Известные первопроходцы. Часть 77

Феофан Горбунов
Известные первопроходцы. Часть 77.

Посвящена авиатору – учёному Отто Лилиенталю.

Первая часть.

Лишь в 18 - ом столетье,
Удалось взлететь над землёй,
Хотя он издревле в мечтах был,
Подобно птицам тем летать.

Впервые это удалось всё ж,
Сделать на шаре тепловом,
Монгольфьере. Что подчинялся,
Воздушным лишь течениям.

А авиатором - учёным,
Первым стал Отто Лилиенталь.
Признание труды получат,
А опыты – продолжат те.

23 мая 1848 года

Отто Лилиенталь родился,
В городке померанском. Тот –
Анклам, в Германии лежащий,
Отец – с торговцев был сукном.

Он был типичным буржуа там.
Хотя вёл родословную,
От выходцев из Швеции он,
С фамилией Лилиендаль.

(Или Юлендал)

Способности проявлял с детства,
К ваянию и лепке. Но,
Финансовое состоянье,
Семьи – не даст заняться тем.

(Отец умер, когда Отто было 13 лет)

Учиться то заставит Отто,
В ремесленном училище
В Потсдаме, а не заниматься,
Любимым делом там своим.

Наблюдать за полётом птиц, он,
С детства любил. Особо же,
Аистов. И провёл свой первый,
Опыт в 14 лет уж лет

Прицепил Отто к рукам крылья,
Сам сделал. Их. И прыгнул он,
С крыши сарая. Упал сильно,
К счастью остался в синяках.

1866 год

Отто в тот год стал практикантом,
На предприятии одном,
И там получил приглашенье,
Работать в их же там КБ.

(«Сталелитейный и машиностроительный завод
Шварцкопфа» в Берлине. В конструкторское бюро)

Вместе с Густавом, своим братом,
Выкраивал время на то,
Модели планеров чтоб делать,
Те хорошо парили там.

Затем занялся МАХОЛЁТОМ,
БИПЛАННОЙ схемы. После же,
Опытов, Отто убедился,
Не сможет в воздух тот поднять.

(Не хватает усилий человека)

Ноябрь 1867 года

Стал в академии учиться,
Промышленной Берлинской он.
Стипендию ему давали,
Финансово стал лучше жить.

1870 год

Он завершает обученье.
С отличием. И призван был,
В армию. В франко – прусской войне,
Недолгой пришлось воевать.

С войны вернувшись, он продолжил,
Эксперименты те же все.
В осень 1881 года,
Мастерскую свою открыл.

(По изготовлению котлов в Берлине. Чтоб
Улучшить материальное состояние)

В заказах не было отбоя.
И до завода вырос он.
Отто пристроил к ней участок,
Чтоб дело лётное начать.

Вторая часть.

1889 год

У Лилиенталя книга вышла.
Она составлена была,
На основании опытов братьев,
Отто и Густова Лилиенталь.

(«Полёт птиц, как основа искусства летать». На
Основании опытов братьев - инженеров и строителей
Машин. В издании был помещён рисунок летящих
Аистов с их аллегорическим обращением к людям:
«…  НАС ПОДДЕРЖИВАЮТ КРЫЛЬЯ, ПРИПОДНЯТЫЕ
ВЕТРОМ, О ЧЕЛОВЕК, КОПОШАЩИЙСЯ В ПЫЛИ,
КОГДА ЖЕ ПОЛЕТИШЬ И ТЫ?..»

Произвела та впечатленье,
На всех энтузиастов там,
Авиации. Зарождалась,
В эти годы она уже.

(Профессор русский Жуковский, американские
 Механики братья О. и У. Райты, француз Ф. Фербер)

1889 год (конец)

Тем временем изобретатель,
Построил первый планер там.
Моноплан. Через год уж,
Построил он там и второй.

Несколько там прыжков – подлётов,
Совершить на них Отто смог.
Опыт обрёл балансировки,
Аппарата телом своим.

(Перемещая центр тяжести движениями ног
Вперёд и назад, а телом – в стороны.
… КСТАТИ, ИМЕННО ТАК ДЕЛАЮТ СЕГОДНЯ
ДЕЛЬТОПЛАНЕРИСТЫ)

1892 год

Аппарат новый в тот год сделал,
Удвоив площадь крыльев в нём.
Далее братья смогли сделать,
Новое место старта их.

Башню сделав с наклонной крышей,
Внутри которой поместят,
Готовые там парители -
С крыши Отто спланировал

(На аппарате с крылом 14 кв. м. и весом 20 кг.)

Складным аппарат был у них там.
И именно уже на нём,
Лилиенталь тогда ж впервые,
Больше 200 метров летел.

Тем временем, о человеке,
Который мог уже летать,
Как птица – пронеслась по миру,
И к нему стали приезжать.

Не только лишь одни туристы,
Также специалисты. Так,
Прибыл Жуковский, с ним уж Отто,
Вёл переписку до того.

(В 1895 году. Отто обменивался с ним результатами
Научных изысканий)

Представить он полёт собрался:
Крылья надел, и подождав
Порыва ветра – разбежавшись,
Над склоном холма ПОЛЕТЕЛ…

Набрав скорость там с высотою,
Небольшой – начал медленно,
Снижаться там. Благополучно,
Он приземлился на земле.

Пока помощник сложил крылья,
Отто с Жуковским говорил.
Разговор профессиональный,
И тут Отто крылья поднял.

И их Жуковскому он подал:
«Прошу на память их принять,
О нашей встрече!» Лежат ныне,
В музее в Москве до сих пор.

(Мемориальный музей Н.Е. Жуковского)

Другие планеры хранятся,
В музее в Лондоне и в США,
А также и в Венском музее,
На родине те крылья есть.

(Несколько опытных стендов и большая часть
Письменного наследия –в немецком музее в Мюнхене)

О встрече вспоминая с Отто,
Жуковский часто приводил
Его слова о планеризме,
Что воздух завоюет то.

«…ЛЮДИ, НЕСОМНЕННО, НАУЧАТСЯ ЛЕТАТЬ!
ЗАВОЕВАНИЕ ВОЗДУХА ПРИДЁТ ЧЕРЕЗ ПЛАНЕРИЗМ»

И он провидцем оказался,
Так и случилось. Только то,
Его современники ещё,
Не поняли его всех дел.

Лилиенталь не обращал там,
Внимание на все кругом
Насмешки там. И изготовил,
18 моделей планеров.

И на них более двух тысяч,
Полётов своих совершил!
Последователи возникли,
Кто этим заниматься стал.

1896 год

Американский физик также,
Роберт Уильямс Вуд решил,
Не только снимать Отто в небе,
Но полететь и самому.

И он спланировал там с горки,
После инструктажа. Потом,
Сразу ж себе заказал планер.
Другие приезжали там.

(Герман Геринг, англичанин Перси Пиль австриец
Вильгельм Кресс и американец Сэмюэл  Пирпонт Ленгли)

Третья часть.

Пришёл к выводу потом Отто:
Что коль паритель оснастить
Мотором, то он мог не только,
Планировать, но и - ЛЕТАТЬ!

Опробовал для того Отто,
На газе двигатель. А тот,
Пропеллер с шестью лопастями,
Вращал. Но тот не мощным был.

Аналогичной неудачей,
Завершился опыт с другим,
Мотором уж двухцилиндровым,
Мощностью в 2,5 л. сил.

(Действующим на испаряющейся углекислоте
по принципу паровой машины. Других компактных
силовых установок ещё ж не было)

1895 год

С этого года Отто начал,
Заниматься БИПЛАНАМИ.
Размах крыла сократил этим,
Сохранив свойства все его.

(В основном несущие)

Его открытием там стали,
Две штанги там, которыми,
Кривизну крыльев позволяло,
В полёте Отто изменять.

(Балансировка старым способом становилась ненужной)

Так Лилиенталь тогда первым,
На практике там применил,
В области авиационной,
«ГОШИРОВАНИЕ» уже.

Что повторили уже позже,
С успехом и другие все,
Авиации пионеры,
Братья Райты и (Луи) Блерио.

Стоило ли в том сомневаться,
Что Лилиенталь ещё б мог,
Много также других новинок,
Для авиации той. Но…

Судьбе угодно тогда ж было,
Распорядиться там не так
Трагедия эта случится,
В августе в 1896 год.

Очередной полёт там сделал,
С холма. И стал готовиться,
К следующему на БИПЛАНЕ,
Там с управляемым рулём.

(Рулём высоты)

Надев тот аппарат на плечи,
После разбега в воздух взмыл.
Помощник Пауль Бейлих тотчас,
Хронометр следом включил.

Чтобы засечь время полёта.
Сначала всё шло хорошо.
Аппарат плавно там спустился,
К подножью этого ж холма.

И набирать высоту начал,
И вдруг… тот скорость потерял.
И на мгновенье завис в небе,
«Встав на дыбы» - круто упал.

(С высоты 30 метров)

Когда Бейлих подбежал к месту,
Той катастрофы – Отто был,
Там без сознания. Позже узнали,
Что сломан шейный позвонок.

(Третий)

Отправили Отто в больницу,
В берлинскую. Но вот спасти,
Не удалось Лилиенталя -
Умер на следующий день.

Последними его словами были: «Opfer mussen
Gebracht warden!» - «Нужно приносить жертвы!»

Словно Икар погиб учёный,
В полёте же к своей мечте…
Жуковский узнав о несчастье,
На лекциях в Москве сказал:

«Его имя будет вписано в историю воздухоплавания
 С именами других мучеников науки, пожертвовавших
Своей жизнью для разрешения великой воздухоплавательной
Задачи!»

Но несмотря на то несчастье,
Удачные полёты всё ж,
Изысканья Лилиенталя –
Воодушевят всех всё равно.

(Других пионеров авиации: П. Пильчера, Г. Геринга,
 Ф. Фербера, Ж .Латама, С. Неждановского, Н. Арендта,
Т. Танского и др.)

Кружок в Москве организует,
Жуковский планеристов тех,
Экспериментаторов славных,
Известны будут имена:

(Вся страна узнает Б.И. Россинского, В.В. Татаринова,
С.П. Добровольского, А. В. Шиукова, П.Н. Нестерова,

Студент МВТУ (А. Н.) Туполев также,
Освоил планер сделанный,
В 1908 году, который,
По образцу Шанюта был.

(Московское высшее техническое училище)

1934 год

А в этот год уйдут в полёты,
Тяжёлые бомбардировщики -
«АНТ». Их уже создали,
В КБ Туполева тогда.

А что ж Германия? Как там всё?
После гибели Отто там.
Его жена Агнес осталась,
Без средств к существованию.

Продала дом она сначала,
В дешёвое жильё уйдя.
Потом завод уже котельный,
Чтоб четверых детей растить.

(Дать им приличное образование)

Лишь после 1910 года,
Стараниями (У) Райта там,
Власти Германии кайзера,
Взялись за семью Лилиенталь.

Вдове пенсию всё ж назначат
Приличную. А прусское,
Правительство выделит ренту,
Ежемесячную причём.

Олвилл и Уилбер, Райт – братья,
Которым приписали в США,
Главную роль в истории там,
Авиации – всё ж честны.

Они не упускали случая подчеркнуть, что
Считают себя УЧЕНИКАМИ и ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ
Великого Отто Лилиенталя.
,