Рецензия на творчество поэта Ивана Зауткина

Юрий Старцев Лобанов
                ТЕХНИКА.

  Все стихотворения И. Зауткина написаны, конечно, по системе силлабо-тонического стихосложения. В стихах присутствуют такие метры: трёхстопный ямб - "Прощай, судьба моя,я злил тебя напрасно...", пятистопный хорей - "Тает жизнь - шагреневая кожа, исходя по строчке каждый день...", трёхстопный анапест - "Вижу сад наш будыльем зарос. Дверь распахнута, окна побиты...", трёхстопный амфибрахий - "Я нынче костёр в новом месте разжёг. Не в наших местах, а в чужой стороне...", трёхстопный дактиль - "К тёплой коре прижимаюсь щекою и не могу удержаться от слёз...". Видим два вида рифмовки: АВАВ и АВВА - перекрёстная и смежная. Слабой стороной, доступных мне произведений, назову отсутствие других видов рифмовки. Отсутствие 5-6 и более строчных строф. От этого разнообразие техники страдает.

            ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ.

  Изобразительность речи делает стихотворение поэзией. Рассмотрим хотя бы некоторые стихи и строчки.
 
Взыграйте, каменные струны,
Верните то, что отцвело.
Далёких лет подруга Юность
Меня проводит за село.

Я обойду яры-уломы,
Сорожек удой половлю,
Избушкам кланяясь знакомым,
До слёз которые люблю.

 Давайте разберём эти 8 строчек. "Взыграйте, каменные струны" - автор применяет эпитет "каменные" не для риторики, а подчеркивает невозможность дважды зайти в одну воду. Не достучатся до "каменных струн", не вернуть то, "что отцвело". Следующие две строчки навевают ностальгию по временам, когда человек был счастлив тем, что ходил по родной земле, был полон сил. "Далёких лет подруга Юность..." Далее автор использует дважды местные слова - "уломы", "уда". Это делает речь самобытной.
 "Избушкам кланяясь знакомым, до слёз которые люблю." Каждый сельский житель согласится с автором насчёт избушек. Каждая деревня имела свои избушки на покосах. Подростки вместе с родителями в сенокосную пору ночевали в тех избах. Позднее  самостоятельно ходили с ночёвками с товарищами и друзьями. Брали и девушек. И даже, будучи взрослыми, посещали избушки с жёнами и детьми. Строили новые взамен прохудившихся. Избушки в сердцах и памяти сельских жителей - 
неотъемлемая часть малых своих родин. И их действительно любят "до слёз".

  Я в чащобе клепОй (клепой - провинциализм. Обозначает кривое, наклонное дерево)
Сладкой прели напьюсь.
Хорошо мне с тобой,
Моя малая Русь.

Что ж вы сникли в хандре,
Тальники, камыши?..
Я пришёл по заре
К вам на праздник души.

 "Я в чащобе клепой сладкой прели напьюсь"... - как можно напиться "сладкой прели"? А вот как. Представьте осенний лес. Листва с берёз и осин облетела. И вот под листвой мелькает что-то белое. Конечно это груздь. Да не один. Вы снимаете со шляп опавшую листву и грузди предстают во всей своей красе цвета сахара! И слышите тонкий запах то ли прелых листьев, то ли самих груздей. Сбор груздей - праздник души. "Хорошо мне с тобой, моя малая Русь". Тема природы проходит через всё творчество поэта. В природе он сам черпал силы для совсем не лёгкой своей жизни и учил этому читателя.

Опахнуло чужие края
Теплотой пробудившихся талов.
Здравствуй, мама родная моя!
Ты ли этой берёзкою стала!?

Я недаром проснулся зарёй,
Раннеутренний голос твой слыша.
Забери меня, мама, с собой,
Жить устал под казённой я крышей.

Побегу - о другой не всплакну, -
С кошельком вместо женского сердца.
Я любил тебя только одну.
Унеси меня в светлое детство.

Вижу сад наш будыльём зарос.
Дверь распахнута. Окна побиты.
И бездомно-голодный Матрос
Спит на лавочке, всеми забытый.

Мы накормим его - не беда!
Приласкаем кота и согреем.
Не затмила бы путь лебеда,
Унеси же в былое скорее...

Унеси через годы разлук
К братьям, сёстрам, к отцовскому дому.
К доброте твоих бережных рук,
К очагу безмятежно-родному.

