1812 ч. 333 В ответ, на обращение к святыне

Валерий Жуков 2
Ч333
В ответ , на обращение к святыне

Высочайшій Манифестъ о изъявленіи Россійскому народу благодарности за спасеніе Отечества (1812 г., Ноября 3).
БОЖІЕЮ МИЛОСТІЮ
МЫ, АЛЕКСАНДРЪ ПЕРВЫЙ,
ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССІЙСКІЙ,
и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляемъ всенародно:
Всему свету известно, какимъ образомъ непріятель вступилъ въ пределы НАШЕЙ Имперіи. Никакія пріемлемыя НАМИ меры къ точному соблюденію мирныхъ съ нимъ постановленій, ниже прилагаемое во всякое время стараніе всевозможнымъ образомъ избегать отъ кровопролитной и разорительной войны, не могли остановить его упорнаго и ничемъ непреклоннаго намеренія. Съ мирными въ устахъ обещаніями не преставалъ онъ помышлять о брани. Наконецъ, приготовя сильнее воинство и пріумножа оное Австрійскими, Прусскими, Саксонскими, Баварскими, Виртембергскими, Вестфальскими, Италіянскими, Гишпанскими, Португальскими и Польскими полками, угрозами и страхомъ приневоленными, со всеми сими многочисленными силами и множествомъ орудій двинулся онъ внутрь земли НАШЕЙ. Убійства, пожары и опустошенія следовали по стопамъ его. Разграбленныя имущества, сожженные города и селы, пылающая Москва, подорванный Кремль, поруганные храмы и олтари Господни, словомъ: все неслыханныя доселе неистовства и лютости, открыли напоследокъ то самое въ д;лахъ, что въ глубин; мыслей его долгое время таилось. Могущественное, изобильное и благополучное Царство Россійское рождало всегда въ сердце врага страхъ и зависть. Обладаніе целымъ светомъ не могло его успокоить, доколе Россія будетъ процветать и благоденствовать. Исполненъ сею боязнію и глубокою ненавистію къ ней, вращалъ, изобреталъ, устроялъ онъ въ ум; своемъ все коварныя средства, которыми бы могъ нанести силамъ ея страшный ударъ, богатству ея всеконечное разореніе, изобилію ея повсеместное опустошеніе. Даже хитрыми и ложными обольщеніями, мнилъ потрясть верность къ Престолу, поруганіемъ же Святыни и храмовъ Божіихъ поколебать Веру, и нравы народные заразить буйствомъ и злочестіемъ. На сихъ надеждахъ основалъ онъ пагубные свои замыслы, и съ ними, на подобіе тлетворной и смертоносной бури, понесся въ грудь Россіи. Весь светъ обратилъ глаза на страждущее НАШЕ Отечество, и съ унылымъ духомъ чаялъ въ заревахъ Москвы видеть последній день свободы своей и независимости. Но великъ и силенъ Богъ правды! Не долго продолжалось торжество врага. Вскоре, стесненный со всехъ сторонъ храбрыми НАШИМИ войсками и ополченіями, почувствовалъ онъ, что далеко дерзкія стопы свои простеръ и что ни грозными силами своими, ни хитрыми соблазнами, ни ужасами злодействъ, мужественныхъ и верныхъ Россіянъ устрашить, и отъ погибели своей избавиться не можетъ. После всехъ тщетныхъ покушеній, видя многочисленныя войски свои повсюду побитыя и сокрушенныя, съ малыми остатками оныхъ ищетъ личнаго спасенія своего въ быстроте стопъ своихъ: бежитъ отъ Москвы съ такимъ уничиженіемъ и страхомъ, съ какимъ тщеславіемъ и гордостію приближался къ ней. Бежитъ, оставляя пушки, бросая обозы, подрывая снаряды свои, и предавая въ жертву все то, что за скорыми пятами его последовать не успеваетъ. Тысячи бегущихъ ежедневно валятся и погибаютъ. Тако праведный гневъ Божій караетъ поругателей Святыни Его! Внимая съ отеческимъ чадолюбіемъ и радостнымъ сердцемъ симъ великимъ и знаменитымъ подвигамъ любезныхъ НАШИХЪ вернополданныхъ, въ начале приносимъ МЫ теплое и усердное благодареніе Источнику и Подателю всехъ отрадъ, Всемогущему Богу. Потомъ торжественно отъ лица всего Отечества изъявляемъ признательность и благодарность НАШУ всемъ НАШИМЪ верноподданнымъ, яко истиннымъ сынамъ Россіи. Всеобщимъ ихъ рвеніемъ и усердіемъ доведены непріятельскія силы до крайняго истощенія, и главною частію или истреблены или въ полонъ взяты. Все единодушно въ томъ содействовали. Храбрыя войски НАШИ везде поражали и низлагали врага. Знаменитое дворянство не пощадило ничего къ умноженію Государственныхъ силъ. Почетное купечество ознаменовало себя всякаго рода пожертвованіями. Верный народъ, мещанство и крестьяне показали такіе опыты верности и любви къ Отечеству, какіе одному только Русскому народу свойственны. Они, вступая охотно и добровольно въ ополченія, въ самомъ скоромъ времени собранныя, явили въ себе мужество и крепость пріученныхъ къ бранямъ воиновъ. Твердая грудь ихъ и смелая рука съ такою же неустрашимостію расторгала полки непріятелей, съ какою, за несколько предъ темъ недель, раздирала плугомъ поля. Таковыми наипаче оказали себя подъ Полоцкомъ и въ другихъ местахъ Санктпетербургскія и Новгородскія дружины, отправленныя въ подкрепленіе войскъ, вверенныхъ Графу Витгенштейну. Сверхъ того изъ донесеній Главнокомандующаго и другихъ Генераловъ съ сердечнымъ удовольствіемъ видели МЫ, что во многихъ Губерніяхъ, а особливо въ Московской и Калужской, поселяне сами собою ополчались, избирали изъ себя предводителей, и не только никакими прельщеніями враговъ не были уловлены, но съ мученическою твердостію претерпевали все наносимые ими удары. Часто приставали къ посылаемымъ отрядамъ НАШИМЪ и помогали имъ делать поиски и нападенія. Многія селенія скрывали въ леса семейства свои и малолетнихъ детей, а сами вооружась и поклявшись предъ Святымъ Евангеліемъ не выдавать другъ друга, съ невероятнымъ мужествомъ оборонялись и нападали на появляющагося непріятеля, такъ что многія тысячи онаго истреблены и взяты въ пленъ крестьянами, и даже руками женщинъ, будучи жизнію своею обязаны человеколюбію т;хъ, которыхъ они приходили жечь и грабить. Толь великій духъ и непоколебимая твердость народа приносятъ ему незабвенную славу, достойную сохраниться въ памяти потомковъ. При таковыхъ доблестяхъ его, МЫ вместе съ Православною Церковію и Святейшимъ Синодомъ и Духовенствомъ, призывая на помощь Бога, несомненно надеемся, что естьли неукротимый врагъ НАШЪ и поругатель Святыни не погибнетъ совершенно отъ руки Россіи, то по крайней мере по глубокимъ ранамъ и текущей крови своей почувствуетъ силу ея и могущество. Между темъ почитаемъ за долгъ и обязанность симъ НАШИМЪ всенароднымъ объявленіенъ изъявить предъ целымъ светомъ благодарность НАШУ, и отдать должную справедливость храброму верному и благочестивому народу Россійскому.
Данъ въ Санктпетербург; въ 3-й день месяца Ноября, въ лето отъ Рождества Христова 1812, Царствованія же НАШЕГО во второенадесять.
На подлинномъ собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою подписано тако:
АЛЕКСАНДРЪ.       
Печатанъ въ Санктпетербург; при Сенат; Ноября 4 дня 1812 года.
Источникъ: А. Е. Бурцевъ. Дополнительное описаніе библіографическо-редкихъ, художественно-замечательныхъ книгъ и драгоценныхъ рукописей. Томъ I. — СПб.: Типографія Акц. Общ. «Издат. дело быв. Брокгаузъ-Ефронъ», 1899. — С. 71-74.

