Ветер в руке

Татьяна Михайленко 3
                О ветер, со склона Фудзи!
                Принес бы на веере в город тебя,
                Как драгоценный подарок.
                Мацуо Басё

        Эти лирические заметки о японской поэзии хокку не претендуют на подробное литературоведческое исследование. Это эмоции души, очарованной мерцающими светлячками, почти скрытыми от взгляда человека - поэзия "трёх тысяч символов" по определению с 14 века самими жителями страны Восходящего солнца. Каждый человек может вступить в диалог с этой поэзией, чтобы почувствовать утонченную красоту окружающего мира, ее глубокий смысл, ее философский подтекст, лучше понять самого себя.
        Хотелось попытаться раскрыть некоторые загадки этой сложной для восприятия поэзии, найти ниточку чудесного клубка, чтобы она подсказала путь одухотворенного путешествия к своей душе.

                Часть 1.
                Изысканность медлительного взгляда.
         
        Чем же пленяет нас японская поэзия - хокку? Среди образов, населяющих этот удивительный мир, мы встретим бабочек, птиц, звёзды, луну, солнце, дождь, росу на траве, ручей в глубине леса... Далеко не каждый современный поэт заметит и почувствует то, что на японского мастера хокку производит ошеломляющее впечатление. Почему солнце светит, а птица поет свою песню? Мы привыкаем к этим явлениям, но в хокку для нас звучит откровение.
           Высота полета души, быстротечность времени, познание большого в малом, единство человека и природы - нет такого явления, на которое не обратила бы свой взгляд поэзия хокку. Не найти такой сферы человеческого духа, где она не сказала бы нового слова.
         
           Вот выплыла луна,
           И каждый малый кустик
           На праздник приглашен.
                Исса Кобаяси
          
           Талантливая личность светом своего разума может пробудить к творчеству многих людей. Влияние это несёт большое благо для развития способностей окружающих, раскрытия своего потенциала. Таким сильным воздействием обладают выдающиеся учёные, деятели науки и искусства. Эти три строчки также говорят о значимости каждого человека, даже маленького. И каждый достоин счастья.

           Душа человека родственна морю, ветру, огню. Эмоциональная чуткость и отзывчивость хокку в том, что жизнь принимается как дар. Органичная сущность всего созданного Природой придает целостность этой изысканной поэзии.
         
          Сад и гора вдали
          Дрогнули, движутся, входят
          В летний раскрытый дом.
                Мацуо Басё
         
          Только тогда человек сможет разгадать тайны Природы, когда откроет свой разум и свое сердце, как в доме раскрывают дверь.
"Сад" - то, что человек может создать своими руками и умом
"Гора вдали" - то, что вечно, далеко, что трудно изменить, но можно понять
"Дрогнули, движутся, входят..." - начало и продолжение процесса познания
"В летний раскрытый дом" - лето символизирует молодость, когда разум развивается
          Так, в трёх лирических строчках, без назидания и нравоучения раскрыт путь человека в его воспитании и развитии через диалог с миром Природы.


          В  хокку заключена глубокая многозначная философия жизненных явлений, и понимание, вчувствование их каждым человеком - это не просто расшифровка трехстишия, это, прежде всего, раскрытие своего психологического портрета.

            
          Все волнение, всю печаль
          Своего смятенного сердца
          Гибкой иве отдай.
                Мацуо Басё

         Из народного фольклора мы знаем приемы, когда герой произведения обращается к духам природы, чтобы получить защиту, утешение, силу для победы над злом. Дерево ива гибкое, тонкое, но прочное. Оно символизирует собой умение "не рубить с плеча", стараться тоже быть гибким, понять свое волнение, печаль... В народных оздоровительных практиках целители рекомендуют обнять деревце, прошептать ему добрые слова, рассказать о своём горе. Общение с живой Природой принесет исцеление.

               
                Часть 2
                Неожиданное в привычном (символы хокку)


         Японские хокку - это поэзия недомолвок, недосказанности, и в то же время они конкретны, предметны. Для подсказки, намека читателям используется символика. Символы сохранили приемы и смысл устного народного творчества Японии: использование готовых образов, сравнений, целых заимствованных выражений.
         Например: иней - седина, старость; запах померанца - прошедшая любовь;
горная кукушка или трубящий олень - безответная любовь; ворон - одиночество;
роса - бренность человеческой жизни; гуси - друзья, а также грустная поздняя осень
         Эти и множество других символов используются в трехстишиях для передачи эмоций настроения, мимолётного раздумья, удивления, печали, радости... Иногда бывает достаточно тонкого намека, чтобы создать у читателей чувство сопереживания.

         Сколько листьев опавших!
         Столько листьев зелёных
         Я не видел в саду весной.
                Неизвестный японский поэт
                Перевод К. Бальмонта

         Опавшие листья - это символ грусти, конечности жизни, размышлений о прошедшем времени. Да, в молодости мы часто не обращаем внимания на значимые вещи, не понимаем их важности. И часто лишь в конце пути происходит переоценка ценностей. Другой смысл хокку в том, что выдающиеся открытия, новые идеи, непонятые направления в науке, техническом и художественном творчестве не всегда находят должный прием у современников. Но по прошествии времени, иногда очень длительного, начинаешь понимать и ценить труды учёных, художников, писателей, которые не были осмыслены и приняты при их жизни.

         Майские дожди
         Водопад похоронили,
         Залили дождем.
                Мацуо Басё
 
         Дождь  - символ прикосновения к Вечности,  утешения в печали. Нужно понимать, что такое "истинные ценности" и "преходящие ценности". Иногда что-то яркое, сильное, бросающееся в глаза, но кратковременное (дождь) по впечатлению отвлекает нас от настоящего, вечного и более значимого по воздействию (водопад). Но проходит сильный дождь, который закрыл на время водопад, и мы видим опять величественное явление природы во всей его силе и красоте.

         И поля, и горы
         Снег тихонько все украл.
         Сразу стало пусто.
                Наито Дзесе

         Снег - это символ чистоты, покоя, умиротворения. Казалось бы, что снег укрывает, засыпает своим покровом, навевает утешение. Но здесь раскрыт двойственный смысл явлений природы и человеческой натуры. Снег ещё даёт ощущение пустоты -"украл". Так человек иногда "даёт", но для того, чтобы в дальнейшем украсть - время, здоровье, молодость, силу. Можно вспомнить басню про Ворону и Лисицу. Лиса раздавала бесконечные похвалы, лесть, чтобы хитростью присвоить ей не принадлежащее. Много примеров таких аналогий в русской и японской, да и в мировой литературе и искусстве.

         Над рекой весь день
         Ловит, ловит стрекоза
         Собственную тень.
                Мацуо Басё

         Стрекоза - символ суетности, лёгкости, характеризует летнюю пору. Как сложно бывает человеку познать истину, разобраться даже в событиях собственной жизни. Иногда человек подобен легкомысленной стрекозе. Ведь поиски правды и справедливости - непростое занятие. Часто в своих исканиях мы доверяем лишь собственным суждениям. Но это лишь тень, неотделимая от полета стрекозы.


                Поэзия глубокой мысли.
                Часть 3

     Продолжение следует...