Иегуда Амихай. Дома, дома и одна любовь

Анатолий Фриденталь
                1.
Защищённые от хороших новостей
И защищённые даже от новостей плохих,
Мы сейчас у себя дома.
Но мы остались такими, какими были тогда, бездомными, в Эйн-Геди.
В жарких ущельях. Остались как два горячих ущелья.
Ты раджа, а я соглашение. Даже теперь,
Защищённые в своём доме в Иерусалиме, перед дверью
Два евнуха, время и размер, охраняют нас,
И на мезузе нашего дома написано: И любовь, и любовь.

                2.

Мы жили во многих домах и в каждом доме оставляли
Стихи на память, газеты, вроде бы книгу, смятую карту далёкой страны,
Потёртую зубную щётку в стакане.
А также поминальную свечу, свечу всегда.

                3.

В те дни, когда мы были бездомными,
мы превратили весь Израиль в дома.
Даже на берегу моря в Кейсарии.
Там мы свалили в кучу одежду, как морскую волну,
Сандалии, рубашки, полотенца и штаны, твои и мои,
вперемешку, и вошли в море.
И я сказал себе в сердце: это наша первобытная жизнь,
И мы любили друг друга в горах или в пустыне,
Громоздили камень на камень и звали Господа по имени,
И продолжали идти.
Но мы любили друг друга на берегу моря и одежды наши
простирались от воды до песка.
И мы звали во имя нашей любви.
Проходящие мимо думали, что мы утонули.
А когда они ушли мы так и остались перемешанными,
два в одном, как наша одежда в куче на берегу.


                4.

Мы жили на ничейной земле в разделённом Иерусалиме в Геенне*,
в доме, крыша которого была повреждена, а стены пестрели ранами от пуль и осколков.
Вместо сломанной ноги мы подложили под кровать связки книг
(и я не знаю прочитали ли мы из них хоть одну?).
И каменные ступени были нам как лестница,
которую ангелы забыли у Иакова во сне,
и оставили нам спускаться и подниматься.
А ничейная земля по-английски называется No man land (страна не людей).
Но мы были на ней мужчина и женщина, серьёзные в своей любви,
И не ничейные. И если мы ещё не умерли, то всё ещё любим.

*- Геенна — символ Судного дня в иудаизме и христианстве, в исламе является равнозначным слову «ад». Название образовано от названия долины Еннома к юго-западу от старого города Иерусалима.

                5.

И если мы умерли, то будем первыми в очереди на воскрешение,
которое в своих видениях прорицал Иехезкель*.
Кости одна рядом с другой, мясо и сухожилие и покрытая коркой кожа сверху.
Но не растолковал и не продолжил пророчество.
Но мы продолжили его видения и растолковали:
Чресла обнять, нежные мягкие бёдра ласкать,
И две ягодицы, и волосы сверху, и волосы снизу,
И глаза-закрыть и распахнуть, изящные губы и точный язык.
И с тех пор мы продолжаем видение, беседу между временами.
Летнее платье, простыни, висящие на веревке, подоконник.
И продолжать, продолжать…
Мы будем мы, будем приливом и отливом, будем погодой,
Временами года, и будем, будем…**

*- пророк Иезикиил
**- аллюзия на стихотворение «Мы вечно будем жить»

http://stihi.ru/2017/11/06/436

                6.

Дом где мы любили, сначала был разрушен.
Это могла быть простая строка из Торы,
Он был разрушен не в результате гневного пророчества,
И не от рук римлян или халдеев, но руками рабочих.
И вместо него сейчас глубокая яма.
И словно по молитве «из глубин» на его месте
возвысится новый дом, больше прежнего.
И архитекторы не знали, что они чертили контуры дома
по линиям наших тел, предназначенных к любви.
Южную стену оставили, и в окне, обращенном к Долине скрещения*,
оставили иерусалимские жалюзи, как крылья.
Наша спальня была ангелом.
И тот, кто подглядывал за нами летними ночами, сегодня старик
и, возможно, видит нас в своих снах. А может это был Бог.
Мы причинили друг другу много радости и слёз,
И всё, кроме слез и радости, забудется в следующем мире и следующих мирах.
*- улица в Иерусалиме.

                7.

И как они используют нашу любовь? Как скопируют линию твоих бёдер?
И линию твоих плеч на своих планах, отметят границы между странами,
о существовании которых мы не знали, как цвет глаз твоих и моих
будут вместе на флагах новых наций в будущем мире.
И слова, которые мы говорили,
будут использовать в самых секретных документах,
Декларациях независимости и пактах капитуляции.
Как они используют нас! Позиции нашей любви помогут изобрести
новые и сложные механизмы будущего века,
и по движениям нашей любви
кто-то спланирует военную операцию.
Объятие и охват, удержание и взятие, траектории ракет.
А из расслабления нашей любви
рассчитают финал и прогноз дней добра и спокойствия
в тишине вечности и любви к миру.

                8.

«Груди твои достигли совершенства и волосы отросли. И ты была нага и неприкрыта.»*
Так вопил пророк Иехезкель тысячи лет назад.
Так кричит пьяный исполин в момент страсти.
Он думал, что ты принадлежишь ему, но не знал, что ты предначертана мне сейчас.
«Груди твои достигли совершенства и волосы отросли». Почти прогноз урожая.
Поля готовые к севу, рост и созревание колосьев. «Ты нага и неприкрыта».
Это века тому назад.  Но сегодня ты готова к жизни в этом времени.
И нет больше чёрных чулок, лопнувших от страсти. Есть серьёзный полосатый пиджак,
Белые полосы на чёрном, а внизу скрупулёзно натянутые чулки.
Но под всем этим ты остаёшься нагой и неприкрытой, и дикой как тогда,
в маленьком доме возле Долины скрещения, как и предсказал тебя пророк
в отчаянии любви, и не знал об этом.

*- Книга пророка Иезекиила гл.16 стих 7

                9.

Мы разделили между собой язык. Ты взяла себе движения, а я остановки.
И мы были одним языком и многими высказываниями.
Слушай, слушай, услышь, услышь.
Мы жили одним. Есть много смертей, есть много богов,
Но мы жили как один человек, одной любовью.

                10.

О покойниках говорят: ушёл в свой мир
И мы живём и уходим. Я в твой мир, а ты в мой.
Над покойником читают кадиш.
И мы произносим кадиш каждый день,
Кадиш в роли хвалы и благодарения,
и радости, и силы, и песни любви.
Поскольку мёртвые не воспоют Алиллуйа Всевышнему,
Кадиш как венчание. Вот ты, вот мы, вот мир, вот наш мир.


Из книги «Открыт, закрыт, открыт» 1998 г.  С иврита