В ответ , на обращение к святыне,
Сам самодержец в ней благоволил,
Принять дары любви небес святые,
Перед народом , преклонив слова светил.

Дух манифеста выразил Великое Слиянье,
Души и подвигов Божественной Любви,
Творящих всей Европе  назиданье,
Могуществом Божественной Земли.

России верою и правдою упрочив,
Дух всероссийского влияния на трон,
И славою любви сосредоточив,
Величие Божественных Колонн.

Изгнавших из пределов нашей славы,
Воителей с лазурных берегов,
Возглавивших поход державы,
Погрязнувшей в творении грехов.

В войне нашедшей родовую славу,
Великой армии величием колонн,
Творить разбои и  расправу,
За поругание , развёрнутых знамён.

Призвав на подвиг , силы всей России,
Принявшей меры и в итоге ноября,
Прогнавшей Духом Радости Мессии,
Врагов престола , верой в счастье декабря.

Поставившего точку в ратном деле,
Изгнав веления чужих колонн,
Творить бесчинства на пределе,
Поправ в себе отвагу и закон.

Предуготовив им забвение в юдоле,
Превознести в любви почин,
Оставив нам истоки бранной воли,
Творить любовь к местам своим .

Подавшим в битвах всем примеры ,
Творящие святыни родовых имён,
Величием и Славой Вечной Веры ,
Благотворить весь мир Сиянием Знамён.

Феодоровская - Костромская икона Божией Матери
27 марта (14 марта по старому стилю) и 29 августа (16 августа по старому стилю) православные верующие чтят Феодоровскую - Костромскую икону Божией Матери, которая была написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.
Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была,по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца - позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.
Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди - святого Андрея Боголюбского и отца - Всеволода III Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины ХIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237-1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Василий Ярославич был "мизинным", то есть младшим, сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца, пяти лет от роду, он стал князем костромского удела - наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения наполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц. Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли. Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона, из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко - это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия.

Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности - восстановление традиций древнерусского "княжеского строения". Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кормчей книги - основного канонического кодекса православной церковной жизни. В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения.

Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала ХVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины ХVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал "Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме". Не все содержащиеся в ней сведения совпадают с изложенными выше, у народной памяти - своя хронология, свои законы.  Феодоровская икона - двухсторонняя. На обратной стороне - образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского.