Смотрел хорошее кино про Буратино?

Игорь Дадашев
В детстве был случай. Мне уже исполнилось лет десять-одиннадцать, а брату соответственно, лет шесть или семь. Время на дворе – вторая половина семидесятых. Мы уже переехали из центра Баку в новый микрорайон, а там были одни новостройки, в которые переселяли людей с бараков и частных развалюх на окраине. И среди соседских детей немало были азербайджаноязычных. Нет, по-русски они говорили, но с сильным акцентом, потому что дома больше на азербайджанском общались. Были среди соседей и армяне, и евреи, и лезгины, и татары. Русский был у нас язык межнационального общения.

Так вот идем мы как-то с братом, а время было каникулярное, то ли весна, то ли лето, не помню. А навстречу мальчишка из соседней пятиэтажки, ее чуть позже нашей сдали строители. Такой смуглый, черноволосый пацанчик, помладше меня, примерно, ровесник брата по возрасту. Рот до ушей, хоть завязочки пришей. Увидел нас, обрадовался и спрашивает: "Видал харощь кино Пю-рат-тин?". А это "Приключения Буратино" в тот день по телику показывали. Он был такой счастливый, посмотрев этот фильм, что у нас с братом даже и тени насмешки не появилось. Хотя мы порой посмеивались над теми, кто говорил на русском с трудом и сильно коверкал слова. А тут при виде этого светящегося мальчишеского лица, и мы тоже ответно раскрылись, ответили, что да, видели этот хороший фильм.

Я на всю жизнь запомнил того соседского пацана, хотя мы с ним потом толком и не общались. У нас был свой круг общения из нашего дома – мои одноклассники, приятели брата, а с этим мальчиком даже и не пересекались. Но это "Харощь кино Пю-рат-тин" до сих пор наполняет меня светом и радостью. И я словно бы возвращаюсь в свое советское детство. Где все мы были, как это говорят на моей малой родине, "одной нацией - бакинцами". Мы вместе отмечали Новруз 21 марта и Пасху в конце апреля – начале мая, прыгали через костры, которые зажигали во всех дворах на Новруз, а еще обменивались крашеными яйцами. Да, на Новруз не только проращивают пшеничные зерна, которые по-азербайджански зовутся - "сямяни" - семена, наши мамы всегда пекли традиционные сладости шакяр бура, шакяр чурек и пахлаву. Шакяр – это сахар. Но и красили яйца.

Это давний, еще доисламский обычай. Наверное, зороастрийский, а может, и христианский, потому что предки азербайджанцев исповедали Христа до того, как пришли арабы и силой меча привели их к Аллаху. Как пишет мой православный земляк Василий (Фазиль) Ирзабеков, его бабушка говорила ему, что "мы - гылындж мусульмане". Гылындж - это меч. Обращенные силой меча. И на Новруз, и на Пасху, хотя наша семья и родители одноклассников не ходили ни в церковь, ни в мечеть, ни в синагогу, мы в школе менялись крашеными яйцами, бились ими, угощали друг друга сладостями, шакяр бурой и куличами. И никто не обращал внимания на этнические или религиозные корни друг друга.

Все мы были советскими, говорившими на русском языке,
принадлежавшими к одной общности, к одной нации – бакинцы. Живя уже более 34 лет в Магадане, я обрел то, что утратил, покинув Баку. Такое же ощущение братства и единства. Мы, колымчане, магаданцы, точно так же живем одной большой семьей. Коллективизм и так есть в нашем народе, но в обособленных, отдаленных, особенно северных регионах, чувство сопричастности и общей судьбы наиболее остро проявляется. Вот почему выходцы из Магадана и Магаданской области так держатся друг за друга. Везде. И на материке, и особенно сейчас на Донбассе.

Там вообще проявляются лучшие стороны русского национального характера, не понятные ни иностранцам-индивидуалистам, ни нашим доморощенным западникам, несчастным, в сущности, людям. Избрав Европу и Америку – цитадель протестантской, буржуазной парадигмы личного успеха, накопления капитала, неважно каким путем, на безжалостной эксплуатации своих, белых бедняков, негров – рабов из Африки, либо наркотиками, войнами, захватом колоний, наши западники, дети "лакея Смердякова", типажа, описанного Достоевским, или "лакея Яши" - чеховского персонажа, не осознают своего холуйства и пресмыкательства.

Когда спрашивают, что не хватало хохлам, разрушившим свое несостоявшееся государство, или армянам, танцующим "лезгинку на граблях", выбирающим снова своего соросёнка Никола, а с ним и французское «покровительство» крошки Маню, этого недонаполеона, вместо русского, братского плеча, мне не хочется долго рассусоливать и растекаться мыслею по древу.

Русская цивилизация несла культуру, защиту и давала безопасность всем народам, входившим в состав нашего государства, границы которого, как отметил наш президент, нигде не заканчиваются. Православное христианство московские цари не навязывали иноплеменным людям, даже запрещали это делать. И как говорят в Якутии, "русскую веру надлежало распространять только любовью и лаской". А те народы, что сохранили свои верования: ислам, буддизм, иудаизм, или даже шаманское язычество, смогли это сделать только благодаря политике веротерпимости центральной власти в дореволюционной России.
А уж в Советском Союзе, где церковь отделили от государства и тем самым большевики спасли христианство от вырождения, да-да, это так, от оскудения веры, от обмирщения, вопросами сохранения традиционных нравственных ценностей занималась, формально атеистическая власть, а фактически нас поднимала к космическим высотам высокая идея справедливого общества, идеология братства народов, единения всех трудящихся, освобожденных от гнета эксплуатации и кастового, сословного неравенства.

