Румынское дитя Сталина

Конкурс Стихов Дуэт
Относительно недавно в Париже вышла книга Владимира Косма «Мои мемуары», в которой он рассказал о создании музыки к фильму «Игрушка» и другим хитам французского кинематографа, актерской пластике Луи де Фюнеса и Жан-Поля Бельмондо, результатах опроса «Известий» о предпочтениях российской публики, о своем детстве, выступлениях в Москве и Санкт-Петербурге, безуспешных попытках «отмены» русской культуры на Западе.
Книга открывается главой «Дитя Сталина» —  Un enfant de Staline — не случайно, в детстве советский вождь, был для многих европейцев настоящим «героем, спасителем, благодетелем всего человечества», и даже сегодня, Косма при виде портрета советского вождя испытывает жесточайшую ностальгию.
Название «Дитя Сталина», безусловно не только носит нарочито рекламный характер, но и демонстрирует уважительное отношение автора к памяти советского вождя. Косма искренне уверен, что именно русские во главе со Сталиным победили Германию и избавили от нацизма Европу, в том числе Румынию и Францию, оккупированную фашистами. Он помнит, как после освобождения страны сотни тысяч людей устраивали манифестации на улицах и площадях, скандировали «Сталин! Сталин! Сталин!»
Владимир Косма (фр. Vladimir Cosma) — знаменитый французский музыкант и композитор румынского происхождения родился 13 апреля 1940 в Бухаресте, Румыния. Известен не столько как скрипач и дирижёр, хотя и в этом амплуа талант Косма проявился в значительной степени, а как композитор, сочинивший несколько сотен музыкальных произведений (по подсчетам различных источников и самого композитора от 200 до 1000).
Косма родился в музыкальной семье: его отец, Теодор Косма — пианист и дирижёр; мать — композитор; дядя, Эдгар Косма — композитор и дирижёр; бабушка — пианистка, выпускница бухарестской консерватории. В годы войны семья жила в Бухаресте бедно , размещаясь в одной крохотной комнате. Поставить фортепиано было негде, поэтому родители подарили пятилетнему Владимиру скрипку. В восемь лет он уже выступал вместе с отцом. В 12 лет он начал сочинять музыку, открыл для себя джаз, французские и американские песни, фольклорную музыку Румынии, России, Бразилии, Индии.
В мемуарах Косма поделился с читателем своим отношением к русской культуре, оказавшей на его музыкальное развитие сильнейшее влияние:
— В Бухаресте, еще ребенком я много слушал немецкую музыку Гайдна, Бетховена, Моцарта — музыку, которая меня не сильно трогала, а в конце концов — приелась и наскучила. Но однажды я попал на репетицию «Шехерезады». Тогда мне неожиданно открылся совершенно другой мир — яркий, красочный, живописный, импрессионистский, который меня сразу покорил. Россия — великая музыкальная держава: достаточно вспомнить имена титанов минувшего столетия — Стравинского, Скрябина, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна. В Бухарест приезжали с выступлениями Ойстрах, Гилельс, Рихтер, которые для меня были абсолютными гениями, и мы, молодежь, жадно впитывали эту культуру. Посмотрите, кого сегодня исполняют больше всего в мире, — по-прежнему Шостаковича и Прокофьева, до уровня которых поднялись совсем немногие из западных композиторов.
Русская классика и сегодня занимает первостепенное место среди музыкальных пристрастий Косма, хотя по его признанию ему, ближе новаторская музыка Скрябина, чем великий традиционализм Чайковского.
В 1963 году Косма переехал в Париж, где продолжил обучение в школе музыки Нади Буланже, а чтобы заработать на жизнь, несколько лет ездил по миру в качестве концертирующего скрипача.
Ценой невероятной работоспособности закрепился в мире киноиндустрии, начинав с создания аранжировок мелодий Мишеля Леграна., который занятый работой над «Девушками из Рошфора», предложил Косма сделать аранжировки для своих песен («Дельфин Умм», «Куда улетают воздушные шарики?»). А на следующий год порекомендовал его в качестве композитора для фильма Ива Робера «Блаженный Александр» (1967).
Среди самых известных работ — легкая, запоминающаяся выразительная музыка к фильмам с участием Пьера Ришара, Жерара Депардьё, Жан-Поля Бельмондо, Луи де Фюнеса, Софи Марсо: «Приключения раввина Якова», «Игрушка», «Папаши», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Укол зонтиком», «Инспектор-разиня», «Бум», «Астерикс против Цезаря (мультфильм)». В качестве основы для своих мелодий часто использует румынскую народную музыку, а иногда и обработки румынских народных мелодий, как например известная «сырба» из фильма «Высокий блондин в чёрном ботинке», исполненная на нае знаменитым Георге Замфиром.
Его произведения завоевали первые места на Каннском кинофестивале и дважды были удостоены премии «Сезар» за лучшую музыку к кино (фильмы «Дива» Жан-Жака Бенекса, 1982, и «Бал» Этторе Сколы, 1984). Кроме того, Владимир Косма писал музыкальные заставки для старейшего телевидения Франции TF1 в 1975 — 1976 годах и их новые версии вплоть до 1984 года. В течение 3 лет работал над созданием оперы по мотивам «Марсельской трилогии» Марселя Паньоля, получившей название «Мариус и Фанни», премьера которой состоялась 4 сентября 2007 года в Марсельском оперном театре. В настоящее время посвящает себя написанию симфонических сюит, основанных на своих мелодиях:
— Музыка должна быть самоценна, независимо от того, написана она для кино, театра или оперы. Я с удовольствием хожу на балет, но мне не меньше нравится музыка сама по себе. Когда я слушаю «Петрушку» или «Жар-птицу» Стравинского, «Болеро» или «Дафниса и Хлою» Равеля, мне не нужен балет на сцене — эти шедевры прекрасны без танцовщиков. Моя музыка для кино всегда пользовалась таким успехом, что мне сожалеть абсолютно не о чем. Композитор пишет музыку для своего времени. Бах сочинял для церкви, Гайдн и Гендель — для королевских празднества и торжеств, Бетховен — для буржуа и аристократов. Сегодня кино занимает в жизни несравненно больше места, чем опера или балет, которые остаются элитным жанром. Благодаря кино, радио и телевидению нашу музыку слушает огромное число людей.

