И вновь о синдроме помощника

Пылаева Ольга 1
Из цикла Интернат

Читая письма Иоанна Крестьянкина своим духовном чадам, я поначалу была удивлена кажущемуся «консерватизму» старца. На вопрос о том, нужно ли предпринимать какие-либо желаемые человеком изменения в своей жизни, внешне вполне благочестивые и не имеющие в своей основе греха (переехать жить ближе к монастырю, получить другое образование, найти другую работу, создать другую семью…) старец, как правило, благословения не давал. Ответы его сводились к призыву «оставаться на своём месте» и «заниматься своим делом».
Я нашла для себя ответ в книге «Илиотропион или Сообразование с Божественной волей». Божия Воля непознаваема, мы не можем ее точно понять. Как же ориентироваться? Для взрослого человека, который уже выбрал свой путь в юности, Божия Воля – это те обстоятельства, в которых он сейчас находится (ведь это результат его предыдущей жизни и его уже сделанного выбора) и те задачи, которые он на данный момент должен выполнять. Если Бог Сам поменяет задачи этого человека, то обстоятельства его жизни изменятся без каких-либо усилий с его стороны. Попытка взрослого человека поменять (улучшить) свою жизнь, (если это касается именно обстоятельств жизни, а не внутренней духовной борьбы со страстями и связанных с этим изменений) могут быть противны Божией Воли. Так как являют собой попытку не выполнять свои обязанности, а выполнять какие-то совсем другие, которые кажутся легче для выполнения (хотя внешне может казаться совсем иначе).
Можно представить, что Бог создал человека садовником в своем саду. И у него очень много обязанностей. Но выполняет их человек плохо. Ему трудно. Забывает поливать цветы, окучивать картошку, пропалывать кабачки, белить стволы яблонь. Его сад унылый и совсем не радует. Жизнь человека тяжела. И вот однажды он идет в гору за водой и видит растущий одиноко цветок. И вспыхивает в его сердце радость и надежда. Цветок занимает весь его ум и отвлекает от своих повседневных забот. Неудачный садовник решает, что смысл его жизни в том, чтобы помочь этому цветку, растущему на горе. Это «ничей» цветок и никто не заботится о нем. С горделивым тщеславием рассуждает садовник. Никому и в голову не пришло поливать этот заброшенный цветок. Какой же я добрый и внимательный человек. И я готов бросить все свои дела и заботится об этом всеми забытом цветке. И вот каждое утро он бежит к «своему новому» цветку и обильно поливает его, не жалея сил и времени. А его и ранее заброшенный сад становится еще более заброшенным и унылым. Но совесть садовника чиста и он наполнен радостью – теперь у него есть оправдание в том, почему он не может выполнять свои обязанности. Потому, что теперь он занят свои новым одиноким цветком, нуждающимся в его помощи. И ему легко и радостно, так как в конечном итоге, это ведь не его цветок и полной ответственности он не несет.
А горный цветок? Он не нуждался в помощи и поливе, и не просил об этом. Ему достаточно редких дождей для поддержания своих сил. Обильный полив вреден и может погубить его.
Не в этом ли суть синдрома помощника?
Не в желании ли бежать из своей унылой и безрадостной жизни и не выполнять свои тяжелые обязанности, оправдывая свой саботаж «новыми добрыми делами». Еще одна особенность в том, что помощник может буквально навязывать свою помощь, так как она необходима ему самому. И помощь эта как правило не помогает, не приносит истинного добра, может принести вред.
А если же садовник все-таки берется за свою работу, он может помочь множеству цветов в своем саду. Да, возможно, это не приносит радости и вдохновения. Но не придет и мысль назвать выполнение своих обязанностей «синдромом помощника».
По сути синдром помощника – это попытка убежать от трудностей своей жизни и прикрыться «помощью другим», которая как правило не приносит добра.

2020