Вот почему все наши люди на постсоветском пространстве даже сейчас, тридцать три года после трагического распада СССР, тянутся к России. Да, выросли поколения плохо знающие русский язык. Те, кого оболванивают экстремистские, псевдоисламские "проповедники", террористы. И эти одурманенные ядом русофобии и антисоветизма люди превращаются в нелюдей, вроде тех четырех упырей, устроивших бойню в подмосковном "Крокус Сити Холле". С такими разговор должен быть коротким. Расследование чудовищного преступления, выявление всех организаторов и заказчиков, суровое наказание для всех. Без жалости и сострадания.

Но ведь помимо этих террористов есть немало других потенциальных преступников, не знающих русского языка, не желающих ассимилироваться в нашем обществе и принимать наш образ жизни и культуру. Они приезжают к нам только за наживой. А русскую доброту и сердечность воспринимают, как слабость. Но не слаб, ох, как не слаб наш большой, собранный из всех коренных племен и языков России, суперэтнос. Пусть у нас есть свои землячества и поддержка земляков, магаданцев, бурят, якутов, татар, чеченцев и так далее, в общем-то у нас есть осознание, что вместе мы все – русские. Нас так и на Западе зовут – Russians. Неважно, великоросс ты, малоросс, белорус, башкир, лезгин, чукча, еврей, тувинец, мордвин, ингуш, эвен и так далее.

У хохлов не получилось этого. Сохранить свою идентичность. Как малороссийскую, так и религиозную, духовную. Им важнее оказались "кружевные трусики и зарплаты, как в Евросоюзе". Причем, не как вознаграждение за достойный труд, а как подачка лакею, как пособие безработному. Чтобы лежать на завалинке, а в рот сами собой, обмазавшись сметаною, залетали бесплатные вареники да галушки. Вот почему в России и называют Украину – Страной 404, несостоявшимся государством. Где политическое украинство изначально строилось на противопоставлении русскости, своей природе, общей с жителями России, Белоруссии, да и других постсоветских республик, таких, как Азербайджан, где не только сохранились русские школы, журналы, газеты, книги, телепрограммы, само общение на русском языке, но и поэзия Пушкина, Лермонтова, служившего на Кавказе, Есенина, гостившего в Баку, бережно передается из поколения в поколение.

И я так пишу с особой симпатией об Азербайджане не потому что это моя малая родина, но в силу осознания особой привязанности моих земляков к России. Конечно, не все просто в современной геополитике. В политических вопросах нет никакой романтики, а есть только холодный, порой циничный, расчет. Таковы реалии земного существования и извечной конкуренции стран. И войны – это всего лишь продолжение экономики и политики иными средствами.

Вот только хохлы, вырастившие в себе мутировавший "ген Каина", или те мигранты из бывшей советской Средней Азии, которые не желают жить по законам приютившей их России, а навязывают свои привычки и требуют для себя особых прав, а в крайних, радикальных случаях даже становятся извергами, убийцами, как те четверо выродков, что устроили резню в Подмосковье, с такой публикой государству следует обходиться без сантиментов. На Донбассе русская армия и добровольцы не только из своих шахтеров, но и со всей большой России так и поступают. А вот что происходит в тылу, в той России, которая не воюет, а продолжает, благодаря нашему президенту и правительству, жить не особо затягивая пояса?

Что необходимо для осознания общей беды и мобилизации общества? А насчет мигрантов скажу так, вот у меня есть друг таджик Равшан. Он отдал мне свою куртку, когда мы совершали шестичасовой спуск с горы, при внезапно начавшемся снегопаде. Мы с Равшаном делили один хлеб. И он позаботился обо мне, чтобы я не замерз. Хотя сам после того, как отдал свою куртку, спускаясь в неудобном месте, упал в разлившуюся горную речку. Вымок до нитки. Снял с себя всю одежду, выжал, снова надел. А когда я хотел отдать ему его куртку, не взял ее. И после этого мы еще часа три по колено, а порой и по пояс в воде шли по руслу реки до своей машины, где нашу группу ждал водитель, уже потерявший нас и хотевший ехать за подмогой в МЧС.

Есть у меня знакомые и приятели разных национальностей. И если живут они в России, ощущают себя русскими по духу, культуре и языку, то проблем во взаимоотношениях не возникает никаких. Впрочем, мне встречались и "истинные арийцы", в чьем эритроците нет ни капли иноплеменного гемоглобина, но их национализм повел по украинскому пути. В никуда. В общем, пора заканчивать свои, все-таки, разлившиеся даже не мыслею по древу, а вешним половодьем, размышления.

Мне до сих пор нравится «харощь кино Пю-рат-тин». Потому что эта детская лента из нашего общего прошлого, советского единства и братства народов. А чтобы люди в сегодняшней России, простые обыватели, женщины, дети, старики, чувствовали себя в безопасности, мало солдатам исполнять свой долг в окопах Донбасса, народ российский сделал свой выбор семнадцатого марта, и теперь ждет от своего Гаранта и государства ответной заботы и обеспечения правопорядка. Нам всем следует осознать, что вопрос выживания России – общий и обоюдный. Для власти и для народа, для каждого из нас.

29. 03. 2024 г.