Перекати - поле...

Галина-Солнцеворот
     Юродивых испокон обижать было грешно. Кочуя от селения к селению, они никому не доставляли хлопот, жили так, как считали нужным. Ночлег находили там, где страннику всегда рады. В народе подобного рода людей называют «перекати-поле». И почему им не сиделось на месте?
     Весёлый мужичок с балалайкой – Федя Тилилинский частенько появлялся на нашей улице. Частушки сыпались под его балалайку, словно семечки. Поёт частушки, а сам притопывает ногой, да подмигивает тем, кто остановится послушать его народное творчество. Ну, прямо, бродячий артист-музыкант.
     Федя Тилилинский от природы был чертовски талантлив. Откуда только брались его частушки?.. Нет, не зря заприметил его Василий Шукшин. В фильме «Печки-лавочки» он снял эпизод на пароме через реку Катунь, где Федя с энтузиазмом сыграл роль человека из народа, наяривая на балалайке от души. От Феди веяло добродушием, а дети чувствуют доброго человека за версту.
     А вот старикашку Чинчикеева мы почему-то побаивались. Чинчикеев невысокого роста, ноги крендельком, которые цеплялись друг за друга, когда он гонялся за ребятнёй, раскинув руки, в шутку пытаясь изловить нас. Мы с визгом разбегались в разные стороны, старательно уворачиваясь от его объятий. Затрудняюсь сказать о возрасте Чинчикеева. Мне он казался замшелым лешим, в старых круглых очочках, где вместо дужек привязана бельевая резинка. На голове Чинчикеева красовалась фуражка с козырьком. Несмотря на летнюю жару, он никогда не снимал кирзовые сапоги и полотняный пиджак.
     Чинчикеев неожиданно исчезал из деревни, а потом так же неожиданно появлялся. Его исчезновения были связаны с таёжными заготовками. По осени он уходил орешничать, а в мае месяце отправлялся за колбой* и за травами. Конечно же, он знал тайгу, как свои пять пальцев. Компаньоны ему были не нужны, поэтому он в одиночку без ружья отправлялся на промысел. Мне порою казалось, что Чинчикеев обладал какой-то внутренней силой, которая отпугивала от него зверьё и людей.
     Возвращаясь из очередного похода, он появлялся на крылечке продуктового магазина. Садился на ступеньки, разложив: лиственную серу, кедровый орех, связанные в пучки ревень и колбу. Таёжный товар пользовался огромным спросом и стоил копейки. Не думаю, что дед Чинчикеев имел большой капитал от продажи. Но сидение на крылечке магазина со своей лесной добычей доставляло ему огромное удовольствие. Туристы, которые в летнее время друг за другом с огромными рюкзаками следовали по нашей улице на Каракольские озёра, быстро разбирали его экзотические продукцию.
     Почему мне вспомнились эти два человека, ведь внешне они совершенно непохожи друг на друга?.. И всё же что-то объединяло этих людей, свободных от условностей… Что же их толкало на странствия в одиночку: одного в тайгу, другого с балалайкой по деревням?.. Протест против обыденности, элементарная неуживчивость, или же стремление к внутренней свободе?..
.


*Колба-черемша – болотный чеснок