Анюта в пуантах

Сергей Псарев
                Совершенно фантастическая история с неожиданным появлением билета в Мариинский театр на балет «Анюта», в котором его название для меня с самого начала приобретало второй смысл. В общем, сидел в зале и размышлял о привратностях судьбы и замечательном времени, когда сюда могли приходить студенты вузов и курсанты военных училищ, не напрягая изрядно своих тощих кошельков. Признаться, я его еще немного помню. Потом прозвучал последний звонок...
                Балет в двух действиях на музыку Валерия Гаврилина в хореографии Владимира Васильева на сюжет рассказа Антона Павловича Чехова «Анна на шее». Его название связано с правилами ношения награды. Орден Святой Анны носился на шее, а в петличку крепилась орденская ленточка.
                Спектакль буквально оглушает красотой и изысканностью декораций, «исторической правдой» и многообразием костюмов, выполненных по эскизам художника-постановщика Виктора Вольского. Все начинается со сцены отпевания в церкви ушедшей в мир иной жены Петра Леонтьевича. На темном фоне изображения скорбящих ангелов, усыпанный цветами гроб и люди в черном со свечами. Голос священника, читающего слова молитвы. Откуда-то из купольных высей спускаются призрачные лучи света. Их сменяют живописные виды провинциального города с церковью и колокольней, уютные малоэтажные дома и неизменные зажженные фонари. Такие городские пейзажи украсили бы любую, самую престижную выставку, как, впрочем, и почти эрмитажные интерьеры бального зала в сцене на балу...
                Покоряет волшебная «чеховская» музыка Валерия Гаврилина, создающая нужные интонации. Cразу вспомнится отснятый в 1982 году на «Ленфильме» телевизионный фильм-балет «Анюта» ленинградского режиссера и сценариста Александра Белинского с участием знаменитой балетной пары - Владимира Васильева и его жены - блистательной танцовщицы Екатерины Максимовой. Именно вспомнится, потому что сравнивать телефильм и сцену Мариинского театра едва ли будет уместно. Балет получился куда шире своей телеверсии, добавились новые хореографические эпизоды. В 1986 году он начал свою жизнь на сцене в Италии, а затем и в Большом театре. Огромный успех балету сопутствовал везде. Где только потом его не ставили в нашей стране...
                У балета удивительно теплое и трогательное название - «Анюта»... Сколько было еще таких правдивых рассказов о женщинах, которых подвергали всеобщему осуждению на обывательском уровне, в публичных диспутах, а мы все равно их искренне любили, сопереживали и старались понять. Потому что такими своих героинь создавали наши великие русские писатели.
                Как часто бывает у Чехова, это тоже грустная история. Семья Анны, где кроме нее двое младших братишек, живет бедно, заработки отца - учителя невелики, к тому же, после смерти жены он заливает горе водкой. Анна вынуждена принять предложение нелюбимого состоятельного чиновника Модеста Алексеевича выйти за него замуж. Нужно было помочь семье выбраться из долгов. В один прекрасный день она попадает на бал в дворянском собрании, где очаровывает всех своей красотой, непосредственностью и жизнерадостностью. У нее появляется масса поклонников и среди них шеф ее мужа - «его сиятельство». Анна бросается в водоворот светских развлечений, наслаждается своей властью над мужчинами и быстро забывает о своих бедствующих родных. Не в убытке и старый муж, отмечаемый по службе «его сиятельством». Красивая жена - это тоже капитал, которым можно грамотно распорядиться.
                На наших глазах происходит некая трансформация личности. Такие вопросы всегда волновали сочинителей. Каждый раз развившиеся события зеркально отражали свое время, а мы искали их героев среди себя. В отличие от чеховского рассказа в балете «Анюта» появилась история первой любви юной героини к бедному студенту. Это ее сны, романтические грезы или видения. Остается понять, где Анна была настоящей, там или в своей теперешней реальной жизни прелестной кокетки и расчетливой невинности?
                Хореография балета необыкновенно «говорящая», наполненная драматизмом, гротеском и сатирой. Озорная тарантелла Анны - это беззаботный полет бабочки, в котором ей страшно оглянуться. Через такое-то мгновение уже замечаю в ней беспомощную куклу в чужих сильных недобрых руках...
                Давно привык, что чеховские произведения читаются мною между строк, в них всегда присутствует особая интонация деликатности, интеллигентности, чистоты и искренности чувств. В общем, дается возможность многое додумать самому.
                «Анюта» - это уже балет из нашего циничного времени. Реалистичность зрелища пишется преувеличенно крупными плакатными сатирическими мазками. Уйти с дамой в спальню прямо на балу, на виду у всех… Совершенно немыслимая свобода нравов для российской провинции конца XIX века, полное игнорирование общественных приличий. Такого даже всесильный «его сиятельство» не мог бы себе позволить. Сцена балета изрядно подчеркнута: дама, вкусившая порока, публично потягивается, словно балованная диванная кошечка...
                Сарказм темы чиновников, вручение ордена Святой Анны под легко узнаваемую музыку гимна «Боже, царя храни» выглядит еще более зрелищным. Государственная бюрократическая машина, где каждый человек занимает положенное ему место, чин и звание. Главное вовремя угадать, чего хочет или не хочет твой начальник, «его сиятельство». Перешагнуть через нравственные принципы, своих товарищей по службе или близких ровно ничего не стоит. Тогда глядишь, завтра и сам сможешь выбиться в люди, стать начальником и важным лицом...
                Тем временем Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную ночь. Эта финальная сцена в балете самая трагичная, чего не замечает или не хочет замечать главная героиня, Анна. Они уходили все дальше, а я ждал, оглянется ли в зал бедный Петр Леонтьевич. Знаете, а он оглянулся. Значит, надежда у него еще осталась... на нас...