Косма издал книгу «Мои мемуары», чтобы от первого лица рассказать о том, что на самом деле видел в СССР и России:
— Сегодня русская культура на Западе находится под прессом санкций — обмены, по сути, заморожены, наших артистов и музыкантов приглашают редко, выставок нет, балет больше не гастролирует. Даже умудряются делать попытки «запрещать» Чайковского! Всё это я нахожу печальным, нелепым и смехотворным. Когда я слышу, что говорят про Россию по телевидению, мне становится страшно. Я всего этого в вашей стране не видел и ничему не верю. Но вы же знаете, что такое промывание мозгов?! Если с утра до вечера вам твердят одно и то же, то в конце концов вы начинаете терзаться вопросом: «А если всё это правда? Может, я действительно заблуждаюсь?». Я выступал в Москве и в Санкт-Петербурге, где встречал полную энтузиазма публику — такой больше нет нигде в мире! Поездки произвели сильнейшее впечатление, прием мне оказывали исключительный — после концертов дарили иконки, цветы, игрушки и даже банки с вареньем. В концертную программу выступлений в России мне пришлось включить свою музыку к фильму «Игрушка», который пользовался в России колоссальным успехом. Это произошло после того, как в «Известиях» напечатали опрос о любимых произведениях россиян: тогда первое место заняла Симфония № 40 Моцарта, второе — моя музыка к «Игрушке» и третье — Пятая симфония Бетховена. Я был польщен таким неожиданным результатом, и, хотя слегка разочарован вторым местом, склонил голову перед моим коллегой Моцартом)). Когда на улице кто-то насвистывает мелодию из одного моих фильмов — это высшее признание успеха.

http://stihi.ru/2024/04/11/3550