Пять уровней дыхания-души

Василий Слынько
Слова «душа», «дух» и «дыхание» являются однокоренными. Это сильно упрощает
рассмотрение любых вопросов, связанных с душой и её бессмертием.

Важная цитата: «Наши мудрецы говорили: "У нее (у души) есть пять имен:
[нЭфэш] дыхание, [рУах] ветер/дух, [нешамА] дыхание, [хаЯ] жизнь (библ.)
и [йэхида] единственность" (Мидраш Раба, Брейшит, 14:9). Учение хасидизма
объясняет, что 5 "имен" души на самом деле описывают 5 её ступеней или уровней.

– [нЭфеш] – это душа как движущая сила физической жизни.
– [рУах] – это эмоциональное Я и "индивидуальность".
– [нэшамА] – это интеллектуальное Я.
– [хаЯ] – сверхрациональное Я, вместилище воли, желания и веры.
– [йэхидА] обозначает сущность души – единство с ее источником, Божественной
сущностью. Ибо сущность человеческой души – это "в буквальном смысле частица
безграничной сущности Бога свыше" (Тания, гл. 2) – так сказать, частица Бога в нас».

Приведённая цитата позволяет ясно увидеть пять уровней дыхания в человеке:
физическое, эмоциональное, интеллектуальное, витальное и божественное.

Это и есть пять приведённых выше названий уровней души. На каждом из них
она нуждается в соответствующем питании. Душа обязана не только трудиться,
но и питаться "и день, и ночь, и день и ночь".

Теперь, когда кто-то скажет вам «Я здесь задыхаюсь!..», вы сможете легко
уточнить, на каком именно уровне: физическом (нЭфеш), эмоциональном (рУах),
интеллектуальном (нэшамА), витальном (хаЯ) или божественном (йэхидА).

Классическое деление души на разум (голова), волю (живот) и чувства (сердце)
выделяет, соответственно, уровни [нэшамА], [хаЯ] и [рУах], ничего не говоря
об однородных с ними физическом [нЭфеш] и божественном [йэхидА] дыханиях.

Из всех пяти никогда не прекращается только бессмертное божественное дыхание,
которое не менее наше (для каждого из нас), чем четыре смертных остальных.

(2024)