Демидовы Глава I

Владимир Чугай
На картине Никита Демидов               

Род Демидовых по праву можно считать основателями развития горно-рудной добывающей и обрабатывающей промышленности в России. Их судьбоносная звезда зажглась при Никите Демидовиче Антуфьеве – позднее Никита Демидов (1656 – 1725 гг.), тульском кузнеце-оружейнике, удивившем царя Петра I более современными по тем временам ружьями и меткой стрельбой из них.

В то время Россия вела северные войны, и ее армия остро нуждалась в ружьях и пушках. Петр I проникся уважением к Никите Демидову, и выделив ему земли на Урале и в Сибири для строительства металлургических заводов, наказав организовать в короткие сроки производство ружей и пушек.

Демидов с честью справился с наказом. Насколько царь был им доволен, можно судить по диалогу между генерал-адмиралом графом Фёдором Апраксиным и Петром. Генерал-адмирал, оценивая вклад заводов Никиты в развитие армии, заметил:

— Хорошо бы, если б у нас было десятка два таких, каков Демидов.

На это царь, вздохнув, ответил:

— Я счастливым бы себя почёл, если бы имел таких шесть, пять и даже меньше... Но где их взять?

По документам главного начальника Уральского горного округа в 1810 году, И. Германа, Петр I закупал за границей ружья по 15 рублей, а кузнец из Тулы Антуфьев (Никита Демидов) делал ружья такого же качества и продавал их в казну значительно дешевле, всего лишь по 1 руб. 80 коп.

         Никита Демидов построил Баранчинский, Шайтанский и Вышевский заводы на Урале. В личной жизни он был религиозен, отличался строгой аскетичной простотой, жил в обыкновенной избе, хмельного не брал в рот и пьяных не терпел. Он не согласился с указанием В.Н. Татищева о распространении кабаков в горнозаводских поселках, так как это приносило деньги казне, но мешало хорошей работе. Демидов сам неутомимо работал и другим не прощал слабостей.

 До конца жизни он так и не принял от Петра I ни чинов, ни орденов, ни дворянства.

           Петр был настолько доволен деятельностью Демидова, что намеревался даже соорудить его медную статую и поставить ее в Петербурге "в ознаменование оказанных  им  услуг",  как   отмечает  историк   В.Ф. Шишонко, но "...это не случилось по скромности Демидова".

Посмотрев фильм о Демидовых, в котором Никиту Демидова играл талантливый артист Евстигнеев, я был немало поражен и восхищен с каким достоинством, простотой и уверенностью вел себя этот кузнец – оружейник перед царем Петром I представляя ему ружья собственного производства.

            Дело отца развил и приумножил его сын Акинфий Никитич Демидов (1678 – 1745 гг.). Он построил на Урале и Алтае 25 заводов, главным из которых стал Нижнетагильский, своим оборудованием отвечавший последнему слову техники. А о заводе в Невьянске в указе Берг-коллегии сказано: "Таких заводов не токмо в Швеции, но и во всей Европе не обретается". Семейные владения занимали 638 тыс. десятин, включали десятки железных и медных рудников, золотые и платиновые прииски, деревни и поселки.

Акинфий Демидов был талантливым организатором горнозаводской промышленности, превосходным знатоком горного дела, металлургии, до тонкостей овладевшим секретами тульских мастеров, искусным кузнецом и литейщиком.

             На заводах Демидовых трудились тридцать восемь тысяч человек. Он открыл, как и поручал Петр I на Урале серебряные рудники.

                Продолжение:  http://stihi.ru/2024/04/13/2276