Это стихотворение "Здравствуй, мама!" привожу полностью. Обращаю внимание опять же на изобразительность речи. Автор не пишет: "Пришла весна, побежали ручейки ..." Он применяет образы. Именно образы делают стихи стихами. Далее читаем: "Здравствуй, мама родная моя! Ты ли этой берёзкою стала!?" В этой строке тоска по матери , вина перед ней. Вероятно, мамы уже нет в живых. Да и сам поэт "под казённой крышей". Легко ли далось ему это откровение!? "Забери меня, мама, с собой, жить устал под казённой я крышей." Выстрадал человек эти строчки. "Унеси через годы разлук к братьям, сёстрам, к отцовскому дому..."

 Лилейный цвет черёмухи душистой
И этот вечер, что неповторим...
Сложу цветы я в белое монисто
И твой портрет украшу грустно им.

Среди крестов в застинье белопенном
Я снова встречусь с юность моей.
Не всё, мой друг, в подлунном мире тленно:
Есть память в нас, что времени сильней.

Тревожа чувств таинственные струны,
Она, как сердце, бьётся до конца.
И ты всегда такой же будешь юной,
Как в те года у школьного крыльца.

 Это стихотворение о любви. Любовь, возможно, первая, школьная. И девушка уже в мире ином. Поэт принёс цветы на могилку. Здесь он немногословен. Даже лаконичен.
Но и трёх строф достаточно, чтобы увести читателя в годы его юности. Раз прочитав это стихотворение, его уже не забыть. Вот так умел Иван Зауткин достучаться
до сердец читателей. И добавлю следующее: Метафоричность в том или ином проявлении в творчестве Ивана Зауткина присутствует. Встречаются слова-диалектизмы (будылье, застинье, клепой, уломы и другие), делая речь самобытной. Иван Зауткин - не "плакальщик всея деревни", хотя стихи его сотканы грустью, заправлены ностальгией и в них практически нет воспевания настоящего времени. Он исходил от обратного. Всем своим творчеством он учил нас беречь то, что имеем. Любить природу, любить свой "уголок России", даже если "непогода" вымотала души. В его творчестве нет проклятий к переменам. А перемены лично для Ивана оказались фатальными -скончался не от старости, но от истощения и недуга. Ушёл, в горькое для него время, когда ни работы, ни возможностей, ни признания, ни связи с родными, ни семьи не было.Ушёл не обозлённым. В силу жизненных обстоятельств талант Ивана Зауткина не раскрылся полностью. Он мог бы написать много песен, если бы было внимание к его творчеству своевременным. Но и то, что он успел написать заслуживает добрых слов и уважения к поэту, к его истинно народному творчеству.


      Поэтическое направление творчества И. Зауткина.
 
  Направление  одно - Лирика угасающего "Я". Лейтмотив этого направления - мечта о добром, светлом, дорогом. Глубокая ностальгия по событиям невозвратным.  Это мы видим во всех работах Ивана Зауткина. Справедливости ради нужно отметить, что у данного автора нет поэм, басен, сонетов. Нет исторических отступлений, ссылок на значимые события своей страны и Мира. Нет обращений к мифологиям различных времён и народов. Нет ссылок к священным писаниям. Но и при таком раскладе творчество его находит отклик в сердцах людей. Особенно сельских жителей, на глазах которых прошли негативные перемены конца 20-го века в Российских деревнях нечерноземья. Многие стихотворения хорошо ложатся на мелодии, хотя по сути не являются песнями. В стихах Ивана я не видел какой-то похабщины, нехороших слов о женщине. Самым "крепким" в женский адрес было - "С кошельком вместо женского сердца".

                НЕМНОГО БИОГРАФИИ.

  Иван Дмитриевич Зауткин родился в г. Архангельск 15 апреля 1949 года.
Скончался в д. Семёновская (Семёновск)  15 декабря 1999 года. Имел трёх братьев и трёх сестёр. Своей семьи не создал. Работал рабочим разных специальностей.
  При жизни были издан небольшой сборник стихов. Полного собрания нет.
С творчеством поэта Зауткина можно познакомиться через сообщество. Ссылку прилагаю ниже.  На стихи Ивана Зауткина к его 75-летию мной написаны песни. Их найдёте в том же сообществе по прилагаемой ссылке.
 Статья посвящена памяти Ивана Дмитриевича Зауткина к его юбилею 15.04.2024.