное настроение, а в сонате царит минор...»
3) Джульетта (Юлия) Гвиччарди (1784-1856 г.г.) была дочерью графа Франца Йозефа Гвиччарди и графини Сюзанны фон Браунсвик.
4) Этим "некто" был австрийский композитор В.Р. Галленберг, выходец из аристократической семьи. В 1803 г. Галленберг и Джульетта поженились и уехали в Италию.
5)Еще в эпоху барокко до-минор использовался для выражения печали, траурного настроения. Четыре диеза этой тональности в 4 раза усиливают траурную напряженность. Ритмоформула мелодии, звучащая на мерном аккомпанементе в размере 4 четверти — отсылает нас к ритму траурного марша. Спускающаяся вниз линия баса еще больше сгущает краски: это "знак печали, символ умирания, положения во гроб".
6) С 20 лет Бетховен начал ощущать шум и звон в ушах, который постепенно усиливался. Врачи считают, что это был тиннитус - воспаление среднего уха, которое, без должного лечения, приводит к полной глухоте. Удивительно, что все свои наиболее значимые произведения композитор написал, будучи безнадёжно глухим.

P.S. Часть 1. Adajio Sostenuto я играла очень много лет назад на выпускном экзамене в музыкальной школе. 


Фото из интернета

22.03.2024 г.