Да было ль иго на Руси?

Игорь Жуковъ
                «О Руская Земля! Ты ещё за холмами»

Да было ль иго на Руси?
Да, но на западной украйне,
Что Русь сумели погасить
В себе поляне и древляне.
Холопы инославных королей,
Латинства возлюбившие елей,
Отдавшие прадедово пространство
За хлеб земной и ожиданье панства.

Московско-Суздальская Русь
Стояла, билась, созидала,
Не бередя разлад и грусть,
Державой новой прорастала;
Под Богородичный Покров,
Под лавры Троицкой молитвы,
Междоусобия и битвы,
Где Дионисий и Рублёв
Просторы горние вдыхали,
Распевом красочным звучали,
Провозглашая божью новь.
И Новгород Великий жировал,
Писал иконы, строил, торговал.
И Псков, и Тверь, и Нижний Новоград
Созиждели Руси грядущей Лад.

А там, на западе, невежды,
Литвины, ляхи  да  жиды
Метали руские надежды
Под Магдебургские суды.
Окатоличились русины,
Поникла Рюрикова стать,
Надела римские личины
Вся ополяченная знать.
В руинах древний Киев чахнул,
Доколь Москва, звоня казной,
У Речи Посполитой махом
Не выкупила край родной;
Вобрав Днепровские украйны,
Раздвинув руские окраины.
Но следуя путём Петра Могилы,
Упала верою раскольную на вилы.

Орда – ватага рэкетиров,
По-тюркски бающих племён,
Под властью ханов и батыров,
Из чингизидовых времён.
Пожгут нахрапом, обезлюдят,
С полоном в степи утекут,
Дремоту рускую разбудят,
Расшевелят Залесский кут.
Не дань платили – отступные,
Чтоб кочевавшая орда,
Пронзая вотчины степные,
Не жгла внезапно города
И их купецкие посады,
Сгоравших от искры лампады.
И  так до дней Екатерины,
До жил Потёмкинской руки,
До Новоруской сердцевины,
Когда Суворова полки
Тавриду взяли на штыки.

Да! Было иго на Руси,
Руси Червонной, Белой, Малой,
Что эхо ига голосит
За шеломянным перевалом,
Пылая бранью мировой
Над Лисичанской детворой
И Мариупольским развалом.
Сменил Варшаву Вашингтон,
А Вильно бриттов канонада,
Пронзает поминальный звон
Лавину украинопада.

Магдебургские суды — имеется ввиду Магдебургское право.

Понятие иго в исторический оборот ввёл Ян Длугош (1415-1460 гг.) — польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах. В Росии ( не на Руси ) понятие татаро-монгольское иго стало распространятся в 18 веке. Круг замкнулся.

В руской мужской ДНК не обнаружены ДНК-метки ( гаплогруппы ), характерные для монголов. И это последний удар по мифу о татаро-монгольском иге.У современных казанских татар ( вернее булгар ) присутствует от 15-ти процентов руских мужских родовых меток R1a z280. Вопрос закрыт, споры окончены, но человеческая глупость и исторические подлоги неизлечимы.

Покупка Киева — официальное приобретение Киева Руским царством в результате соглашения с Речью Посполитой в рамках «Вечного мира» 1686 года и уплаты ей 146 тысячи рублей ( 4,4 тонны серебра).

Митрополит Пётр (в миру — Пётр Симеонович Могила, или Петру Мовилэ, рум. Petru Movil; 21 (31) декабря 1596, Сучава, Молдавское княжество — 1 (11) января 1647, Киев) — епископ Константинопольской православной церкви, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, сын правителя Валахии (позже Молдавии) и представитель древнего валашского боярского рода Мовилэ.
«Могила и его сподвижники были откровенными и решительными западниками.. Это было новое поколение, прошедшее западную школу, для которого именно Запад, а не восток был своим. И были поводы подозревать, что это западничество есть своеобразное униатство..» «Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем.. Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры.. Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее преданиe. Для него стоял только вопрос юрисдикции.»

                /Георгий Флоровский «Пути русского богословия»/

2020-2022 гг.

Представлены полотна следующих живописцев:  Михаила Нестерова («Труды преподобного Сергия»), Сергея Архипова («Схватка руских с монголами. XIII век»), Аполлинария Васнецова («Московский Кремль при Иване Калите»),  Аполлинария Васнецова («Московский Кремль при Дмитрии Донском»); по середине Виктора Моторина («Великий князь Дмитрий Донской »).