Чтобы помнили - Андрей Васильевич Хрулёв. Часть 1

Подарок Миру
"Не было гвоздя – подкова пропала.

Не было подковы – лошадь захромала.

Лошадь захромала – командир убит,

Конница разбита – армия бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя."

(Самуил Маршак)

Год издания: 1968 г.
Издатель: "Художественная литература"







       Во время Великой Отечественной этот военачальник не командовал фронтом, не возглавлял Генштаб, но его вклад, который он внёс в Победу, очень весом. Андрей Васильевич Хрулёв вошёл в историю как талантливый управленец самого высокого уровня, специалист сразу в нескольких областях – финансах, транспорте и тыловом обеспечении. А без тыла, как известно, нет армии, нет победы.

       Оперируя несметными материальными и финансовыми средствами, зная, что война всё спишет, мог прилично обогатиться, но ничего себе не взял и палат каменных после себя не оставил…

           Детство

       4 октября 1892 года у православных крестьян деревни Большая Александровка Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии Василия Васильевича и Марии Ивановны Хрулёвых появился сын Андрей. Василий был хорошим кузнецом, в деревне работы для него не было, и он занимался отхожим промыслом на столичных заводах, а потом и вовсе осел в Санкт-Петербурге. Когда сыну исполнилось 9 лет, отец перетащил его поближе к себе и устроил учеником в ювелирную мастерскую. Золото, платину, драгоценные камни, стоившие немыслимых для мальчишки денег, он даже не думал прикарманить. В 1903-м Андрей окончил начальную школу, следом – вечерние курсы, а в 1911 году без отрыва от работы – школу казённых десятников. Популистские идеи всеобщего равенства в Питере были очень сильны, и 21-летний пролетарий Хрулёв примкнул к большевикам. Он был не в меру активен, быстро попал в поле зрение царской охранки, его арестовали и из Петрограда выслали. В 1915-м срок ссылки закончился и Хрулёв возвратился в Петроград.
       Шла мировая война, в армию его не призвали, но, видимо, по недогляду, разрешили устроиться на оборонный Охтинский пороховой завод. Он участвовал в революционных событиях 1917-го, был среди тех, кто штурмовал Зимний. В марте 1918-го он вступил в партию, и тут же был назначен председателем райревкома на Охте. Через полгода он пошёл добровольцем в Красную Армию, в январе 1919-го стал комендантом Пороховского района Петрограда, в августе – начальником политотдела 11-й стрелковой дивизии. В марте 1920-го комиссар Хрулёв отличился во встречном конном бою 1-й конной армии против деникинцев в районе станции Егорлыкская, в котором с обеих сторон участвовало до 40 тыс. сабель. В 1-й конной Хрулёв познакомился со многими людьми, которые решали судьбу страны. С командармом Семёном Буденным они дружили много лет. Хрулёв воевал с Врангелем, участвовал в советско-польской войне, получил орден Красного Знамени и золотые часы от ВЦИК. В 1922-м он женился на своей коллеге из политуправления Эсфирь Горелик, у них родилось трое детей. Но кроме своих чад чета Хрулёвых постоянно опекала племянников, детей сослуживцев Хрулёва.


           Начальник Центрального финансового управления РККА

       В 1925 году Хрулёв окончил высшие военно-политические курсы и был назначен комиссаром кавалерийской дивизии, а спустя три года – замначальника политуправления Московского военного округа. Казалось, что перед ним открыта широкая перспектива партийно-политической карьеры, но внезапно всё круто изменилось: политработника Хрулёва назначили начальником Центрального финансового управления РККА. Поначалу Хрулёв, не имевший специального образования и необходимого опыта, буквально разгребал авгиевы конюшни, потом сумел централизовать финансовые ресурсы, обеспечить исполнение военного бюджета и своевременную выплату денежного довольствия.

           Строительно-квартирное управление Наркомата обороны

       В 1934 году Хрулёва назначили начальником Финуправления Наркомата обороны, через год присвоили генеральское звание корпусного комиссара. Полгода он прослужил на канцелярской должности управляющего делами оборонного ведомства, и в 1936-м возглавил строительно-квартирное управление Наркомата обороны. Готовился закон о всеобщей воинской обязанности, ликвидация т.н. территориальных дивизий, многие военнослужащие которых жили в своих квартирах и домах. Кадровая армия должна была вырасти количественно, военнослужащих нужно было где-то расквартировывать, а для этого нужны были жилые и бытовые помещения – казармы для солдат и дома для офицеров с семьями, столовые, медпункты, красные уголки, школы в военных городках. Рос технический парк, и для него нужны были гаражи, ангары, ремонтные мастерские и склады. Всё это и начал строить Хрулёв. Однако материалов остро не хватало, и их нужно было «доставать», но сделать это исключительно в рамках тогдашних законов, системы планирования и ведомственных инструкций было практически невозможно. Любой руководитель строительства практически всегда был виновен: если не построил, виновен в том, что не сумел обеспечить строительства материалами, а если построил, виновен в том, что добывал материалы в обход законов. В общем, куда не кинь – всюду клин. Но если в результате «махинаций» выросла казарма или танковый ангар, а у «мошенника» кармане оставалось так же пусто, как и до начала строительства, какое же это преступление?

           Начальник Управления снабжения РККА

       В 1937-м Хрулёва сняли со всех постов, и он каждую ночь ждал ареста – время было такое. Почти год он находился в распоряжении Управления кадров РККА, пока в 1938-м его не назначили начальником военно-строительного управления Киевского военного округа – должность почти такая же, как предыдущая, но масштаб куда меньше. В сентябре 1939-го, когда уже шла Вторая мировая война Хрулёва внезапно вызвали в Москву, как обычно не сообщив цель вызова. В Наркомате зачитали приказ о назначении его начальником только что организованного Управления снабжения РККА. Согласия Хрулёва никто не спрашивал, а он, понятное дело, не возражал.

       Должность Хрулёву досталась практически расстрельная: в снабжении армии была полнейшая неразбериха: некоторые функции вообще никто не исполнял, некоторые дублировались на различных уровнях, и было крайне сложно понять, кто за что отвечает, с кого спрашивать в конечном итоге. Такой хаос неизбежно приводил к нехватке чего-то в одном месте и переизбытке этого же – в другом. Когда мир, это ещё как-то можно было пережить, а что делать, когда война?..



       * * * * * * * * * * *