Ритмология русского стиха Квятковского

Александр Костерев
«Мы ленивы и не любопытны. — Писал Александр Квятковский. — Русские поэты в течение почти двух веков пользуются тонической (или стопо-метрической) системой. Злополучная пятихвостка (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест), которой до сего дня еще хлещут Пегаса, уже истрепалась: в руке лихого наездника — одна рукоятка. Загнанная кляча техники «классицизма» уже «плетется рысью, как-нибудь».
Не правда ли, уважаемый Читатель, что несмотря на всю беспощадность приведенной выше характеристики, она в большей своей части справедлива. Далеко не все, а только самые пытливые умы, обладающие развитым чувством когнитивной эмпатии, готовы выйти в жизни и творчестве за комфортные, ставшие привычными, рамки.
Несмотря на жесткую групповую дисциплину в лагере конструктивистов с успехом уживались не два — Корнелий Зелинский и Иван Аксенов, что уже большая редкость, — а целых три теоретика. В 1925 вместе со своим давним другом поэтом и драматургом Н. Адуевым в состав ЛЦК вошел Александр Павлович Квятковский — литературовед и теоретик стиха, а по совместительству — поэт.
Квятковский родился 22 апреля (4 мая) 1888 года в селе Веремейки Чериковского уезда Могилёвской губернии. Его отец — Павел Фёдорович Квятковский, сельский священник, и мать — Клавдия Матвеевна Квятковская — умерли от холеры в 1919 году.
В 1911 году поступил на словесно-исторический факультет Санкт-Петербургского психоневрологического института, где курс литературы вел известный философ, филолог и писатель К. Ф. Жаков, «зырянский Рерих». Под его влиянием А. П. Квятковский начал сочинять стихи и всерьез заниматься теорией литературы. В 1912 году Квятковский был арестован за участие в студенческой демонстрации и два месяца провел в тюрьме (в «Крестах»). В 1913 году он снова попал туда же за неудачную попытку перейти через финскую границу в Норвегию. В 1914 — 1915 годах входил в институтский кружок «Академия поэтов», включающий поэтов Г. В. Маслова, Вс. А. Рождественского, Ю. Н. Верховского и студентов института Н. А. Адуева, Л. М. Рейснер, в это же время он познакомился с поэтами Ф. Сологубом и С. Городецким.
В 1916 году Квятковский был мобилизован в армию, служил рядовым в Царском селе, а в 1918 был демобилизован из царской армии. Спасаясь от голода, переехал к родителям жены в Барнаул, где в 1919 был мобилизован уже в армию А. В. Колчака, но через несколько месяцев бежал в Красноярск.
В 1920 — 1921 годах Квятковский литературный сотрудник нескольких барнаульских газет и журналов — «Сибирский рассвет», «Сноп», в которых состоялся его поэтический дебют. В конце 1921 году, переезжает вместе с семьёй в Москву, где работает сотрудником нескольких столичных газет и журналов, а в 1925 вместе со своим давним другом поэтом и драматургом Н. Адуевым входит в литературную группу конструктивистов, основанную И. Сельвинским, К. Зелинским и А. Чичериным.
В 1933 году Квятковского в третий раз арестовывают по доносу, после двух месяцев в Бутырке он отправлен в административную ссылку в зону строительства Беломорканала. На строительстве работает вольнонаёмным литературным сотрудником в местных газетах и журналах. В 1937 возвратился из ссылки в Москву, но устроиться на постоянную работу Квятковскому было очень трудно, в итоге удалось возобновить эпизодическое сотрудничество в журналах «Литературная учёба» и «Литературный критик», в которых публиковать теоретические статьи. Еще с 1920-х годов Квятковский разрабатывал «тактометрическую» теорию стиха, ввёл понятие «тактовик».
В 1940 году увидел свет авторский «Словарь поэтических терминов» под редакцией С. М. Бонди, отразивший концепцию русского стихосложения по Квятковскому. 
Военные годы Квятковский, который уже не мог быть призван в армию по возрасту, провел с семьёй в Москве: был начальником пожарной охраны МИСИ, состоял литсотрудником отдела Франции и Ближнего Востока Совинформбюро. Конец 40-х и пятидесятые годы были трудным временем для литератора, носившего ярлык репрессированного, идеологически неблагонадёжного человека из «чёрного списка». Он так и не устроился на постоянную работу, а возможности для регулярных публикаций в литературных и научных изданиях не было.
В 1948 — 1949 гг. Квятковский работает над рукописью «Литературного словаря», но Гослитиздат разрывает договор из-за начавшейся в это время идеологической кампании «борьбы с формализмом».
В эти годы его связывают тесные творческие и дружеские связи с Г. А. Шенгели, с непризнанным тогда поэтом Георгием Оболдуевым и его женой, поэтом и переводчицей Еленой Благининой. Квятковский не теряет контактов и со старыми соратниками по литературному конструктивизму — К. Зелинским, И. Сельвинским, Н. Адуевым.
Лишь в 1958 году его принимают в Союз журналистов, а с потеплением обстановки в 1964 году и в Союз писателей.
В сферу интересов Квятковского помимо литературы входили не только музыка и живопись, что соприкасалось с его профессиональными занятиями стиховеда, но и кристаллография и техника. Ему принадлежит идея летательного аппарата с винтом, помещённым в трубу, и с убирающимися крыльями, которая в сороковые годы была оценена Наркоматом Авиационной промышленности как правильная, но была отвергнута как затратная и трудно осуществимая.
Книга Квятковского «Поэтический словарь» могла быть издана только в период «оттепели» и увидела свет в 1966 году под редакцией И. Б. Роднянской.
Детище А.П. Квятковского — «Поэтический словарь» — один из лучших отечественных справочников по теории поэзии. В нем содержится около 670 терминов из области стихосложения и поэтики стихотворных текстов. Книга посвящена преимущественно русской литературной и народной поэзии, однако содержит информацию по античной поэтике и риторике, формам и жанрам западноевропейской поэзии и важнейшие сведения по терминологии восточных стиховых культур.
Главной и последней книгой, ставшей, по сути, делом всей его жизни Квятковского стала «Ритмология русского стиха», которая так и не была издана в советское время, несмотря на обращения С. М. Бонди, Д. С. Лихачёва, В. Б. Шкловского и других к академику-секретарю АН СССР, тогдашнему всесильному функционеру М. Б. Храпченко.
Успев почти полностью завершить задуманную работу, А. П. Квятковский скончался в Москве 7 июня 1968 года, а  «Ритмология русского стиха» появилась на свет спустя 40 лет после смерти ее автора в 2008 году в Санкт-Петербурге.